Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:05, курсовая работа
Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:
1. Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)
2. Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.
3. Политики предприятия по важнейшим направлениям деятельности, включая:
обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Сущность и природа экономических методов управления 5
1.2 Коммерческий и внутрихозяйственный расчет 6
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КДУП «РЕЧИЦКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД» 12
2.1 Общая характеристика КДУП «Речицкий винодельческий завод» 12
2. 2 Анализ производственно-экономической деятельности КДУП «Речицкий винзавод» 13
2.3 Оценка конкурентоспособности КДУП «Речицкий винодельческий завод» 16
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КДУП «РЕЧИЦКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД» 23
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности 23
3.2 Оценка экономического эффекта от реализации предложений 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Наличие в республике большого
количества плодово-ягодного сырья, современные
технологии виноделия позволяют
предприятию производить
2. 2 Производственный потенциал КДУП «Речицкий винзавод»
За 2011 год объем производства продукции КДУП «Речицкий винзавод» в сопоставимых ценах составил 83% или 15 541 млн. руб., производство потребительских товаров - 82,7% или 15530 млн. руб. или, в натуральном выражении за 2011 год произведено вина 573 тыс. дал против 721 тыс. дал за 2010 год (таблица 1)
На производство продукции в сопоставимых ценах влияют следующие факторы: количество в натуральных единицах и средневзвешенная цена за единицу товара.
Объем производства продукции в сопоставимых ценах за 2011 год снизился по сравнению с 2010 годом на 3188 млн. руб., в том числе за счет снижения объемов производства – снизился на 3845 млн. руб., за счет средневзвешенной цены - увеличился на 657 млн. руб. (таблица 2)
Общее снижение затрат на производство продукции составило – 1 477 млн. руб., в том числе за счет снижения объемов производства затраты снизились на 3270 млн. руб., за счет увеличения затрат на единицу продукции – затраты увеличились на 1793 млн. руб.
Таблица 1 - Основные показатели
финансово-хозяйственной
№ |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным номенклатурным группам) всего, в т. ч. |
тыс. дал |
749 |
721 |
573 |
1.1 |
Вино плодовое |
тыс. дал |
691 |
674 |
563 |
№ |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1.2 |
Вино виноградное |
тыс. дал |
58 |
47 |
10 |
Темпы к предыдущему году всего, в т. ч. |
% |
102,7 |
96,3 |
79,5 | |
Вино плодовое |
% |
100,9 |
97,5 |
83,5 | |
Вино виноградное |
% |
131,8 |
81,0 |
21,3 | |
2 |
Годовой объем производства в стоимостном выражении (в действующих ценах) |
млн. руб. |
15 619 |
17 895 |
15 467 |
Темпы к предыдущему году |
% |
108,6 |
114,6 |
86,4 | |
3 |
Полные издержки на произведенную продукцию |
млн. руб. |
12 865 |
15 926 |
14 398 |
4 |
Выручка от реализации продукции - всего |
млн. руб. |
16 939 |
16 296 |
15 708 |
Темп к предыдущему году |
% |
123,4 |
96,2 |
96,4 | |
5 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
22,4 |
15,8 |
7,0 |
Таблица 2 - Факторный анализ влияния объемов производства и средневзвешенных цен на производство продукции в сопоставимых ценах по КДУП «Речицкий винзавод»
за 2010-2011 г. г
Наименование |
Фактически за 2010 год |
Фактически за 2011 год |
Фактически за 2011 год в ценах 2010 года | |||||||||
к-во (тыс. дал.) |
цена (тыс. руб.) |
сумма (млн. руб.) |
к-во (тыс. дал.) |
цена (тыс. руб.) |
сумма (млн. руб.) |
к-во (тыс. дал.) |
цена (тыс. руб.) |
сумма (млн. руб.) | ||||
Объем производства в сопоставимых ценах - всего |
721 |
25 976 |
18 729 |
573 |
27 122 |
15 541 |
573 |
25 976 |
14 884 | |||
В том числе: | ||||||||||||
Вино виноградное |
47 |
34 723 |
1632 |
10 |
30 500 |
305 |
10 |
34 723 |
347 | |||
Вино плодовое |
674 |
25 366 |
17 097 |
563 |
27 062 |
15 236 |
563 |
25 366 |
14 281 |
В составе материальных затрат уменьшилась доля по статьям «Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями» на 1,5%, «Топливо» - на 4,3%. Наблюдается рост по статье «Сырье и материалы» (таблица 3)
На изменение затрат на
100 руб. произведенной продукции
оказали влияние следующие
изменение структуры производства - затраты увеличились на 13,97 руб.
уменьшение себестоимости отдельных видов продукцию - затраты снизились на - 22,13 руб.
за счет снижения цен затраты увеличились на 11,93 руб.
Таблица 3 - Структура материальных затрат на производство продукции КДУП «Речицкий винзавод» за 2010-2011 г. г
Наименование статей затрат |
Сумма млн. руб. |
Структура затрат | ||||
2011 год |
2010 год |
отклонение |
2011 год |
2010 год |
отклонение | |
Материальные затраты - всего |
8 898 |
11 121 |
-2 223 |
100 |
100 |
- |
в том числе |
||||||
Сырье и материалы |
8 242 |
10 017 |
-1 775 |
92,6 |
90,1 |
+2,5 |
Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями |
269 |
496 |
-227 |
3,0 |
4,5 |
-1,5 |
Топливо |
18 |
301 |
-283 |
0,2 |
4,5 |
-4,3 |
Электрическая энергия |
70 |
54 |
+16 |
0,8 |
0,5 |
+0,3 |
Тепловая энергия |
276 |
234 |
+42 |
3,1 |
2,1 |
+1,0 |
Прочие материальные затраты |
23 |
19 |
+4 |
0,3 |
0,2 |
+0,1 |
Общий рост затрат на 100 рублей готовой продукции составил 3,77 руб. (таблица 4)
Отражение затрат в учете, отчетности по статьям затрат раскрывает их целевое назначение и связь с технологическим процессом. Эта группировка используется для определения затрат по видам продукции и месту возникновения расходов.
Таблица 4 - Факторный анализ изменения затрат на 100 руб. произведенной продукции
по КДУП «Речицкий винзавод»
Факторы, оказавшие влияние на изменение показателя затрат на 100 руб. произведенной продукции |
Алгоритм расчета |
Величина влияния, руб. |
Изменение структуры произведенной продукции |
102,97 – 89,00 |
+13,97 |
Изменение себестоимости отдельных видов продукции |
80,84– 102,97 |
-22,13 |
Изменение цен на продукцию |
92,77 – 80,84 |
11,93 |
Итого |
3,77 |
Увеличение затрат обусловлено:
электроэнергия - общий рост 2 млн. руб., в том числе за счет роста цен - 9 млн. руб., а за счет экономии потребляемой энергии – экономия 7 млн. руб.
теплоэнергия - общий рост 45 млн. руб., в том числе за счет увеличения объема потребляемой энергии - 27 млн. руб., за счет роста цен -18 млн. руб. (таблица 5)
Таблица 5 - Факторный анализ затрат по электрической и тепловой энергии
по КДУП «Речицкий винзавод» за 2010-2011 г. г
Наименование |
Ед. изм. |
Фактически за 2010 год |
Фактически за 2011 год |
Фактически за 2011 год в ценах 2010 года | ||||||
к- во |
цена, руб. |
сумма (млн. руб.) |
к- во |
цена, руб. |
сумма (млн. руб.) |
к-во |
цена, руб. |
сумма (млн. руб.) | ||
Электро-энергия |
тыс. кВт/час |
254 |
212,6 |
54 |
221 |
255,2 |
56 |
221 |
212,6 |
47 |
Тепло-энергия |
Гкал |
2081 |
112450 |
234 |
2319 |
120360 |
279 |
2319 |
112450 |
261 |
При внедрении экономических методов управления, я наиболее подробно остановлюсь на обеспечении конкурентоспособности товара.
КДУП «Речицкий винодельческий завод» специализируется на выпуске вин плодовых и виноградных и занимает одно из лидирующих мест по производству данной продукции в Гомельской области.
Основным рынком сбыта для предприятия является внутренний рынок Республики Беларусь. Для рынка винодельческой продукции Республики Беларусь можно отметить следующие тенденции:
Рынок виноградных вин:
-рынок виноградных вин Республики Беларусь является консервативным и растет ежегодно в пределах от 1 до 3%;
-белорусы больше потребляют полусладкие вина, доля сухих вин незначительна, что в первую очередь связано с культурой потребления и климатической зоной проживания;
-на рынке наблюдаются сезонные колебания – в холодное время почти в 3 раза возрастает потребление крепленых вин, кагоров;
-за период кризиса 2007-2009гг. возросло потребление недорогих виноградных вин;
-существует большая конкуренция среди отечественных производителей виноградных вин, усугубляемая присутствием на рынке большого количества продукции иностранных производителей.
Рынок плодовых вин:
-согласно программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 г. Министерства здравоохранения Республики Беларусь предусмотрено ежегодное сокращение производства плодовых вин в республике на 10%;
-спрос на вина улучшенного качества более высок по сравнению с ординарными;
-происходит совершенствование технологий производства, следствием чего является увеличение доли рынка вин плодовых улучшенного качества;
-большая конкуренция среди отечественных производителей, что в первую очередь связано с большой концентрацией предприятий-производителей данного вида продукции на территории Республики Беларусь (около 25 производителей).
Емкость рынка плодовых вин Республики Беларусь составляет 20 287,680 тыс. дал., виноградных вин – 3 139, 76 тыс. дал.
Доля рынка КДУП «Речицкий винодельческий завод» на территории Республики Беларусь (по объемам продаж) составляет: по рынку плодовых вин – 2,9%, по рынку виноградных вин – 0,7%
Объем реализации продукции за период 2009-2011 гг. имеет тенденцию к снижению как по реализации вин плодовых, так и по виноградным винам (таблица 6)
Таблица 6 - Динамика реализации продукции КДУП «Речицкий винодельческий завод» за период 2009-2011 гг., тыс. дал
Вино плодовое |
Вино виноградное | |||||||||
период |
темп роста |
период |
темп роста | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009, % |
2011 к 2010, % |
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009, % |
2011 к 2010, % | |
Гомель |
128,8 |
101,7 |
97,4 |
79,0 |
95,8 |
12,9 |
14,5 |
6,0 |
112,1 |
41,7 |
Вино плодовое |
Вино виноградное | |||||||||
период |
темп роста |
период |
темп роста | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009, % |
2011к 2010, % |
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009,% |
2011 к 2010, % | |
Продолжение таблицы 6 | ||||||||||
Гомельская область |
517,5 |
491,2 |
399,6 |
95,0 |
81,3 |
22,1 |
24,4 |
10,6 |
110,5 |
43,0 |
Брестская область |
1,2 |
0,5 |
2,7 |
41,7 |
540,0 |
- |
1,0 |
4,1 |
- |
410,0 |
Витебская область |
3,9 |
4,0 |
- |
102, 6 |
- |
0,4 |
- |
0,2 |
- |
- |
Гродненская область |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Могилевская область |
45,2 |
35,3 |
14,7 |
78,1 |
41,5 |
9,5 |
- |
- |
- |
- |
Минск и Минская область |
7,3 |
5,2 |
65,4 |
71,2 |
1256,7 |
4,5 |
- |
0,3 |
- |
- |
Реализация всего |
703,9 |
637,9 |
579,7 |
90,6 |
90,9 |
49,4 |
42,1 |
21,1 |
85,2 |
50,2 |
Информация о работе Экономические методы управления и их развитие