Экономические методы управления предприятия торговли и их эффективности (на примере ООО «Сладкий Мир»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является характеристика экономических методов управления, анализ их применения на базе ООО «Сладкий мир» и разработка экономических методов управления, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Сладкий мир».
Задачи дипломного проекта следуют из его актуальности и цели:
- рассмотреть теоретические аспекты отрасли торговли;
- рассмотреть теоретические основы управления предприятиями торговли;
- определить сущность экономических методов управления;
- дать общую характеристику персонала ООО «Сладкий мир»;
- провести анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО «Сладкий мир»;
- проанализировать действующую систему управления ООО «Сладкий мир»;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономических методов управления ООО «Сладкий мир» и определить их экономическую эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
Глава I Теоретическая часть…………………………….…….…….…………..7
§1. Теоретические основы отрасли торговли……………….…….…………....7
Экономические аспекты развития отрасли……………………….......………...7
Нормативно-правовая база отрасли………………...…………………………..13
Информационное обеспечение на предприятии отрасли…………..…………22
§2. Теоретические основы управления предприятиями торговли………..….28
Определение процесса управления предприятием торговли……………...….28
Методы управления предприятиями торговли………………………..……….31
§3. Понятие экономических методов управления и их эффективности……..34
Сущность экономических методов управления……………………...………..34
Коммерческий расчет как важнейший экономический метод
механизма хозяйствования……….……………………………………………..37
Внутрифирменный расчет………...…………………………………………….42
Глава II. Аналитическая часть………………………….……………………….44
§1.Общая характеристика общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»…………………………………………………….……………..44
§2.Организационно-экономическая характеристика
общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»……………………………………………………………………………....47Организационная структура управления предприятием………………...…....47
Анализ кадрового состава предприятия…………....………………………......48
Анализ структуры управления………………………………………………….53
§3.Анализ хозяйственно-экономической деятельности организации.....…….56
Анализ видов деятельности предприятия……………………….……..............56
Анализ товарооборота предприятия…………………………....………………58
Анализ заработной платы работников…………..……………………………..60
Анализ прибыли и рентабельности организации……………….....……….....61
4.Анализ внешней среды организации…………….……………...………….65
Анализ потребительского рынка…………..…………………………………..65
Анализ конкурентной среды предприятия……………...…………………….66
§5.Анализ экономических методов управления на предприятии………...…69
Анализ процесса товарооборота на предприятии…………………………….69
Характеристика деятельности финансово-экономической
службы предприятия………………………………………….………………..72
Источники формирования финансовых ресурсов………………...………….75
Выводы по аналитической части….…………………………………………..81
Глава III. Проектная часть……………………………….……………….……87
§1.Проект 1 «Заключение договора на закупку кондитерских изделий с кондитерской фабрики «Юбилейная» г.Сыктывкар».....……………….……88
§2.Проект 2 «Совершенствование системы управления путем изменения формы поставок (с железнодорожного транспорта на доставку автоперевозки)»….... ……………………………………………...……………92
§3.Проект 3 «Увеличение клиентской базы путем продвижения сайта компании ООО «Сладкий Мир»»………………………………………..…….96
Выводы по дипломной работе…………………………………………….…..103
Список использованной литературы…………………………………………111

Файлы: 1 файл

Диплом Эконом методы Сладкий мир.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………….…………………4

Глава I Теоретическая часть…………………………….…….…….…………..7

§1. Теоретические основы отрасли торговли……………….…….…………....7

Экономические аспекты развития отрасли……………………….......………...7

Нормативно-правовая база отрасли………………...…………………………..13

Информационное  обеспечение на предприятии отрасли…………..…………22

§2. Теоретические  основы управления предприятиями торговли………..….28

Определение процесса управления предприятием торговли……………...….28

Методы управления предприятиями  торговли………………………..……….31

§3. Понятие экономических методов управления и их эффективности……..34

Сущность экономических  методов управления……………………...………..34

Коммерческий расчет как  важнейший экономический метод 

механизма хозяйствования……….……………………………………………..37

Внутрифирменный расчет………...…………………………………………….42

Глава II. Аналитическая часть………………………….……………………….44

§1.Общая характеристика общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»…………………………………………………….……………..44

§2.Организационно-экономическая характеристика

общества с  ограниченной ответственностью «Сладкий мир»……………………………………………………………………………....47Организационная структура управления предприятием………………...…....47

Анализ кадрового  состава предприятия…………....………………………......48

Анализ структуры управления………………………………………………….53

§3.Анализ хозяйственно-экономической деятельности организации.....…….56

Анализ видов деятельности предприятия……………………….……..............56

Анализ товарооборота предприятия…………………………....………………58

Анализ заработной платы работников…………..……………………………..60

Анализ прибыли и рентабельности организации……………….....……….....61

§4.Анализ внешней среды организации…………….……………...………….65

Анализ потребительского рынка…………..…………………………………..65

Анализ конкурентной среды предприятия……………...…………………….66

§5.Анализ экономических методов управления на предприятии………...…69

Анализ процесса товарооборота  на предприятии…………………………….69

Характеристика  деятельности финансово-экономической 

службы предприятия………………………………………….………………..72

Источники формирования финансовых ресурсов………………...………….75

Выводы по аналитической  части….…………………………………………..81

Глава III. Проектная часть……………………………….……………….……87

§1.Проект 1 «Заключение договора на закупку кондитерских изделий с кондитерской фабрики «Юбилейная» г.Сыктывкар».....……………….……88

§2.Проект 2 «Совершенствование системы управления путем изменения формы поставок (с железнодорожного транспорта на доставку автоперевозки)»….... ……………………………………………...……………92

§3.Проект 3 «Увеличение  клиентской базы путем продвижения  сайта компании ООО «Сладкий Мир»»………………………………………..…….96

Выводы по дипломной  работе…………………………………………….…..103

Список использованной литературы…………………………………………111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Торговля в  настоящее время является одной  из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразущих отраслей экономики. По данным Росстата в 2012 году доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в валовой добавленной стоимости составила 19%, а доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации  - 10,3%. В 2012 году более высокими темпами росли продажи непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными товарами, соответственно произошли изменения в структуре розничного товарооборота.  По итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом сократилась доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 47,8% (на 0,8 процентных пункта ниже показателя 2011 года).  Более динамично развивалась розничная торговля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, а доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли сократилась.

Изменения в  социально-политической и экономической  жизни страны потребовали кардинальной перестройки всей системы управления. В настоящее время продуктивно руководить производственно-хозяйственной деятельностью могут только специалисты-управляющие (менеджеры), для которых работа в условиях рынка в соответствии с его требованиями и законами – это образ мышления и действия.

В сложившихся  рыночных условиях хозяйствования особенно важной становится проблема использования современных методов управления предприятием.

Эффективность управления предприятием напрямую зависит  от того комплекса методов управления, который выберет руководитель. Наиболее распространенными методами управления предприятием считаются: экономические методы, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

Актуальность  темы заключается в том, что экономические методы управления направлены на совершенствование системы формирования доходов и расходов, прибыли и источников инвестиций, необходимых для эффективной работы сферы торговли.

Целью дипломного проекта является характеристика экономических методов управления, анализ их применения на базе ООО «Сладкий мир» и разработка экономических методов управления, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Сладкий мир».

Задачи дипломного проекта следуют из его актуальности и цели:

- рассмотреть теоретические аспекты отрасли торговли;

- рассмотреть теоретические основы управления предприятиями торговли;

- определить сущность экономических методов управления;

- дать общую  характеристику персонала ООО  «Сладкий мир»;

- провести анализ  эффективности производственно-хозяйственной  деятельности ООО «Сладкий мир»;

- проанализировать действующую систему управления ООО «Сладкий мир»;

- разработать  мероприятия по совершенствованию экономических методов управления ООО «Сладкий мир» и определить их экономическую эффективность.

Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность ООО «Сладкий мир».

Предмет исследования - совершенствование системы управления ООО «Сладкий мир».

Информационной  базой исследования служат данные финансовой статистической отчетности, отчетности по труду и его оплате по ООО «Сладкий мир» за 2010-2012 гг. В процессе написания дипломного проекта использованы также результаты исследований, проведенных автором методом интервьюирования работников.

Для решения  поставленных задач применялись  следующие основные методы исследования: системный подход, основные принципы и положения исторического-логического и структурного анализа, экономико-статистические методы.

В разработку проблем, связанных с раскрытием сущности и применения экономических методов управления, значительный вклад внесли как отечественные, так и зарубежные ученые.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили исследования российских и зарубежных ученых и специалистов-практиков  по проблемам мотивации деятельности работников. В дипломном проекте  использованы труды Т. Базарова, О. Виханского, А. Егоршина, С. Занюк, Л. Карташовой, А. Кибанова, М. Курбатовой,  М. Магура, Ю. Одегова и других.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных источников литературы и приложений.

В первой главе  дипломного проекта исследованы теоретические основы отрасли торговли, основы управления предприятиями торговли и раскрыта сущность экономических методов управления.

Вторая глава дипломного проекта носит практический характер. В ней проведен анализ деятельности и системы управления ООО «Сладкий мир» и выявлены проблемы в данной сфере.

В третьей главе  на основе результатов проведенного анализа и выявленных проблем разработаны мероприятия, направленные на совершенствование системы управления ООО «Сладкий мир», а также проведена их экономическая эффективность.

 

 

Глава I Теоретическая часть

§1. Теоретические основы отрасли торговли

 Экономические аспекты развития отрасли

Торговля в  настоящее время является одной  из наиболее динамично развивающихся  и бюджетообразущих отраслей экономики. В 2012 году розничная торговля характеризовалась относительно умеренной динамикой  темпов роста товарооборота, оставаясь при этом одним из главных локомотивов роста экономики страны, и оказывала существенное влияние на поддержание общеэкономической динамики на высоком уровне[71].

По данным Росстата в 2012 году доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в валовой добавленной стоимости составила 19%, а доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации - 10,3%[77].

Согласно данным Росстата по итогам 2012 года оборот розничной торговли составил 19075 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 7,2% к 2011 году.

Динамика оборота розничной торговли в разрезе товарных групп в 2012 году характеризовалась более высокими темпами роста продаж непродовольственных товаров. По итогам 2012 года оборот розничной торговли непродовольственными товарами вырос на 10,7% к 2011 году, а пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями – на 3,6%. 

В результате замедления динамики оборота, замедления роста  цен на продовольственные товары в структуре оборота розничной  торговли по итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом сократилась доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 47,8% (на 0,8 процентных пункта ниже показателя 2011 года).

Среди продовольственных  товаров по данным за 2012 год по сравнению с 2011 годом, прежде всего, выросли объемы продаж мяса птицы (на 10,3%), продуктов из мяса (на 9,3%), рыбы и морепродуктов (на 8,2%), сыров (на 7,3%), питьевого молока (на 5,6%), кондитерских изделий (на 6,5%), свежих фруктов (на 12,7%) и овощей (на 13,2%). В то же время сократились продажи растительных масел (на 2,4%), крупы (на 6,5%), реализация мяса животных и картофеля осталась практически на уровне 2011 года.

По непродовольственным  товарам в 2012 году наблюдался в первую очередь рост продаж относительно более «дорогих» товаров. Так, продажи компьютеров выросли на 19,1%, аудиоаппаратуры  – на 13,8%, телевизоров  – на 15,6%, фотоаппаратуры и фототоваров – на 22,4%, легковых автомобилей – на 24,0%[77].

Одной из современных  тенденций развития розничной торговли является изменение соотношения  магазинных и внемагазинных форм продаж.

В 2012 году отмечалась более высокая динамика продаж в стационарной торговле, что привело к снижению доли розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли. По итогам 2012 году оборот розничной торговли на 88,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка и на 11,5% розничными рынками и ярмарками. По сравнению с 2011 годом доля рынков и ярмарок в обороте розничной торговли сократилась на 0,7%.

В 2012 году динамика оборота розничной торговли торгующими организациями (включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка) характеризовалась достаточно высокими темпами роста, превышающими аналогичные показатели в целом по отрасли.

Так, по итогам года оборот розничной торговли  торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка вырос на  8,4% к 2011 году, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1,2 процентных пункта, а продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составили 98,9% от уровня 2011 года.

На 1 января 2012г. на территории Российской Федерации  функционировало 3159 розничных рынков. В течение 2012 года закрылись или были преобразованы в торговые центры 268 рынков, в том числе 186 универсальных рынков, 21 специализированный рынок по продаже продуктов питания, 38 вещевых рынков, 1 сельскохозяйственный рынок, 3 рынка по продаже строительных материалов и 19 рынков  другой специализации. Число сельскохозяйственных кооперативных рынков и специализированных рынков по продаже радио- и электробытовой техники  за этот период не изменилось[72].

Универсальные рынки, составляют 73,2% от общего числа  рынков (на 1 января 2012г.  – 72,9%), вещевые  – 8,8% (9,2%), сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные – 7,9% (7,3%), рынки по продаже продуктов питания – 4,2% (4,5%), по продаже строительных материалов  – 2,1% (2,0%), по продаже радио- и электробытовой техники – 0,1% (0,1%), рынки другой специализации – 3,7%(4,0%).

Количество  торговых мест на рынках на 1 января 2012 года составило 896,3 тыс. По сравнению с 1 января 2012 года  их  число сократилось на 64,8 тыс., или на 6,7%.

Уровень фактического использования торговых  мест на 1 января 2012г. в среднем по Российской Федерации составил 72,4% против 73,7% на аналогичную дату 2012г., в том числе на универсальных рынках  – 72,3% (74,0%), специализированных рынках по продаже продуктов питания  - 81,5% (82,3%), вещевых рынках  – 73,7% (73,1%) рынках, по продаже радио- и электробытовой техники  – 62,1% (67,6%), строительных рынках  – 88,8% (88,5%), сельскохозяйственных рынках  – 63,3% (63,9%),  сельскохозяйственных кооперативных рынках – 54,6% (47,1%)[77].

Информация о работе Экономические методы управления предприятия торговли и их эффективности (на примере ООО «Сладкий Мир»)