Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа
Целью дипломного проекта является характеристика экономических методов управления, анализ их применения на базе ООО «Сладкий мир» и разработка экономических методов управления, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Сладкий мир».
Задачи дипломного проекта следуют из его актуальности и цели:
- рассмотреть теоретические аспекты отрасли торговли;
- рассмотреть теоретические основы управления предприятиями торговли;
- определить сущность экономических методов управления;
- дать общую характеристику персонала ООО «Сладкий мир»;
- провести анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО «Сладкий мир»;
- проанализировать действующую систему управления ООО «Сладкий мир»;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономических методов управления ООО «Сладкий мир» и определить их экономическую эффективность.
Введение……………………………………………………….…………………4
Глава I Теоретическая часть…………………………….…….…….…………..7
§1. Теоретические основы отрасли торговли……………….…….…………....7
Экономические аспекты развития отрасли……………………….......………...7
Нормативно-правовая база отрасли………………...…………………………..13
Информационное обеспечение на предприятии отрасли…………..…………22
§2. Теоретические основы управления предприятиями торговли………..….28
Определение процесса управления предприятием торговли……………...….28
Методы управления предприятиями торговли………………………..……….31
§3. Понятие экономических методов управления и их эффективности……..34
Сущность экономических методов управления……………………...………..34
Коммерческий расчет как важнейший экономический метод
механизма хозяйствования……….……………………………………………..37
Внутрифирменный расчет………...…………………………………………….42
Глава II. Аналитическая часть………………………….……………………….44
§1.Общая характеристика общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»…………………………………………………….……………..44
§2.Организационно-экономическая характеристика
общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»……………………………………………………………………………....47Организационная структура управления предприятием………………...…....47
Анализ кадрового состава предприятия…………....………………………......48
Анализ структуры управления………………………………………………….53
§3.Анализ хозяйственно-экономической деятельности организации.....…….56
Анализ видов деятельности предприятия……………………….……..............56
Анализ товарооборота предприятия…………………………....………………58
Анализ заработной платы работников…………..……………………………..60
Анализ прибыли и рентабельности организации……………….....……….....61
4.Анализ внешней среды организации…………….……………...………….65
Анализ потребительского рынка…………..…………………………………..65
Анализ конкурентной среды предприятия……………...…………………….66
§5.Анализ экономических методов управления на предприятии………...…69
Анализ процесса товарооборота на предприятии…………………………….69
Характеристика деятельности финансово-экономической
службы предприятия………………………………………….………………..72
Источники формирования финансовых ресурсов………………...………….75
Выводы по аналитической части….…………………………………………..81
Глава III. Проектная часть……………………………….……………….……87
§1.Проект 1 «Заключение договора на закупку кондитерских изделий с кондитерской фабрики «Юбилейная» г.Сыктывкар».....……………….……88
§2.Проект 2 «Совершенствование системы управления путем изменения формы поставок (с железнодорожного транспорта на доставку автоперевозки)»….... ……………………………………………...……………92
§3.Проект 3 «Увеличение клиентской базы путем продвижения сайта компании ООО «Сладкий Мир»»………………………………………..…….96
Выводы по дипломной работе…………………………………………….…..103
Список использованной литературы…………………………………………111
- юридическими и физическими лицами, которые должны в обязательном порядке предоставлять документированную информацию органам, ответственным за формирование информационных ресурсов (ст. 14 Закона об информации) [8].
В соответствии с Положением
Минпромторг предоставляет
а) о принятых Министерством решениях в области торговой деятельности в Российской Федерации;
б) об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности в Российской Федерации;
в) о среднем уровне цен на отдельные виды товаров в Российской Федерации;
г) иная определенная Министерством информация (п. 10).
Уполномоченные органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления предоставляют
Минпромторгу РФ информацию о состоянии
торговли и тенденциях ее развития в соответствующих
субъектах Российской Федерации и муниципальных
образованиях, об издании нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации, муниципальных правовых актов,
регулирующих отношения в области торговой
деятельности.
В нормах ст. 5, 6 Закона о регулировании
торговли, посвященных полномочиям государственных
и муниципальных органов в области регулирования
торговой деятельности, отражена информационная
составляющая полномочий только государственных
органов в области торговой деятельности[73].
Между тем п. 11 Положения прямо закрепляет обязанность органов местного самоуправления по предоставлению Минпромторгу РФ информации о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих муниципальных образованиях, а также об издании муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности. При этом, как отмечалось выше, из определения системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности следует, что ее составной частью являются информационные системы органов местного самоуправления (п. 2 Положения).
В связи с этим было бы целесообразным определить в Законе о регулировании торговли соответствующие полномочия органов местного самоуправления, например, распространив на них норму ст. 6, предусматривающую полномочия органов государственной власти субъектов РФ по проведению информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на соответствующей территории.
Основные информационные
системы в области торговой деятельности,
которые являются источниками информации
о состоянии торговли и тенденциях
ее развития на территориях субъектов
РФ и муниципальных образований,
представлены в виде торговых реестров.
Они формируются органами государственной
власти субъектов РФ.
Форма торгового реестра, порядок его
формирования и предоставления информации,
содержащейся в нем, утверждаются Минпромторгом
РФ (ч. 2 ст. 5 Закона о регулировании торговли)
[73].
В соответствии с Приказом Минпромторга РФ от 16 июля 2011 г. N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре" торговые реестры, формируемые в субъектах РФ, состоят из трех разделов. Они включают в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность; сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров); сведения о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ[76].
Сведения о хозяйствующих субъектах охватывают информацию как о самих юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (организационно-правовой форме, наименовании, месте нахождения, дате регистрации, виде деятельности, руководителе, численности работников и др.), так и о торговых объектах, им принадлежащих (вид, место, площадь и др.).
Сведения о состоянии торговли должны отражать показатели, характеризующие оборот оптовой и розничной торговли на территории субъекта РФ, объем продаж на рынках и ярмарках, удельный вес сетевых торговых структур в общем объеме оборота, долю в нем малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, инвестиции, рентабельность и другие показатели.
Внесение сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, и внесение сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), производится:
1) по заявлению хозяйствующего субъекта о внесении сведений в торговый реестр с приложением необходимой информации и документов, указанных в Приказе Минпромторга N 602;
2) по результатам
сбора сведений органом
§2. Теоретические основы управления предприятиями торговли
Определение процесса управления предприятием торговли
Современное предприятие является достаточно сложной системой, которой приходится действовать в динамично изменяющемся, предъявляющем к предприятию все более жесткие требования мире. Это приводит к усложнению задач управления производством, требует постоянного совершенствования и обновления деятельности предприятия через выявление, формулирование, анализ и решение возникающих проблем[22, с. 76].
Если представить предприятие как искусственную систему, то управление играет в ней роль обратной связи, которая выполняет ряд операций: сравнивает полученный результат процесса преобразования входа в выход с моделью желаемого результата, выявляет различие, оценивает это различие, вырабатывает решение, устраняющее различие, воздействует на процесс с целью его ликвидации (рис. 1).
Рисунок 1 - Управляющий и управляемый процессы на предприятии
Таким образом,
процесс управления можно представить
как непрерывную
Процесс управления имеет циклический характер: начинается с выявления потребностей в практических действиях и постановки целей, а заканчивается их достижением либо отказом от этого. В управленческом цикле выделяются четыре управленческих действия: планирование, организация, руководство и контроль.
Планирование - это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (ставят цели) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены[22, с.81].
Организация обеспечивает выполнение плана, определив, кто и какие работы будет выполнять и с кем при этом взаимодействовать.
Руководство создает условия для того, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов от них ожидают, были заинтересованы в их получении, испытывали удовлетворение от продуктивной работы.
Контроль завершает управленческий цикл, соизмеряя фактические результаты работы с запланированными и получая информацию о том, достигает ли предприятие поставленных целей. Контроль позволяет выделить проблемы и предпринять корректирующие меры прежде, чем предприятию будет нанесен серьезный ущерб. Именно контроль делает управление чувствительным к изменениям. Реагирование же на эти изменения осуществляется через планирование, организацию и руководство. Тем самым цикл управления оказывается замкнутым[45, с.114].
Решения и коммуникация связывают управленческие действия, обеспечивая их взаимозависимость. Поэтому их называют связующими.
По мнению зарубежных ученых, можно выделить восемь характерных черт эффективного управления:
Методы управления предприятиями торговли
Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ.
Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.
Управление, в строгом смысле слова, есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его членами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины, статистика, а с другой – на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности [28, с. 140].
Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Слово «метод» имеет греческое происхождение («исследование») имеет два значения: первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе – прием, способ или образ действия.
В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).
Методы управления,
или воздействия, в процессе управления
являются важным разделом в менеджменте.
Среди них основными являются
организационно-
Успешное решение любой производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду.
Основными методами управления в современной теории менеджмента признаются:
В данной работе мы более подробно остановимся на изучении и описании экономических методов управления предприятием.
§3. Понятие экономических методов и их эффективности
Сущность
экономических методов
Экономические методы управления – это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Характеристика экономических методов управления представлена в таблице 1[68, с.19].
Таблица 1. Характеристика экономических методов управления
наименование группы методов управления |
Специфика группы |
Наименование подгруппы |
Наименование методов |
Экономические методы управления |
Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение |
Экономические методы, применяемые на макро-уровне |
Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика, финансово-кредитная политика; инвестиционная политика. |
Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации) |
Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование. | ||
Коммерческий расчет: хозрасчет; самоокупаемость; самофинансирование | |||
Экономические методы управления, применяемые на отдельного работника |
Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.) | ||
Методы наказания (штрафы, вычеты и др.) |