Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа
Целью дипломного проекта является характеристика экономических методов управления, анализ их применения на базе ООО «Сладкий мир» и разработка экономических методов управления, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Сладкий мир».
Задачи дипломного проекта следуют из его актуальности и цели:
- рассмотреть теоретические аспекты отрасли торговли;
- рассмотреть теоретические основы управления предприятиями торговли;
- определить сущность экономических методов управления;
- дать общую характеристику персонала ООО «Сладкий мир»;
- провести анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО «Сладкий мир»;
- проанализировать действующую систему управления ООО «Сладкий мир»;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономических методов управления ООО «Сладкий мир» и определить их экономическую эффективность.
Введение……………………………………………………….…………………4
Глава I Теоретическая часть…………………………….…….…….…………..7
§1. Теоретические основы отрасли торговли……………….…….…………....7
Экономические аспекты развития отрасли……………………….......………...7
Нормативно-правовая база отрасли………………...…………………………..13
Информационное обеспечение на предприятии отрасли…………..…………22
§2. Теоретические основы управления предприятиями торговли………..….28
Определение процесса управления предприятием торговли……………...….28
Методы управления предприятиями торговли………………………..……….31
§3. Понятие экономических методов управления и их эффективности……..34
Сущность экономических методов управления……………………...………..34
Коммерческий расчет как важнейший экономический метод
механизма хозяйствования……….……………………………………………..37
Внутрифирменный расчет………...…………………………………………….42
Глава II. Аналитическая часть………………………….……………………….44
§1.Общая характеристика общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»…………………………………………………….……………..44
§2.Организационно-экономическая характеристика
общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»……………………………………………………………………………....47Организационная структура управления предприятием………………...…....47
Анализ кадрового состава предприятия…………....………………………......48
Анализ структуры управления………………………………………………….53
§3.Анализ хозяйственно-экономической деятельности организации.....…….56
Анализ видов деятельности предприятия……………………….……..............56
Анализ товарооборота предприятия…………………………....………………58
Анализ заработной платы работников…………..……………………………..60
Анализ прибыли и рентабельности организации……………….....……….....61
4.Анализ внешней среды организации…………….……………...………….65
Анализ потребительского рынка…………..…………………………………..65
Анализ конкурентной среды предприятия……………...…………………….66
§5.Анализ экономических методов управления на предприятии………...…69
Анализ процесса товарооборота на предприятии…………………………….69
Характеристика деятельности финансово-экономической
службы предприятия………………………………………….………………..72
Источники формирования финансовых ресурсов………………...………….75
Выводы по аналитической части….…………………………………………..81
Глава III. Проектная часть……………………………….……………….……87
§1.Проект 1 «Заключение договора на закупку кондитерских изделий с кондитерской фабрики «Юбилейная» г.Сыктывкар».....……………….……88
§2.Проект 2 «Совершенствование системы управления путем изменения формы поставок (с железнодорожного транспорта на доставку автоперевозки)»….... ……………………………………………...……………92
§3.Проект 3 «Увеличение клиентской базы путем продвижения сайта компании ООО «Сладкий Мир»»………………………………………..…….96
Выводы по дипломной работе…………………………………………….…..103
Список использованной литературы…………………………………………111
Стратегия предполагает достижение указанной цели посредством решения следующих задач:
1. Повышение эффективности
регулирования торговой
2. Обеспечение развития инфраструктуры торговли;
3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;
4. Обеспечение условий для развития конкуренции;
5. Оказание поддержки малому и среднему бизнесу;
6. Снижение уровня кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки кадров;
7. Развитие дистанционной торговли;
8. Совершенствование
По результатам реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией с целью увеличения эффективности российской внутренней торговли, можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самой отрасли торговли, так и в сопряженных отраслях, повышения качества жизни населения.
Ожидается, что реализация Стратегии приведет к росту обеспеченности современными торговыми площадями, увеличению доли современных форматов, росту конкуренции и развитию дистанционной торговли.
Усиливающаяся конкуренция на потребительском рынке стимулирует необходимость дальнейшей оптимизации бизнес-процессов, поиску новых управленческих решений, направленных на предоставление более качественного сервиса потребителям. Продолжается совершенствование логистики, системы взаимодействия с поставщиками товаров, развитие альтернативных каналов продаж, Интернет-торговли.
При этом уровень концентрации
рынка остается невысоким – по
оценкам экспертов рынка
В рамках реализации Плана мероприятий по реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2012-2015 годы и период до 2020 года (первый этап) Минпромторгом России в 2012 году с участием государственных органов исполнительной власти и научных учреждений были подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации доклады по следующим вопросам:
- разработка органами
исполнительной власти
- установление и мониторинг
достижения нормативов
- проведение комплексного
исследования потребности в
кадрах для торговой отрасли,
определение региональных
- разработка комплекса мер, направленных на развитие нестационарной и ярмарочной торговли[73].
Кроме того, был подготовлен доклад о состоянии и развитии оптовой торговли в Российской Федерации.
В Стратегии придается особое значение развитию саморегулирования отрасли. По итогам 2012 года можно отметить положительные тенденции в этой области.
Приказом Минпромторга России от 18 марта 2012 года № 325 утверждены рекомендации по организации и проведению мониторинга торговой деятельности в Российской Федерации и реализации Закона о торговле в 2012 году. В соответствии с указанными рекомендациями органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляли мониторинг в 2012 году.
Для реализации Закона о торговле к числу обязательных нормативных правовых актов разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации отнесены: акты, регламентирующие схему и порядок размещения нестационарных торговых объектов, регулирующие деятельность ярмарок, устанавливающие норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
По состоянию на 1 января 2012 года разработаны и приняты все вышеперечисленные нормативные правовые акты в 81 субъекте Российской Федерации, что составляет 98% от общего числа субъектов (справочно: по состоянию на 1 апреля 2012г. - в 42 субъектах (51%)). В Чукотском автономном округе по состоянию на 1 января 2012 года принят только один нормативный правовой акт, устанавливающий норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; нормативный правовой акт, регламентирующий особенности размещения нестационарных торговых объектов, планируется принять в первом полугодии 2012 года; нормативный правовой акт, регулирующий деятельность ярмарок принимать не планируется в связи с особыми климатическими условиями данного региона[77].
В целях реализации статьи 20 Закона о торговле, в соответствии с которой уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет обобщенные сведения, содержащиеся в торговом реестре в Минпромторг России, приказом Минпромторга России от 16 июля 2011 г. № 602 утверждены форма торгового реестра, порядок формирования торгового реестра и порядок предоставления информации, содержащейся в торговом реестре[71].
По состоянию на 1 февраля 2012 года, сведения, содержащиеся в торговом реестре, получены из 63 регионов Российской Федерации, что составляет 75% от общего числа субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, эти сведения носят неполный характер, поскольку при формировании торговых реестров возникают трудности получения данных в связи с необязательностью их представления хозяйствующими субъектами. В настоящее время обсуждается проект поправок в Закон о торговле, предусматривающий обязательность предоставления хозяйствующими субъектами информации в торговые реестры. Принятие данных поправок позволит повысить качество формирования торгового реестра.
Кроме того, в 53 субъектах Российской Федерации или 64 % приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ведения торгового реестра.
Реализация Закона о торговле способствует:
- усилению конкуренцию на рынке розничной торговли;
- поддержанию баланса интересов производителей (в том числе сельхозпроизводителей) поставщиков продовольственных товаров и организаций розничной торговли. Так установленные в Законе о торговле предельные сроки оплаты за поставленные продовольственные товары, в зависимости от сроков их годности, позволили перераспределить в пользу поставщиков существенные оборотные средства;
- повышению
прозрачности договорных
- стимулированию
процессов отраслевого и
- активизации работы органов власти субъектов Российской Федерации по развитию внутренней торговли (разработка и реализация региональных программ развития торговли, установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и работа по их достижению), с одновременным усилением ответственности региональных властей, органов местного самоуправления за нарушения торгового законодательства[71].
В целом результаты мониторинга реализации Закона о торговле показывают, что в течение 2012 года велась плановая работа по выполнению на федеральном и региональном уровнях установленных Законом о торговле правовых норм.
Информационное обеспечение на предприятии отрасли.
Принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" отразило особенности современного этапа взаимодействия Российского государства и экономики, который, в отличие от периода радикального реформирования, характеризуется признанием важной роли государства в развитии рыночных отношений, необходимости его участия в экономических процессах и усиления регулирующего влияния на развитие предпринимательства, в том числе в сфере внутренней торговли[6].
Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, а с другой стороны, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.
Как известно, функция государства по регулированию предпринимательской деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.
Применительно к торговой деятельности в Законе о регулировании торговли сформулирован исчерпывающий перечень таких методов, к числу которых относится ее информационное обеспечение (ст. 4) [6].
Информационное обеспечение в области торговой деятельности направлено на реализацию предусмотренных Стратегией развития информационного общества в РФ задач по развитию экономики России на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, повышению эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса. Оно предполагает создание условий для формирования достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации, складывающейся в сфере торговли, в целях содействия ее дальнейшему развитию.
Решение указанных задач в рассматриваемой сфере осуществляется, в частности, путем создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности (ст. 20 Закона о регулировании торговли). Обязанности по созданию и обеспечению функционирования данной системы возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входят полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли - Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг РФ) [71].
Информация
и документы, содержащиеся в системе
государственного информационного
обеспечения в области торговой
деятельности, являются открытыми и
общедоступными государственными информационными ресурсами,
принадлежность (обладатель) которых,
а также порядок формирования и использования
устанавливаются законодательством, регулирующим
как торговые, так и информационные отношения:
Законом о регулировании торговли, Федеральным
законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации"[9], Федеральным законом
от 6 апреля 2012 г. N 63-ФЗ "Об электронной
подписи"[8] и другими законами и подзаконными
актами.
Порядок создания указанной системы установлен
Положением о создании и обеспечении функционирования
системы государственного информационного
обеспечения в области торговой деятельности
в РФ, утвержденным Постановлением Правительства
РФ от 11 ноября 2011 г. N 887.
В соответствии с п. 2 Положения система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления информации о состоянии торговли в РФ, о тенденциях ее развития и обеспечивающих обработку информации информационных технологий и технических средств.
Данное определение основывается на нормах Закона об информации, который регулирует понятие и выделяет виды информационных систем (государственные, муниципальные и иные) (ст. 2, 13). Однако анализ приведенного понятия приводит к выводу о том, что рассматриваемая система не может отождествляться с государственной информационной системой[9].
Исходя из смысла
этого понятия система
Задачами создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности являются: 1) формирование государственных информационных ресурсов в области торговой деятельности в РФ; 2) обеспечение доступа к ним всех заинтересованных лиц; 3) предоставление на их базе государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий (п. 4 Положения).
Формирование государственных информационных систем осуществляется на основе статистической и иной информации, представленной в документированной форме, что предполагает ее передачу, хранение и использование как на бумажных носителях, так и в виде электронных документов, понятие и реквизиты которых предусматриваются Законом об информации и Федеральным законом "Об электронной подписи". Указанная информация предоставляется:
- государственными и