Экономические методы управления предприятия торговли и их эффективности (на примере ООО «Сладкий Мир»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:26, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является характеристика экономических методов управления, анализ их применения на базе ООО «Сладкий мир» и разработка экономических методов управления, направленных на повышение эффективности деятельности ООО «Сладкий мир».
Задачи дипломного проекта следуют из его актуальности и цели:
- рассмотреть теоретические аспекты отрасли торговли;
- рассмотреть теоретические основы управления предприятиями торговли;
- определить сущность экономических методов управления;
- дать общую характеристику персонала ООО «Сладкий мир»;
- провести анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО «Сладкий мир»;
- проанализировать действующую систему управления ООО «Сладкий мир»;
- разработать мероприятия по совершенствованию экономических методов управления ООО «Сладкий мир» и определить их экономическую эффективность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
Глава I Теоретическая часть…………………………….…….…….…………..7
§1. Теоретические основы отрасли торговли……………….…….…………....7
Экономические аспекты развития отрасли……………………….......………...7
Нормативно-правовая база отрасли………………...…………………………..13
Информационное обеспечение на предприятии отрасли…………..…………22
§2. Теоретические основы управления предприятиями торговли………..….28
Определение процесса управления предприятием торговли……………...….28
Методы управления предприятиями торговли………………………..……….31
§3. Понятие экономических методов управления и их эффективности……..34
Сущность экономических методов управления……………………...………..34
Коммерческий расчет как важнейший экономический метод
механизма хозяйствования……….……………………………………………..37
Внутрифирменный расчет………...…………………………………………….42
Глава II. Аналитическая часть………………………….……………………….44
§1.Общая характеристика общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»…………………………………………………….……………..44
§2.Организационно-экономическая характеристика
общества с ограниченной ответственностью «Сладкий мир»……………………………………………………………………………....47Организационная структура управления предприятием………………...…....47
Анализ кадрового состава предприятия…………....………………………......48
Анализ структуры управления………………………………………………….53
§3.Анализ хозяйственно-экономической деятельности организации.....…….56
Анализ видов деятельности предприятия……………………….……..............56
Анализ товарооборота предприятия…………………………....………………58
Анализ заработной платы работников…………..……………………………..60
Анализ прибыли и рентабельности организации……………….....……….....61
4.Анализ внешней среды организации…………….……………...………….65
Анализ потребительского рынка…………..…………………………………..65
Анализ конкурентной среды предприятия……………...…………………….66
§5.Анализ экономических методов управления на предприятии………...…69
Анализ процесса товарооборота на предприятии…………………………….69
Характеристика деятельности финансово-экономической
службы предприятия………………………………………….………………..72
Источники формирования финансовых ресурсов………………...………….75
Выводы по аналитической части….…………………………………………..81
Глава III. Проектная часть……………………………….……………….……87
§1.Проект 1 «Заключение договора на закупку кондитерских изделий с кондитерской фабрики «Юбилейная» г.Сыктывкар».....……………….……88
§2.Проект 2 «Совершенствование системы управления путем изменения формы поставок (с железнодорожного транспорта на доставку автоперевозки)»….... ……………………………………………...……………92
§3.Проект 3 «Увеличение клиентской базы путем продвижения сайта компании ООО «Сладкий Мир»»………………………………………..…….96
Выводы по дипломной работе…………………………………………….…..103
Список использованной литературы…………………………………………111

Файлы: 1 файл

Диплом Эконом методы Сладкий мир.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Стратегия предполагает достижение указанной цели посредством решения  следующих задач:

1. Повышение эффективности  регулирования торговой отрасли;

2. Обеспечение развития инфраструктуры торговли;

3. Стимулирование развития  торговли в малых и отдаленных  населенных пунктах;

4. Обеспечение условий  для развития конкуренции;

5. Оказание поддержки  малому и среднему бизнесу; 

6. Снижение уровня кадрового  дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки кадров;

7. Развитие дистанционной  торговли;

8. Совершенствование традиционных  форматов торговли[71].

По результатам реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией с целью увеличения эффективности  российской внутренней торговли, можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самой отрасли торговли, так и в сопряженных отраслях, повышения качества жизни населения.

Ожидается, что реализация Стратегии приведет к  росту обеспеченности современными торговыми площадями, увеличению доли современных форматов, росту конкуренции и развитию дистанционной торговли.

Усиливающаяся конкуренция  на  потребительском  рынке  стимулирует необходимость дальнейшей оптимизации бизнес-процессов, поиску новых управленческих решений, направленных на предоставление более качественного сервиса потребителям. Продолжается совершенствование логистики, системы взаимодействия с поставщиками товаров, развитие альтернативных каналов продаж, Интернет-торговли.

При этом уровень концентрации рынка остается невысоким  – по оценкам экспертов рынка десятка  крупнейших продовольственных торговых сетей занимает около 16% от общего оборота  розничной торговли продовольственными товарами.

В рамках реализации Плана  мероприятий по реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2012-2015 годы и период до 2020 года (первый этап) Минпромторгом России в 2012 году с участием  государственных органов исполнительной власти и научных учреждений были подготовлены  и направлены в Правительство Российской Федерации доклады по следующим вопросам:

- разработка органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органами  местного самоуправления соответственно  региональных и муниципальных  программ развития торговли;

- установление и мониторинг  достижения нормативов минимальной  обеспеченности торговыми площадями  в субъектах Российской Федерации;

- проведение комплексного  исследования потребности  в  кадрах для торговой отрасли,  определение региональных различий, наличия дефицита кадров в разрезе специальностей и направлений подготовки;

- разработка комплекса  мер, направленных на развитие  нестационарной и ярмарочной  торговли[73].

Кроме того, был подготовлен  доклад о состоянии и развитии оптовой торговли в Российской Федерации.

В Стратегии придается  особое значение развитию саморегулирования отрасли. По итогам 2012 года можно отметить положительные тенденции в этой области.

Приказом Минпромторга России от 18 марта  2012 года № 325 утверждены рекомендации по организации и проведению мониторинга торговой деятельности в Российской Федерации и реализации Закона о торговле в 2012 году. В соответствии с указанными рекомендациями  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляли мониторинг в 2012 году.

Для реализации Закона о торговле к числу обязательных нормативных правовых актов  разрабатываемых  на уровне субъектов Российской Федерации  отнесены: акты, регламентирующие схему  и порядок размещения нестационарных торговых объектов, регулирующие деятельность ярмарок, устанавливающие норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

По состоянию  на 1 января 2012 года разработаны и  приняты все вышеперечисленные  нормативные правовые акты в 81 субъекте Российской Федерации, что составляет 98% от общего числа субъектов (справочно: по состоянию  на 1 апреля 2012г. - в 42 субъектах (51%)). В Чукотском автономном округе по состоянию на 1 января 2012 года принят только один нормативный правовой акт, устанавливающий норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; нормативный  правовой акт,  регламентирующий особенности размещения нестационарных торговых объектов, планируется принять в первом полугодии 2012 года; нормативный правовой акт, регулирующий деятельность ярмарок принимать не планируется в связи с особыми климатическими  условиями данного региона[77].

В целях реализации статьи 20 Закона о торговле, в соответствии с которой уполномоченный орган  государственной власти  субъекта Российской Федерации ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет обобщенные сведения, содержащиеся в торговом реестре в Минпромторг России, приказом Минпромторга России от 16 июля 2011 г. № 602 утверждены форма торгового реестра, порядок формирования торгового реестра и порядок предоставления информации, содержащейся в торговом реестре[71].

По состоянию  на 1 февраля 2012 года, сведения, содержащиеся в торговом реестре, получены из 63 регионов Российской Федерации, что составляет 75% от общего числа субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, эти сведения носят неполный характер, поскольку при формировании  торговых реестров возникают трудности получения данных в связи с необязательностью их представления хозяйствующими субъектами. В настоящее время обсуждается проект поправок в Закон о торговле, предусматривающий обязательность предоставления хозяйствующими субъектами информации в торговые реестры. Принятие данных поправок позволит повысить качество формирования торгового реестра.

Кроме того, в 53 субъектах Российской Федерации или 64 % приняты  нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ведения торгового реестра.

Реализация  Закона о торговле способствует:

- усилению конкуренцию  на рынке розничной торговли;

- поддержанию  баланса интересов производителей (в том числе сельхозпроизводителей) поставщиков продовольственных товаров и организаций розничной торговли. Так установленные в Законе о торговле предельные сроки оплаты за поставленные продовольственные товары, в зависимости от сроков их годности, позволили перераспределить в пользу  поставщиков существенные оборотные средства;

- повышению  прозрачности договорных отношений  участников рынка;

- стимулированию  процессов отраслевого и межотраслевого  саморегулирования;

- активизации  работы органов власти субъектов Российской Федерации по развитию внутренней торговли (разработка и реализация региональных программ развития торговли, установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и работа по их достижению), с одновременным усилением ответственности региональных властей, органов местного самоуправления за нарушения торгового законодательства[71].

В целом результаты мониторинга реализации Закона о  торговле показывают, что в течение 2012 года велась плановая работа по выполнению на федеральном и региональном уровнях установленных Законом о торговле правовых норм.

  

Информационное  обеспечение на предприятии отрасли.

Принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" отразило особенности современного этапа взаимодействия Российского государства и экономики, который, в отличие от периода радикального реформирования, характеризуется признанием важной роли государства в развитии рыночных отношений, необходимости его участия в экономических процессах и усиления регулирующего влияния на развитие предпринимательства, в том числе в сфере внутренней торговли[6].

Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, а с другой стороны, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

Как известно, функция государства по регулированию предпринимательской деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.

Применительно к торговой деятельности в Законе о регулировании торговли сформулирован  исчерпывающий перечень таких методов, к числу которых относится  ее информационное обеспечение (ст. 4) [6].

Информационное  обеспечение в области торговой деятельности направлено на реализацию предусмотренных Стратегией развития информационного общества в РФ задач по развитию экономики России на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, повышению эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса. Оно предполагает создание условий для формирования достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации, складывающейся в сфере торговли, в целях содействия ее дальнейшему развитию.

Решение указанных  задач в рассматриваемой сфере  осуществляется, в частности, путем  создания системы государственного информационного обеспечения в  области торговой деятельности (ст. 20 Закона о регулировании торговли). Обязанности по созданию и обеспечению функционирования данной системы возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входят полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли - Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг РФ) [71].

Информация  и документы, содержащиеся в системе  государственного информационного  обеспечения в области торговой деятельности, являются открытыми и  общедоступными государственными информационными ресурсами, принадлежность (обладатель) которых, а также порядок формирования и использования устанавливаются законодательством, регулирующим как торговые, так и информационные отношения: Законом о регулировании торговли, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[9], Федеральным законом от 6 апреля 2012 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"[8] и другими законами и подзаконными актами. 
Порядок создания указанной системы установлен Положением о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2011 г. N 887.

В соответствии с п. 2 Положения система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления информации о состоянии торговли в РФ, о тенденциях ее развития и обеспечивающих обработку информации информационных технологий и технических средств.

Данное определение  основывается на нормах Закона об информации, который регулирует понятие и выделяет виды информационных систем (государственные, муниципальные и иные) (ст. 2, 13). Однако анализ приведенного понятия приводит к выводу о том, что рассматриваемая система не может отождествляться с государственной информационной системой[9].

Исходя из смысла этого понятия система государственного информационного обеспечения в  области торговой деятельности представляет собой сложное многоуровневое образование  и включает информацию, содержащуюся как в государственных (федеральных  органов и органов субъектов РФ), так и муниципальных (органов местного самоуправления) информационных системах. При этом наименование "государственная" указывает на такие важнейшие характеристики данной системы, как ее публично-правовое регулирование, общедоступность содержащейся в ней информации, внутреннее единство, обусловленное принадлежностью одному субъекту - Российскому государству в лице уполномоченных органов, на которые Законом возложены функции по созданию информационных систем (реестров, банков данных и др.), связанных с торговой деятельностью.

Задачами создания системы государственного информационного  обеспечения в области торговой деятельности являются: 1) формирование государственных информационных ресурсов в области торговой деятельности в РФ; 2) обеспечение доступа к ним всех заинтересованных лиц; 3) предоставление на их базе государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий (п. 4 Положения).

Формирование государственных  информационных систем осуществляется на основе статистической и иной информации, представленной в документированной форме, что предполагает ее передачу, хранение и использование как на бумажных носителях, так и в виде электронных документов, понятие и реквизиты которых предусматриваются Законом об информации и Федеральным законом "Об электронной подписи". Указанная информация предоставляется:

- государственными и муниципальными  органами, на которые возложены  обязанности по сбору, обработке,  накоплению соответствующей информации;

Информация о работе Экономические методы управления предприятия торговли и их эффективности (на примере ООО «Сладкий Мир»)