Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 09:02, курсовая работа
Работа имеет особую актуальность, так как методы управления или воздействия в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Они не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а так же функции и принципы управления, применяют методы управления. Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Понятие «метод управления» неразрывно связано с этимологией слова «метод», происходящего от греческого methodos и имеющего два значения:
- способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;
- прием, способ или образ действия.
Введение
В данной курсовой работе приведены основные понятия и определения метода управления организацией. В ней рассмотрены основные группы методов управления, а так же их достоинства и недостатки.
Работа имеет особую актуальность, так как методы управления или воздействия в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Они не могут действовать изолированно друг от друга, так как представляют совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели. Для того чтобы реализовать определенные цели, а так же функции и принципы управления, применяют методы управления. Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Понятие «метод управления» неразрывно связано с этимологией слова «метод», происходящего от греческого methodos и имеющего два значения:
- способ познания, исследования
явлений природы и
- прием, способ или образ действия.
Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей. Рассматриваемые ниже методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека.
Существуют несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее распространенной классификации они делятся на три группы:
- экономические методы
управления, основанные на социально-
- социально-психологические
методы управления, основанные на
формировании и развитии
1. Экономические методы управления
1.1 Понятие экономический метод
Экономические методы управления
- это способы и приемы воздействия
на людей, имеющие в своей основе
экономические отношения людей
Экономические методы управления представляют собой конкретный механизм сознательного использования на практике объективных экономических законов. Содержание экономических методов управления состоит в целенаправленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства, в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами.
Экономические методы управления должны представлять из себя взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и личности и их органы управления.
Путём совместного анализа
экономических законов и
Классификация элементов, регулируемых экономическими методами управления.
Система экономических методов управления включает две большие группы методов: прямой экономический и хозяйственный расчет.
Прямой экономический
расчет основан на централизованном,
плановом, директивном распределении
и перераспределении
Хозяйственный расчет основан
на использовании стоимостных
1.2 Система экономического метода
Эта система управления базируется на принципе системности и комплексности и опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредиты, прибыль, фондоотдачу рентабельность, заработную плату и т.п. по комплексным показателям (т.е. охватывать все рычаги управления без исключения) и системным - охватывать весь объект управления по всей его иерархии. Конечная цель системного и комплексного использования методов - создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и общества.
Экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния. Так, категория заработной платы может рассматриваться как один из важнейших экономических рычагов, действующих на уровне личности отдельного работника. На уровне коллектива таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность, на уровне общества - фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т.д.
Так, политика ценообразования ориентирована на приспособление структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства первостепенное значение придается снижению на каждой ступени производственного цикла, затрат за счет совершенствования технологии производства, разработки и внедрения новой продукции, включая повышение ее качества, улучшение материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышение производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других накладных расходах. Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределения средств по важнейшим производственным подразделениям с целью получения максимальной прибыли в масштабе всего предприятия. В современных условиях хозяйствования экономические методы управления получают дальнейшее развитие, расширяется сфера их действия, повышается действенность и результативность экономических стимулов.
2. Организационно-
2.1 Сущность
организационно-
Организационно-
Организационно-
Основой этих методов являются организационные отношения, объективно существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе. На их основе формируются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения - это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.
Система ординарных отношений
прав и ответственности играет решающую
роль при построении системы организационно-
- сбалансированность
прав и ответственности на
каждом из уровней управления,
что образует основу
- сбалансированность
прав и ответственности между
уровнями управления. При этом
каждый из промежуточных
Организационно-правовые методы управления предполагают:
- наличие четкого разделения труда и компетенции (прав и обязанностей) между различными органами, подразделениями, а также должностными лицами;
- использование
- рациональный подбор и расстановку кадров с учетом деловых и личностных качеств работников.
Важной особенностью разделения труда управленческих органов является то, что они строят свою деятельность по функциональному признаку, т.е. занимаются точно определенным делом. При совершенствовании структуры управления разделение функций управления, четкое распределение прав и ответственности имеет исключительное значение. Когда принимается решение, становится совершенно ясно, кто несет за него ответственность. В тех случаях, когда решение не выполняется, также должно быть ясно, кто и по каким причинам затягивает дело. Переход на качественно новый уровень управления, существенное повышение эффективности управленческой деятельности в каждом звене управления требует интенсивного и сбалансированного развития организационного, технического, научно-методического и кадрового потенциала системы управления.
2.2 Классификация
организационно-распорядительно
Организационно-
Они всегда используются комплексно.
При этом организационно-
Регламентирование |
Нормирование |
Инструктирование |
1. общеорганизационное |
1. времени |
1. предостережения |
2. структурное |
2. численности |
2. разъяснения |
3. должностное |
3. величины |
3. ознакомления |
4. функциональное |
4. выработки |
4. советы и т.д. |
5. относительности |
Организаторская работа, направленная на реализацию принятых решений, включает: подбор и расстановку кадров; постановку конкретных задач каждому исполнителю; определение их функций, прав, ответственности; необходимый инструктаж работников; планирование и организацию их труда; согласование работ во времени и в пространстве; контроль исполнения.
В зависимости от проблемы, которая стоит
перед организацией, организационно-
- приемы, методы и средства
краткосрочного
- приемы, методы и средства длительного воздействия.
Краткосрочные распорядительные
воздействия на органы управления или
отдельных должностных лиц
Длительные распорядительные воздействия связаны с созданием или совершенствованием организационных систем. Это методы организационного воздействия. Они осуществляются при помощи административных актов длительного действия, имеющих юридическую правовую силу - директив, положений, уставов, правил, инструкций и т.п.
Распорядительные методы.
Объем распорядительной деятельности
находится в прямой зависимости
от качества кадров управляющей системы
и степени инициативы и умения
менеджеров. Чем более четко на
предприятии применяется