Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Введение
Глава 1. Экономические основы местного самоуправления.
1.1 Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
1.2 Муниципальная собственность в финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления.
Глава 2. Местный бюджет как основа финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
2.1 Понятие, структура, принципы формирования местных бюджетов
2.2. Доходная часть местных бюджетов.
2.3 Расходная часть местных бюджетов.
Глава 3. Совершенствование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
3.1 Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных образований.
3.2 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Заключение.
Содержание
Введение
Глава 1. Экономические основы местного самоуправления.
1.1 Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
1.2 Муниципальная собственность
в финансово-экономическом
Глава 2. Местный бюджет как основа финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
2.1 Понятие, структура, принципы формирования местных бюджетов
2.2. Доходная часть местных бюджетов.
2.3 Расходная часть местных бюджетов.
Глава 3. Совершенствование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
3.1 Проблемы становления
экономической
3.2 Выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных
Заключение.
Введение
Актуальность темы работы
связана с тем, что изменения
экономических отношений
В части 1 ст.132 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 1993. - N 237. установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Органы муниципального управления
имеют право на достаточную для
осуществления своих функций
и полномочий экономическую и
финансовую базу. Согласно ст.49 закона
"Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" ФЗ
от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ" // Собрание
законодательства РФ. - .2003. - N 40. - Ст. 3822.
экономическую основу местного самоуправления
составляет муниципальная собственность
- имущество, принадлежащее на праве
собственности городским и
а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
б) имущество органов местного самоуправления;
в) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
г) муниципальные предприятия
и организации, муниципальные банки
и другие финансово-кредитные
д) муниципальный жилой фонд, нежилые помещения;
е) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Финансовую основу местного самоуправления (муниципального управления) составляет бюджет муниципального образования.
Целью работы является исследование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
Задачи исследования следующие:
1. Изучить экономические
основы местного
2. Рассмотреть местный
бюджет, как основу финансово-
3. Выявить пути
Предмет исследования заключается в рассмотрении финансово-экономических основ местного самоуправления.
Объект данного исследования
- финансово-экономическая
Нормативную базу исследования составили:
Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, федеральные законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., «О муниципальной службе в Российской Федерации» 2007 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 1997 г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г., «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» 1998 г., Европейская Хартия местного самоуправления и ряд других нормативно-правовых актов.
Теоретическая основа исследования представлена в трудах таких отечественных ученых как: Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, В.Б. Зотов, А.Н. Кокотов, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин, Е.М. Кошевников, И.А. Коноплева, С.П. Головач, С. Ленская, Е. Сычева, Г.X. Шахназаров, Р.М. Усманова, В.Н. Хорьков, Н.В. Нагорная, Е.С. Шугриной, М.Ю. Тихомиров, а также ряда других авторов.
При написании данной работы были использованы следующие общепринятые методы исследования: логический, сравнительно-исторический, статистический, формализации, анализ и синтез, прогнозирования.
1. Экономические основы местного самоуправления
1.1 Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления
Согласно Конституции
РФ, органы местного самоуправления призваны
решать вопросы местного значения,
создавать условия для
Однако важно понимать,
что органы местного самоуправления
должны иметь право на достаточную
для осуществления своих
Само понятие «экономическая основа местного самоуправления» представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, средства местных бюджетов, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Часто встречается и понятие «финансовые ресурсы муниципального образования», под которыми понимается совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг.
В законе о местном самоуправлении 1995 г. глава посвященная экономической основе, называлась «финансово-экономическая основа местного самоуправления» Однако, понятие финансовой основы несколько уже, чем экономической, так как первая является составной частью второй, что отразилось на действие законодателя, который в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. сменил название главы на «экономическая основа местного самоуправления».
К источникам муниципального права России относится Европейская хартия местного самоуправления. В статье 9 Хартии сформулированы следующие основные требования к финансовым ресурсам местного самоуправления:
- достаточность собственных
финансовых средств и их
- свобода распоряжения
этими средствами при
- поступление хотя бы
части финансовых средств
- защита более слабых
органов местного
- предоставление субсидий
не должно идти в ущерб выбора
политики органов местного
Эти положения Европейской
Хартии о местном самоуправлении,
которую Россия ратифицировала в 1998
году, можно рассматривать в качестве
общих принципов, которые должны
определять экономическую и финансово-
Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.
Однако, как справедливо
отмечает В.И. Васильев, содержание «общих
принципов организации местного
самоуправления» в Конституции
не раскрыто. И, как неоднократно отмечалось
и Конституционным Судом, и доктриной,
может быть определено лишь текущим
законодательством, причем по-разному
в зависимости от политических, экономических
и социальных условий» Васильев В.И.
Административно-
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическая основа, обеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служит, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. При этом принципы его экономической организации заложены не только в национальном законодательстве, но и в ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления.
1.2 Муниципальная
собственность в финансово-
Важное место в составе
экономической основы местного самоуправления
занимает муниципальная собственность.
Развитие товарно-денежных отношений,
юридическое закрепление
Необходимо рассмотреть
понятие муниципальной
В соответствии со ст. 50 закона
«Об общих принципах
Информация о работе Экономические основы местного самоуправления