Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Введение
Глава 1. Экономические основы местного самоуправления.
1.1 Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
1.2 Муниципальная собственность в финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления.
Глава 2. Местный бюджет как основа финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
2.1 Понятие, структура, принципы формирования местных бюджетов
2.2. Доходная часть местных бюджетов.
2.3 Расходная часть местных бюджетов.
Глава 3. Совершенствование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
3.1 Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных образований.
3.2 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Заключение.
Формирование муниципальной
собственности осуществляется путем
разграничения собственности, приватизации,
создания новых объектов, передачи,
приобретения в результате купли-продажи,
дарения, наследства и т.д. Процесс
формирования муниципальной собственности
во многом зависит от решения проблемы
разграничения собственности
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с законом. Органы местного самоуправления вправе:
- передавать объекты
- выступать заказчиком
на выполнение работ по
- определять порядок и
условия приватизации
- в соответствии с законом
создавать предприятия,
По-другому определяются
отношения органов местного самоуправления
с предприятиями, учреждениями и
организациями, не находящимися в муниципальной
собственности. По вопросам, не входящим
в компетенцию органов местного
самоуправления, их отношения с предприятиями,
учреждениями и организациями, не находящимися
в муниципальной собственности,
а также с физическими лицами
строятся на основе договоров. Однако
органы местного самоуправления в соответствии
с законом вправе координировать
участие предприятий, учреждений и
организаций в комплексном
Из всего сказанного выше
можно констатировать, что отношения
связанные с муниципальной
2. Местный бюджет
как основа финансово-
2.1 Понятие, структура, принципы формирования местных бюджетов
Наиболее актуальным в
контексте темы работы является вопрос
о средствах местного бюджета. Важность
четкого определения места
В советский период развития нашего государства все действующие на территории Российской Федерации бюджеты, включая и местные бюджеты, объединялись в рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ, а с разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой.
В соответствии со статьей 15 Бюджетного кодекса РФ местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Местные бюджеты характеризуются:
- широкой сферой влияния,
так как бюджетные отношения
пронизывают все стороны
- высокой степенью
- гибкостью, поскольку
система бюджетных методов
Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:
- наличием собственных источников доходов;
- правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
- правом использовать
по своему усмотрению доходы
местного бюджета, полученные
дополнительно в ходе его
- правом на компенсацию
дополнительных расходов, возникающих
в результате решений,
- ответственностью органов
местного самоуправления за
Согласно дефиниции ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Процесс формирования местных финансов неразрывно связан с особенностями организации бюджетного процесса на муниципальном уровне. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными законами Российской Федерации и законами ее субъектов, а исполнительные органы местного самоуправления составляют проект бюджета, представляют его с необходимыми документами и материалами (прогноз социально-экономического развития муниципального образовании, основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на следующий финансовый год и т.п.) для внесения в законодательный (представительный) орган.
Как правило, рассмотрение предложений по расходам в представительном органе местного самоуправления включает в себя как обязательный этап их изучение в депутатских комиссиях на предмет актуальности, целесообразности, финансовой и материальной возможности реализации.
При постатейном рассмотрении и утверждении расходной части бюджета выделяются расходы текущего и капитального характера. Каждая из статей расходной части утверждается отдельно.
Если местный бюджет не
утвержден до 1 января планируемого
финансового года, расходование средств
муниципального образования до утверждения
бюджета производится по соответствующим
статьям бюджета истекшего
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления. Они вправе привлекать для этой цели аудиторов. Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет РФ по статистике.
В соответствии с законом органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
В соответствии с законодательством в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
Бюджет делится на две части - доходную и расходную. В доходную часть попадают все доходы, которые планируется получить за определенное время, в расходной части отображаются все предполагаемые расходы.
2.2. Доходная часть местных бюджетов
Следует отметить, что, несмотря
на декларированную российским законодательством
бюджетную самостоятельность
Согласно ст. 6 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» доходная часть состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К налоговым доходам местных бюджетов относятся:
- доходы от местных
налогов и сборов, согласно статье
15 части первой НК РФ перечень
местных налогов и сборов
- доходы от региональных
и федеральных налогов и
- государственная пошлина,
подлежащая зачислению по
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46, а также статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
К не налоговым доходам местных бюджетов относятся:
- средства самообложения
граждан, которые используются
исключительно по целевому
- безвозмездные перечисления
из бюджетов других уровней,
финансовая помощь
Информация о работе Экономические основы местного самоуправления