Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:29, курсовая работа
Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.
Введение
Глава 1. Экономические основы местного самоуправления.
1.1 Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
1.2 Муниципальная собственность в финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления.
Глава 2. Местный бюджет как основа финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
2.1 Понятие, структура, принципы формирования местных бюджетов
2.2. Доходная часть местных бюджетов.
2.3 Расходная часть местных бюджетов.
Глава 3. Совершенствование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
3.1 Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных образований.
3.2 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Заключение.
- доходы от использования
имущества, находящегося в
- часть прибыли муниципальных
предприятий, остающейся после
уплаты налогов и сборов и
осуществления иных
- доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
- штрафы, установление которых
отнесено к компетенции
- в бюджеты муниципальных
районов и бюджеты городских
округов подлежит зачислению
плата за негативное
- добровольные пожертвования,
на практике это часто
- субвенции на решение
вопросов местного значения
- доходы от муниципальных
займов, выпускаемых исполнительными
органами местного
- сборы за выдачу лицензий
на розничную продажу
- иные законные поступления.
Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии со ст. 63 БК РФ. Следует отметить, как показывает практика данный перечень источников доходов не совершенен и требует дальнейшего совершенствования.
2.3 Расходная часть местных бюджетов
В соответствии федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. расходы местных бюджетов осуществляются в формах предусмотренным Бюджетным кодексом РФ. Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или жалобы граждан. В целях предупреждения нарушений бюджетных принципов органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Расходную часть местных бюджетов можно классифицировать следующим образом:
- расходы, связанные с
решением вопросов местного
- расходы, связанные с
осуществлением отдельных
- ассигнования на страхование
муниципальных служащих, объектов
муниципальной собственности,
Расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы). Бюджет текущих расходов состоит из следующих частей:
· страхование и прочие расходы;
· расходы на управление - органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, в дотационных муниципальных образованиях размер и оплата труда вышеперечисленных категорий определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации;
- финансирование муниципального хозяйства;
- финансирование социально-
- обслуживание муниципального
долга, совокупность долговых
обязательств муниципального
Следует отметить, что договорные
отношения, возникающие в связи
с предоставлением
Бюджет развития формируется
за счет ассигнований на финансирование
инвестиционной и инновационной
деятельности, а также затрат, связанных
с воспроизводством, расходов, при
осуществлении которых
- капитальное строительство и реконструкция;
- капитальный ремонт;
- инновационные мероприятия.
Так же расходы бюджетов
различаются на обязательные, добровольные
(факультативные) и запрещенные расходы
местных бюджетов. В соответствии
с законодательством
Добровольными являются расходы,
которые местное сообщество может
самостоятельно определять при условии,
что они не входят в перечень запрещенных,
а все обязательные расходы предварительно
были покрыты необходимым объемом
поступлений. К числу добровольных
расходов относятся, например, связанные
с деятельностью в
Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его дефицит. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в двух основных формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени соответствующего муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций (ст. 96 БК РФ).
В расходной части муниципального
бюджета предусматривается
При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования вправе привлекать заемные средства. Отдельно следует подчеркнуть, что они имеют право прибегать к заимствованиям от имени местного сообщества следует, только тогда, когда иное финансирование расходов недоступно или экономически нецелесообразно. Заемные финансовые ресурсы могут привлекаться путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов.
3. Совершенствование
финансово-экономического
3.1 Проблемы становления
экономической
Одна из основных проблем местного самоуправления это недостаточная сбалансированность местных бюджетов, без чего невозможно говорить о независимой и эффективной деятельности муниципальной власти.
Для большинства муниципальных образований достижение устойчивых, прогнозируемых и сбалансированных бюджетов практически невозможно. Это объясняется тем, что доля собственных доходов местных бюджетов крайне низка, в результате чего наблюдаются массированные и трудно прогнозируемые финансовые потоки из региональных бюджетов в местные. «Передовой опыт свидетельствует, что доля местных (поселенческих) бюджетов в консолидированном бюджете РФ должна составлять 20%. При этом доходы местных бюджетов на 75% должны формироваться за счет собственных источников» Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. № 7 .
Много вопросов вызывает бюджетное
регулирование со стороны субъекта
РФ, которое чаще всего сводится
к выравниванию финансового положения
муниципальных образований
Учитывая такое положение
вещей, законодателю крайне важно, как
на федеральном, так и на уровне субъектов
создавать стимулирующие
- увеличение налогооблагаемой
базы (налогового контингента) за
счет поддержки развития
- увеличение собираемость налогов;
- повышение эффективности
использования муниципального
- использование в отдельных случаях заемных средств.
Однако одним повышением доходов проблему несбалансированности местных бюджетов решить невозможно требуется еще противоположно движение - сокращение необоснованных расходов. К наиболее вероятным путям сокращения расходов можно отнести:
- повышение эффективности
работы муниципальных
- усиление контроля за расходованием бюджетных средств и повышения ответственности органов местного самоуправления за нерациональное использование муниципальных ресурсов;
- привлечение частного бизнеса к оказанию отдельных видов услуг;
- нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг;
- конкурсное размещение муниципального заказа и его реальное, а не фиктивное проведение;
- установление экономически обоснованных цен и тарифов на муниципальные услуги, расширение спектра платных услуг;
- внедрения ресурсосберегающих
технологий в городском
- обеспечение для населения
информационной открытости
Еще одна серьезная проблема местных бюджетов это их направленность преимущественно на социальную сферу. Например, «в большинстве сельских поселений 85-95% бюджетов расходуется на зарплату, коммунальные услуги и ЖКХ» Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. № 7 . Из этого следует, что местные бюджеты «проедаются», и не ориентированы на развитие территорий.
Такая ориентация расходов бюджетов муниципальных образований, как правило, обостряет противоречия между сферой производства как базой доходов бюджетов и социальной сферой, которая требует колоссальных затрат, которых нет у муниципальных бюджетов. В результате чего идет процесс деградации экономической базы местного самоуправления, так как она не обновляется, не развивается и модернизируется из-за отсутствия необходимых средств. По сути, складывается «замкнутый круг», с одной стороны доходная база не позволяет укреплять экономику местного самоуправления, а с другой без ее укрепления невозможно представить дальнейшее становление последнего.
На основании вышеизложенного
можно утверждать, что решать проблемы
становления и активного
3.2 Выравнивание
бюджетной обеспеченности
Муниципальные образования
существенно различаются по своему
экономическому потенциалу. В муниципальных
образованиях - «донорах» собственные
доходы превышают нормативные
Информация о работе Экономические основы местного самоуправления