Экономические основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Экономические основы местного самоуправления.
1.1 Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
1.2 Муниципальная собственность в финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления.

Глава 2. Местный бюджет как основа финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
2.1 Понятие, структура, принципы формирования местных бюджетов
2.2. Доходная часть местных бюджетов.
2.3 Расходная часть местных бюджетов.

Глава 3. Совершенствование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
3.1 Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных образований.
3.2 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Система гму.docx

— 58.67 Кб (Скачать файл)

- доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, и от платных  услуг, оказываемых органами местного  самоуправления и бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  местного самоуправления;

- часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после  уплаты налогов и сборов и  осуществления иных обязательных  платежей;

- доходы от приватизации  и реализации муниципального  имущества;

- штрафы, установление которых  отнесено к компетенции органов  местного самоуправления;

- в бюджеты муниципальных  районов и бюджеты городских  округов подлежит зачислению  плата за негативное воздействие  на окружающую среду;

- добровольные пожертвования,  на практике это часто происходит  в виде спонсорской помощи  отдельных граждан либо юридических  лиц муниципальным учреждениям,  например помощи школам, поликлиникам  и другим муниципальным учреждениями  в приобретении необходимого  имущества, на которое у местного  бюджета недостаточно средств;

- субвенции на решение  вопросов местного значения межмуниципального  характера (для некоторых муниципальных  районов);

- доходы от муниципальных  займов, выпускаемых исполнительными  органами местного самоуправления  по решению представительных  органов на инвестиционные цели, правовые основы участия муниципального  образования в отношениях, возникающих  в результате осуществления эмиссии  государственных и муниципальных  ценных бумаг, устанавливаются  положением ст. 114 БК РФ и Федеральным  законом «Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг»;

- сборы за выдачу лицензий  на розничную продажу алкогольной  продукции, выдаваемых органами  местного самоуправления;

- иные законные поступления.

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии со ст. 63 БК РФ. Следует отметить, как показывает практика данный перечень источников доходов не совершенен и требует дальнейшего совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Расходная часть  местных бюджетов

В соответствии федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. расходы  местных бюджетов осуществляются в  формах предусмотренным Бюджетным  кодексом РФ. Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный  расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или жалобы граждан. В  целях предупреждения нарушений  бюджетных принципов органы местного самоуправления обязаны вести реестры  расходных обязательств муниципальных  образований в соответствии с  требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Расходную часть местных  бюджетов можно классифицировать следующим  образом:

- расходы, связанные с  решением вопросов местного значения, установленные законодательством  РФ и субъектов РФ;

- расходы, связанные с  осуществлением отдельных государственных  полномочий, переданных органам  местного самоуправления, расходы,  связанные с обслуживанием и  погашением долга по муниципальным  займам и ссудам;

- ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, гражданской  ответственности и предпринимательского  риска, а также иные расходы,  предусмотренные уставом муниципального  образования.

Расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы). Бюджет текущих расходов состоит из следующих  частей:

· страхование и прочие расходы;

· расходы на управление - органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, в дотационных муниципальных образованиях размер и оплата труда вышеперечисленных категорий определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации;

- финансирование муниципального  хозяйства;

- финансирование социально-культурной  сферы;

- обслуживание муниципального  долга, совокупность долговых  обязательств муниципального образования  может существовать в форме:  кредитных соглашений, договоров,  займов, договоров поручительства  муниципального образования по  обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Следует отметить, что договорные отношения, возникающие в связи  с предоставлением муниципальных  гарантий, регулируются нормами ст. 115 и 117 Бюджетного Кодекса РФ.

Бюджет развития формируется  за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной  деятельности, а также затрат, связанных  с воспроизводством, расходов, при  осуществлении которых увеличивается  или создается имущество, находящееся  в собственности муниципальных  образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы  в соответствии с экономической  классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в  бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов. Бюджет развития подразделяется на следующие части:

- капитальное строительство  и реконструкция;

- капитальный ремонт;

- инновационные мероприятия.

Так же расходы бюджетов различаются на обязательные, добровольные (факультативные) и запрещенные расходы  местных бюджетов. В соответствии с законодательством обязательными  для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений.

Добровольными являются расходы, которые местное сообщество может  самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом  поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные  с деятельностью в экономической  сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.

Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его  дефицит. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут  быть внутренние источники в двух основных формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени соответствующего муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций (ст. 96 БК РФ).

В расходной части муниципального бюджета предусматривается создание резервных фондов. Их средства расходуются  на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных  фондов устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.

При недостатке собственных  финансовых средств муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства. Отдельно следует подчеркнуть, что они имеют право прибегать к заимствованиям от имени местного сообщества следует, только тогда, когда иное финансирование расходов недоступно или экономически нецелесообразно. Заемные финансовые ресурсы могут привлекаться путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  финансово-экономического обеспечения  местного самоуправления

3.1 Проблемы становления  экономической самостоятельности  муниципальных образований

Одна из основных проблем  местного самоуправления это недостаточная  сбалансированность местных бюджетов, без чего невозможно говорить о независимой  и эффективной деятельности муниципальной  власти.

Для большинства муниципальных  образований достижение устойчивых, прогнозируемых и сбалансированных бюджетов практически невозможно. Это  объясняется тем, что доля собственных  доходов местных бюджетов крайне низка, в результате чего наблюдаются  массированные и трудно прогнозируемые финансовые потоки из региональных бюджетов в местные. «Передовой опыт свидетельствует, что доля местных (поселенческих) бюджетов в консолидированном бюджете РФ должна составлять 20%. При этом доходы местных бюджетов на 75% должны формироваться за счет собственных источников» Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. № 7 .

Много вопросов вызывает бюджетное  регулирование со стороны субъекта РФ, которое чаще всего сводится к выравниванию финансового положения  муниципальных образований региона, независимо от уровня их собственной  доходной базы. Тем самым в проигрыше  оказываются «города-доноры», которые  вносят основной вклад в формирование консолидированного бюджета субъекта РФ. Для них становится выгодным иждивенчество и невыгодным - наращивание  собственной доходной базы, ибо это  приводит к сокращению дотаций в  следующем году. В результате чего размер консолидированного бюджета  субъекта РФ не растет, и с каждым годом становится все труднее обеспечивать финансирование действительно дотационных территорий.

Учитывая такое положение  вещей, законодателю крайне важно, как  на федеральном, так и на уровне субъектов  создавать стимулирующие механизмы  для муниципальных образований  к увеличению доходной базы местных  бюджетов. К этим механизмам можно отнести:

- увеличение налогооблагаемой  базы (налогового контингента) за  счет поддержки развития промышленности  и малого бизнеса на территории  муниципального образования;

- увеличение собираемость  налогов;

- повышение эффективности  использования муниципального имущества,  включая землю. В качестве регуляторов  могут выступать ставки арендной  платы за землю, нежилые помещения  и другое имущество, их умелая  дифференциация в зависимости  от местоположения, инфраструктурной  обеспеченности, вида деятельности;

- использование в отдельных  случаях заемных средств.

Однако одним повышением доходов проблему несбалансированности местных бюджетов решить невозможно требуется еще противоположно движение - сокращение необоснованных расходов. К наиболее вероятным путям сокращения расходов можно отнести:

- повышение эффективности  работы муниципальных предприятий  и учреждений, снижение их дотационности;

- усиление контроля за расходованием бюджетных средств и повышения ответственности органов местного самоуправления за нерациональное использование муниципальных ресурсов;

- привлечение частного  бизнеса к оказанию отдельных  видов услуг;

- нормирование расходов  на оказание отдельных видов  муниципальных услуг;

- конкурсное размещение  муниципального заказа и его  реальное, а не фиктивное проведение;

- установление экономически  обоснованных цен и тарифов  на муниципальные услуги, расширение  спектра платных услуг;

- внедрения ресурсосберегающих  технологий в городском хозяйстве;

- обеспечение для населения  информационной открытости исполнения  местных бюджетов.

Еще одна серьезная проблема местных бюджетов это их направленность преимущественно на социальную сферу. Например, «в большинстве сельских поселений 85-95% бюджетов расходуется на зарплату, коммунальные услуги и ЖКХ» Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе / Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. № 7 . Из этого следует, что местные бюджеты «проедаются», и не ориентированы на развитие территорий.

Такая ориентация расходов бюджетов муниципальных образований, как правило, обостряет противоречия между сферой производства как базой  доходов бюджетов и социальной сферой, которая требует колоссальных затрат, которых нет у муниципальных  бюджетов. В результате чего идет процесс  деградации экономической базы местного самоуправления, так как она не обновляется, не развивается и модернизируется  из-за отсутствия необходимых средств. По сути, складывается «замкнутый круг», с одной стороны доходная база не позволяет укреплять экономику  местного самоуправления, а с другой без ее укрепления невозможно представить дальнейшее становление последнего.

На основании вышеизложенного  можно утверждать, что решать проблемы становления и активного развития местного самоуправления в РФ необходимо на разных уровнях и в разных направлениях. Но есть одно требования для успешного  развития местного самоуправления - это  комплексное решения стоящих  проблем. Несмотря на то, что все  эти проблемы взаимосвязаны, решая только одну проблему невозможно будет решить все остальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Выравнивание  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований

Муниципальные образования  существенно различаются по своему экономическому потенциалу. В муниципальных  образованиях - «донорах» собственные  доходы превышают нормативные бюджетные  потребности, муниципальные образования - «реципиенты» нуждаются в бюджетных  дотациях. Донорами, как правило, являются крупные города с эффективно работающими  промышленными предприятиями, а  также территории, обладающие богатыми природными ресурсами. Подавляющее  большинство муниципальных образований - реципиенты. В отдельных сельских муниципальных образованиях доля собственных  доходов не превышает 10% минимально необходимых расходов Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. -- СПб.: Лидер, 2005. С 83. . В связи с этим возникает необходимость бюджетного регулирования. «Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов» Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 244..

Информация о работе Экономические основы местного самоуправления