Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть развитие управленческой мысли в России, для чего необходимо решить следующие задачи:
выяснить особенности зарождения и развития управленческой мысли в России;
рассмотреть историю развития управленческой мысли в дореволюционной России, на рубеже ХХ века и в период перехода к рыночным отношениям;
выявить тенденции развития управленческой мысли на современном этапе.
Введение 3
1. Особенности развития российской управленческой мысли 5
1.1. Особенности зарождения и развития управленческой мысли в России 5
2. Этапы развития управленческой мысли в России 10
2.1. Развитие управления в дореволюционной России 10
2.2. Развитие управления в России в ХХ веке 12
2.3. Развитие управленческой мысли в период перехода к рыночным отношениям 20
2.4. Развитие управленческой мысли на современном этапе 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
В то же время Керженцев не умалял роли и профессиональных руководителей, считая её в значительной мере определяющей, поскольку в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации.
Другой
сторонник социального подхода
к управлению Н.А.Витке в своей
социально - трудовой концепции управления
производством четко
По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим, тем более важную роль играет административная функция.
Существо административной работы
в соответствии с концепцией Витке
состояло в создании благоприятной
социально-психологической
Витке сформулировал
также совокупность требований к
руководителям — носителям
Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую в работах Ф.Р. Дунаевского (1887—1960). Под административной ёмкостью Дунаевский понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных в независимости от их личных качеств , что на современном, что на современном управленческом языке принято называть диапазоном контроля.
Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходимостью компенсировать превышение "административной ёмкости'' центра. В связи с этим возникает огромная иерархия каждая ступень которой последовательно расширяет «административную емкость» вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бюрократизации. Таким образом, он заметил проблему нарастания информационного барьера в управлении и сформулировал пути ее решения.
По мнению
Дунаевского, трудности могут быть
преодолены или на основе тщательного
подбора и подготовки персонала,
внедрения новых методов
В годы становления
социалистического народного
Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности.
В 70–80-е
гг. развитие экономики страны тормозили
затратные методы хозяйствования, когда
поставленных целей добивались любой
ценой, не считая затрат. Темпы экономического
роста в 80-е гг. в среднем снизились
по сравнению с 60-ми гг. в два раза,
а по сравнению с довоенными годами
и двумя послевоенными
В связи с произошедшими
Специальная комиссии, возглавляемая академиком А.Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. Начался процесс формирования рыночных отношений в России.
К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления, следует отнести:
Был создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Некоторые министерства преобразованы в корпорации или холдинги, созданы коммерческие банки, биржи, фирмы и акционерные общества.
Процесс приватизации разделился на два этапа:
- I этап
- чековая (ваучерная)
- II этап - денежная приватизация (с 1 июля 1994 г. по настоящее время).
Формально предприятия перестали быть государственными. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акционерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюрократическими указаниями и директивами.
Приватизация, в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации явилось преобразование их в акционерные общества.
Для развития системы управления на основе рыночных отношений в стране сделано много. Создана законодательная база, ее основы. Принят Гражданский кодекс РФ. 9
Демократизация общественной жизни в нашей стране позволила специалистам, ученым, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых фирм. В связи с этим отношение к менеджменту в России с начала 90-х годов значительно изменилось, что выразилось в следующем:
- была
организована подготовка во
- активизировались научные исследования проблем менеджмента;
- начали
издаваться периодические
- стали
регулярно проводиться научно-
- начался
активный перевод и издание
работ зарубежных авторов, а
также издание трудов
Несмотря на принимавшиеся в экономике меры, предотвратить спад производства, кризисные явления не удалость, так как было принято много ошибочных решений. Важнейшее из них - невмешательство правительства в экономику и экспортно-импортные операции.
В целом перестроечный период характеризовался следующим:
Сегодня
России, как никогда, нужны системы
управления, которые бы обеспечили
предприятию или фирме
С производительностью и качеством в России положение обстоит не лучше (если не хуже), чем в бывшем СССР. По большинству товарных позиций качество продукции российских предприятий в 1997 г. снизилось по сравнению с 1990 г., а уровень производительности труда в российской промышленности составляет не более 10% уровня производительности труда в американской промышленности (в СССР он был 25%). Нашим менеджерам предстоит решить, способны они сделать управление главным фактором конкурентоспособности, а значит, и долгосрочного преуспевания в бизнесе, или должны заниматься лишь поиском способа выживания на рынке. 11
С точки зрения некоторых экспертов, в России можно выделить три основные модели управления:
По мнению таких экспертов, из этих трех ингредиентов и предстоит сделать некий прагматический деидеологизированный "сплав" под названием "российский менеджмент образца 2000 года". Именно эти модели берутся в качестве отправной точки развития сферы управления в России".
Первая
модель — менеджмент здравого смысла,
характерный для руководства
фирм, выросших из коммерческих структур
(кооперативов, оптово-розничных трейдерских
фирм). На поверку она оказывается
не чем иным, как менеджментом малого
и среднего бизнеса: с его простыми
хозяйственными и финансовыми операциями,
когда вся инновационная
Чисто коммерческие и финансовые успехи таких фирм (вполне ожидаемые на советском и постсоветском внутреннем рынках с их нехваткой всего и вся), рост масштабов операций и активное участие в приватизации обернулись для них ростом сложности управленческих задач и необходимостью искать новые формы и методы организации управления. Решение этих задач требует освоения простейших управленческих технологий (например, правильного построения линейно-функциональной организационной структуры управления с четким распределением функций управления и регулярным документооборотом). По сути, данная модель есть не что иное, как самый низкий уровень конкурентоспособности. По теории считается вполне нормальным, что от 2/3 до 3/4 таких фирм в течение трех — пяти лет своей деятельности скорее всего обанкротятся. В условиях России процесс может лишь затянуться на два — три года против нормы (ввиду неразвитости правовой базы, слабости пресса конкурентной борьбы).
Информация о работе Этапы развития управленческой мысли в России