Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть развитие управленческой мысли в России, для чего необходимо решить следующие задачи:
выяснить особенности зарождения и развития управленческой мысли в России;
рассмотреть историю развития управленческой мысли в дореволюционной России, на рубеже ХХ века и в период перехода к рыночным отношениям;
выявить тенденции развития управленческой мысли на современном этапе.
Введение 3
1. Особенности развития российской управленческой мысли 5
1.1. Особенности зарождения и развития управленческой мысли в России 5
2. Этапы развития управленческой мысли в России 10
2.1. Развитие управления в дореволюционной России 10
2.2. Развитие управления в России в ХХ веке 12
2.3. Развитие управленческой мысли в период перехода к рыночным отношениям 20
2.4. Развитие управленческой мысли на современном этапе 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Вторая модель — менеджмент инофирм и их представительств в России. Модель отличают не столько дизайнерские или технологические изыски (в виде интерьеров офисов или типов компьютеров и средств связи, вежливого обращения менеджеров), прочие внешние атрибуты менеджмента, сколько откровенная фрагментарность при внедрении любых зарубежных технологий управления. Причины этого кроются отчасти в нежелании зарубежных компаний "тратиться" на перспективу в условиях российской нестабильности (чего стоит бегство многих таких компаний из России, начавшееся после финансового кризиса августа—сентября 1998 г.).
Третья модель — советская, представляющая собой на самом деле изрядно выродившийся американо-немецкий гибрид пятидесятилетней давности. Так, все штатные расписания и нормативы численности административного персонала, как и организационные структуры управления, системы, методы и процедуры принятия решений для промышленных предприятий в СССР были разработаны в начале 30-х годов, в период индустриализации, и были незатейливо скопированы с предприятий аналогичного профиля в США и Германии. Они и не менялись вплоть до настоящего времени на подавляющем большинстве бывших государственных, а ныне сугубо акционерных и лихо приватизированных предприятий.
Отсюда неоправданно высокие накладные расходы, низкая производительность, лукавое качество продукции, неспособность конкурировать с ведущими фирмами иначе, как "сидя на игле" бюджетных вливаний и примитивно-драконовских мер государственного протекционизма и т.п.
Сплав этих трех моделей неприемлем. Подобного рода "русский менеджмент" ориентирован на:
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Основными моментами современной системы взглядов на менеджмент («новая управленческая парадигма») являются следующие:
- отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента;
- использование в менеджменте теории систем;
- применение к управлению ситуационного подхода;
- признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными работниками организации. 13
В XX веке Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа общества к другому. В 1917 г. она перешла от капитализма к социализму, а в 1991 г. совершила обратное движение — от социализма к капитализму. В том и в другом случае глобальный переход представлял собой прежде всего управленческую революцию. Изменение социальных и экономических устоев общества в 1917 и в 1991 гг. происходило «сверху» и представляло собой не естественно-историческое развитие, а планируемый и управляемый политической элитой переворот.
Таким образом, первая и вторая управленческая
революции совершались с
Через некоторое
время (примерно 5 — 7 лет) в правящей
элите намечался серьезный
Как только в управленческой элите происходил перелом в сторону прагматизма, немедленно открывались курсы повышения квалификации и обучения менеджеров основам науки управления. В начале 20-х годов В. Ленин открыл в стране около 10 научных институтов менеджмента и НОТ, которые в течение 5 — 7 лет совершили ряд выдающихся научных открытий и приобщили тысячи руководителей к принципам западного менеджмента. В начале 90-х годов при косвенной поддержке Б. Ельцина в России открылись сотни школ бизнеса и менеджмента, в которых тысячи русских менеджеров познакомились с современными достижениями западного менеджмента. Десятки и сотни менеджеров отправились на стажировку в Европу и США.
Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри - и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.
Таким образом, при всех управленческих революциях в России сохранялась преемственность типа управления, методов и приемов управления, но не сохранялась преемственность кадрового состава. Ни одна управленческая революция не разрушила традиций косности и рутины, которые складывались на протяжении тысячи лет в русском менталитете руководителей и которые превратились в устойчивую традицию.
Вклад
в современную науку
концепций различных школ и подходов
Научные направления и ключевые положения концепций |
Основные идеи, используемые в современном менеджменте |
1.
Научный менеджмент и | |
- Научные принципы - Рационализация выполнения работ - Разделение труда в управлении |
- Научный подход к менеджменту
и принципы управления |
2. Школа человеческих отношений и поведенческих наук | |
- Коллектив как особая социальная группа - Межличностные отношения
как фактор роста |
- Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства - Исследование поведения людей в организациях - Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам |
3. Количественный подход (наука управления) | |
- Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники |
- Использование количественных измерений при принятии решений - Использование информационных
систем управления и |
4.
Системный и ситуационный | |
- Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации - Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды |
- Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей - Значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации - Принятие управленческих
решений на основе изучения
всей совокупности |
Принципы управления социалистическим производством
Принцип |
Содержание принципа |
Демократический центризм |
Централизованное руководство |
Единоначалие и коллегиальность |
Единоначалие предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на широком участии трудящихся в управлении |
Единство политического и |
Политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня ее развития, экономических законов, хозяйствование направляется на выполнение планов |
Отраслевой и территориальный подход |
Производство, создающее экономические
условия жизни людей, управляется
преимущественно отраслевыми |
Плановое ведение хозяйства |
Установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом |
Материальное и моральное |
Распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству и качеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов |
Научность |
Построение всей системы управления производством на достижениях науки управления |
Ответственность |
Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанности и права, а также за что он лично несет ответственность |
Подбор и расстановка кадров |
Каждый работник должен быть подобран так и поставлен на такой участок, где он может выполнять порученную работу наиболее эффективно |
Экономичность и эффективность |
Эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное применение труда |
1 Менеджмент в России на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. М., 2008. – С. 62.
2 В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX-XX веков. М., 2003. – С. 246.
3 Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2006. – С. 117.
4 Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. М., 2006. – С. 83.
5 Валовой Д.В. История менеджмента. М., 2005. – С. 378.
6 Радугин А.А. Основы менеджмента. М., 2003. – С. 162.
7 Социальный менеджмент / Отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 2008. – С. 115.
8 Валовой Д.В. История менеджмента. М., 2005. – С. 361.
9 Егоршин А.П. Управление персоналом. Новгород, 2001. – С. 224.
10 Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М., 1999. – С. 289.
11 Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 2003. – С. 263.
12 Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М., 2007. – С. 128.
13 Русинов Ф.М., Разу М.Л. Менеджмент (современный российский менеджмент). М., 2000. – С. 148.
Информация о работе Этапы развития управленческой мысли в России