Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:07, контрольная работа
Целью данной работы является характеристика целей и задач стратегического менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
описать сущность стратегического менеджмента, его цели и задачи;
рассмотреть этапы становления стратегического менеджмента.
Введение
3
1. Сущность стратегического менеджмента, его цели и задачи
4
2. Этапы становления стратегического менеджмента
17
Заключение
19
Библиографический список
- миноритарные акционеры- сиюминутная отдача вложений, обеспечение их возвратности;
- сотрудники - уважение своих ценностей со стороны фирмы, стабильность и устойчивость, гарантия занятости и заработной платы;
- потребители - возможность
приобретения качественных
- партнеры, поставщики и
конкуренты - выполнение фирмой
- общество в целом -
поступление налогов, создание
рабочих мест, социальное обеспечение,
снижение воздействия на
Миссия (основной замысел) и предпринимательская философия необходимы для установления стратегических целей фирмы, а также для завоевания доверия потребителей и остальных контактных групп, чтобы не вызывать конфликта их интересов.
Общая стратегическая цель бизнес-системы, или видение - это желаемый (идеальный) образ будущего фирмы в представлении собственников. Оно отражает наиболее благоприятную для фирмы ситуацию в наиболее благоприятных условиях внешней среды. Таким образом, видение не зависит от текущей обстановки, существующих в данный момент тенденций развития рынков и фирмы. Утвердившись в своем видении, фирма должна не подстраиваться под внешнюю обстановку, а стремиться формировать внешнюю и внутреннюю среды под созданный образ предприятия, выстраивая их в соответствии с выработанным взглядом на окружающий мир.
Видение не содержит в себе конкретных указаний относительно того, что, как и в какие сроки следует делать предприятию. Являясь желаемым образом фирмы, оно придает ее действиям целенаправленность. Это позволяет работникам не только лучше осознавать, что они должны делать, но и понимать, для чего нужны эти действия, открывает им перспективу, дает уверенность в завтрашнем дне и предоставляет возможность идентифицировать свое будущее с будущим фирмы.
Видение отличается от долгосрочного
планирования. Отличие заключается
в целях, которых нельзя добиться
исходя из достигнутого уровня, т.е. при
применении подхода, присущего разработке
долгосрочных планов. Как внутренняя
среда фирмы (новые технологии, компетенции,
формальные и неформальные лидеры и
т.д.), так и внешнее рыночное окружение
меняются во времени, часто непредсказуемо.
Поэтому проблематично
- на предприятии имеется точная система целеполагания (установления и распределения целей и задач);
- желаемый образ будущего фирмы доведен в письменном виде до каждого сотрудника, принимающего решения;
- поощряется инициатива работников;
- существует четкое
Без этого видение превращается в область прожектерства и фантазий узкого круга лиц, принимающих стратегические решения, снижается эффективность управленческих воздействий, падает доверие коллектива высшему менеджменту.
Выработка видения является
исключительной прерогативой собственников.
Оно индивидуально и должно указывать
на реальную область интересов созданного
бизнеса. Только в этом случае видение
как ожидание собственников от бизнеса
может быть формализовано и стать
основой для конкретизации
При реализации видения существуют
ограничения, устанавливаемые
Таким образом, ограничения
вводят условия, при которых необходимо
пересматривать стратегию, что позволяет
выбрать оптимальный путь (траекторию)
развития из многих возможных. Видение
- концепция долгосрочной цели, являющаяся
основой для деятельности фирмы.
Оно фиксирует общую
Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням организации: предприятия, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации.
1. Предприятие в целом
(группа предприятий, концерн,
самостоятельный завод или
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики.Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса. Стратегическая единица бизнеса - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка.
Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.
В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент - это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.
Идентификация стратегических
единиц бизнеса во многом является
предметом субъективного
- стратегическая единица
бизнеса имеет определенный
- бизнес-единица самостоятельно
планирует и осуществляет
- деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.
Основная задача стратегической единицы бизнеса - достижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).
Функциональная сфера
деятельности, или подразделение, -
структурные подразделения
Одна из распространенных
точек зрения на стратегическое управление
состоит в том, что стратегия
относится к исключительной компетенции
высшего руководства. Однако без
широкого участия всего персонала
невозможно ни разработать, ни реализовать
эффективные стратегические решения.
Поэтому практически каждый организационный
уровень системы управления организацией
может рассматриваться как
В соответствии с выделяемыми уровнями системы управления организации и, соответственно, в зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию - организации в целом; бизнес-стратегию - отдельного стратегического хозяйственного подразделения организации; функциональную стратегию - функциональной зоны хозяйствования, операционную стратегию - реализации конкретных производственно-хозяйственных функций.
Примером корпоративных
стратегий могут служить
Формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии:
1. Уяснение корпоративных целей и структуризация.
2. Прогноз будущей деятельности
на основе текущей стратегии
и определение расхождения (
3. Установление разницы
между показателями
4. Корректировка стратегических
целей по результатам анализа
пробелов и внутренних
5, 6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях.
7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений.
8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей.
9, 10. Распределение ресурсов
на соответствующих уровнях
11,12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.
Известно, что материальным
продуктом стратегического
- потенциал организации,
который обеспечивает ее
- внутренняя структура
и изменения в ней,
Потенциал организации включает
ее способности возобновлять расходуемые
материальные, финансовые, информационные
и кадровые ресурсы; продукцию и
услуги, набор правил социального
поведения, следование которым помогает
организации добиться своих целей.
Важно заметить, что не всякая продукция
и услуги, предлагаемые организацией
на рынке, могут быть отнесены к ее
потенциалу, а лишь те, которые потенциально
прибыльны. Это означает, что продукция
фирмы создана на базе новых технологий,
обладает высоким качеством, отличительными
особенностями и будет
Восприимчивость к переменам
во внешней среде в
Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.
Архитектонику организации составляют:
- технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;
- оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;
- уровень организации производства;
- структура власти, распределение
должностных функций и
- организационные задачи отдельных групп и лиц;
- внутренние коммуникации и процедуры;
- организационная культура,
нормы и ценности, которые лежат
в основе организационного
Качество персонала
- отношением к изменениям;
- профессиональной
- умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности;
- умением решать вопросы,
относящиеся к проведению
- мотивацией участия в
стратегической деятельности и
способностью преодолевать
Способность организации обновлять и развивать свой потенциал служит важным показателем эффективности стратегического управления.
2. Этапы становления
Становление стратегического
менеджмента как
1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти. XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Так, например, диаграммы Г. Гантта (полосовые диаграммы) и в наши дни являются одним из самых распространенных методов планирования. Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это гак называемые "жесткие" проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Позже, в 70-е годы, в методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому "жесткие" проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены "мягкими" проблемами, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.
Информация о работе Этапы становления стратегического менеджмента