Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является основные этапы развития стратегического менеджмента.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть школы стратегического менеджмента
показать плюсы и минусы выбранных школ
рассмотреть, как реализовалась школа культуры в сфере туризма
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные школы стратегического менеджмента………………………….4
1.1 Школа дизайна……………………………………………………………………...7
1.2 Когнитивная школа…………………………………………………………………14
1.3 Школа культуры……………………………………………………………………19
Глава 2. Практическая часть: Реализация достижений школы культуры
на примере туроператора «Tez tour»………………………………………………....25
Заключение………………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………………...27
ЗАПОМИНАНИЕ/ПОИСК.
Когнитивный процесс начинается
с работы памяти. Если
говорить об отдельном человеке, то
его намять представляет собой сеть
ассоциативных связей между различными
единицами информации. В организациях
эти связи соединяются с
ВЫБОР.
Выбор — сложный процесс
РЕЗУЛЬТАТ.
Получение результатов
Познание как картографирование
Несмотря на разнообразие взглядов представителей когнитивной школы, все ее сторонники сходятся в одном: необходимой предпосылкой стратегического познания является существование ментальных структур, с помощью которых организуется знание. Для обозначения этих структур используется и вышеупомянутый термин «фрейм», и другие — схема, понятие, сценарий, план, интеллектуальная модель, карта.
Карта,
или отображение, — наиболее распространенное
название, возможно, благодаря его
метафоричности. Данный термин подразумевает
прохождение по малознакомой местности
с помощью некой
Лучше
иметь неправильное представление,
чем не иметь никакого, потому что
оно хотя бы обеспечивает стимул действовать.
Карта служит прообразом восприятия,
и люди видят на ней то, что
ожидают увидеть. Но по мере того как
мы обнаруживаем все больше расхождений
с картой люди начинают обращать
внимание на непосредственный опыт, ищут
в нем определенные принципы.
Карта приобретает
Как
и в географии, в менеджменте
в различных ситуациях
Карты первого типа нередко называют схемами, термином, заимствованным из когнитивной психологии. Каждая из них переполнена данными. Проблема заключается в том, как организовать их хранение и сделать доступными в любой нужный момент. Доступность схем состоит в том, что они отображают знание на различных уровнях, что позволяет индивиду, основываясь на начальных данных, мысленно восстановить, восполняя пробелы, полную картину.
Познание как конструирование
Вторая
ветвь когнитивной школы
По
мнению представителей этой ветви, «внешний»
мир не просто направляет подвергающееся
воздействию разного рода искажений,
предубеждений и упрощений «
Согласно
интерпретационному, взгляду, ментальные
процессы, ментальное содержание, отнюдь
не являются репродукцией внешнего
мира, вся информация, проходящая через
фильтры предубеждений и
В
основе воззрений социальных конструкционистов
лежит одна твердая посылка: никто
в организации не «видит» окружения.
Организация конструируют его, исходя
из той богатой и неоднозначной
информации, в которой размыты
даже такие фундаментальные
Критики данной точки зрения указывают, что существование внешней среды организации вряд ли может быть поставлено под сомнение. Кроме того, на рынке действует множество «осколков» компаний, восприятие которыми рынка, вопреки (или благодаря) тому, что думают их менеджеры, неправильно.
С
конструкционистской точки
Таким образом, видение
Посылки когнитивной школы
Когнитивная школа — развивающаяся школа, а ее предмет — процесс формирования стратегии. Завершая ее рассмотрение, мы выделяем (из соответствующих работ) посылки, на которых основываются построения школы познания.
1.Формирование
стратегии есть протекающий в
сознании стратега процесс
2.Следовательно,
стратегии зарождаются как
3.Эта
информация (согласно «объективной»
ветви когнитивной школы)
4.Как
и концепции, стратегии «
1.4 ШКОЛА КУЛЬТУРЫ5
Культура есть зеркальное отражение власти. Обращение к культуре — не новая идея. В каждой области исследования есть свое центральное понятие: в экономике — рынок, в политологии — политика, в стратегическом менеджменте — стратегия.
В сфере менеджмента «открытие» культуры состоялось в 1980-х гг. Благодаря успехам японских корпораций. Казалось бы, японцы действовали совершенно иначе, чем принято в США, но, с точки зрения технологий, они беззастенчиво копировали все американские достижения. Различия же в результатах определяются господствующей в Японии культурой и ее проявлениями в крупных корпорациях Страны восходящего солнца.
Попытки
объяснить японский феномен вылились
в особое направление американской
экономической литературы, а орды
консультантов озаботились
Культуру можно изучать с оппозиций стороннего наблюдателя или изнутри, с позиции ее исконных представителей (разделение, соответствующее двум ветви когнитивной школы). Первый занимает объективную позицию в отношении того почему люди ведут себя определенным образом, и объясняет их действия уникальностью социальных и экономических отношений. Второй полагает культуру объективным процессом интерпретации, не имеющий никакого отношения, к абстрактной ели в антропологии исходно доминировал объективный подход, а затем не восприняла и субъективный, то в стратегическом менеджменте дело обстояло полностью до наоборот.
Посылки школы культуры
1.
Формирование стратегии — это
процесс социального
2.Верования
индивида есть результат
Культуре ИЛИ социализации, как правило, не выраженных явно и невербальных, хотя иногда усиливаемых более формальным воспитанием.
3.Следовательно,
члены организации способны
лишь отчасти охарактеризовать
убеждения, на которых
4.
Как следствие, стратегия
И
только во вторую очередь позиции, укоренившейся
в коллективных устремлениях (не обязательно
явно выраженных) и отраженной в
моделях, защищающих глубинные ресурсы
и возможности организации, образующие
основу ее конкурентных преимуществ. Таким
образом, основной характеристикой
стратегии выступает
5.
Культура и в особенности
Культура и стратегия
Вплоть до 1980 г. Организационная культура рассматривалась в контексте управления только скандинавскими исследователями, а затем стали появляться интересные работы и в других странах. В Англии под руководством Эндрю Петтигрю было Фоведено детальное исследование британской химической компании, выявившее важные культурные факторы управления; в США взаимосвязь организационной культуры и стратегических изменений исследовал С.Фельдман, а Дж. Барни попытался найти ответ на вопрос о том, насколько правомерно рассматривать культуру как источник устойчивых конкурентных преимуществ. Получили признание научной общественности докторские диссертации канадцев М. Ферсироту) и Ф. Ригера. Первый поднял тему «стратегической перестройки организации культурной революции» на примере одного из канадских грузовых автоперевозчиков, второй исследовал, уже упоминавшееся выше, влияние национальной культуры на отрасль авиаперевозок.
Таким образом, связи между понятиями «культура» и «стратегия» многочисленны и разнообразны вот описания некоторых из них:
1. Стиль ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Культура влияет на принятый в организации стиль мышления и анализа, воздействуя, следовательно, а на процесс формирования стратегии. В новой культуре первостепенное значение придавалось тщательному анализу и взвешенному принятию решений. Много лет спустя Джон Де Лориан, рассказывая о своем пребывании в должности одного из руководителей GM, описывал культуру, целиком сконцентрированную на обеспечении как можно более «гладкого» принятия решений. Накануне любого собрания каждый руководитель «был обязан ознакомиться с текстом предстоящей презентации. Не должно было быть никаких сюрпризов.., мы прочитывали одни и те же материалы по меньшей мере трижды: во время предварительного изучения, на презентации и в протоколах собрания» .
Культура
действует как вечный фильтр, последовательно
отсеивающий посылки для
2.ПРЕОДОЛЕНИЕ
СОПРОТИВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ
Проблема преодоления стратегической инертности организационной культуры является предметом многих исследований. Так, представитель школы считает, что высшее руководство должно признать важность гибкости н новаторства как неотъемлемой и важнейшей составляющей компании. Автор предлагает ряд способов, облегчающих руководителям решение этой задачи, включая:
1)учреждение поста «старшего менеджера без портфеля», чья обязанность —
Ставить вопросы, оспаривать укоренившееся убеждения, выдвигать новые
Идеи;
2)приглашение внешних управляющих, которые будут «поднимать важные
Вопросы уместности культурных ценностей в изменяющихся условиях»;
3)организация
«в компании образовательных
программ для менеджеров
4)поощрение
«систематической ротации
Шведская ветвь школы культуры
Ассоциация
CHAP(SIAR) - Скандинавские институты
административных исследований — была
основана в Швеции в 1965 г. Как консалтинговая
и исследовательская