Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:35, курсовая работа
Целью моей работы является проведение анализа и сравнительной характеристики японского и американского менеджмента и применение его в Российской Федерации.
Для достижении этой цели следует рассмотреть и решить ряд задач:
1) Рассмотреть процессы зарождения, становления и развития в процессе эволюции японского и американского менеджмента.
2.Охарактеризовать американскую модель менеджмента.
3.Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.
4.Провести сравнительный анализ японской и американской моделей управления.
5.Выделить возможные варианты применения зарубежного опыта в РФ.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Эволюция и особенности американского и японского
менеджмента………………………………………………………………… 5
1.1. Формирование и основные характеристики американского
менеджмента…………………………………………………………… 5
1.2. Развитие и основные принципы японской
модели менеджмента………………………………………………… 11
Глава 2. Сравнительный анализ американской и японской
моделей менеджмента и варианты их использования в
Российской Федерации…………………………………………………… 19
2.1. Анализ сравнительных характеристик японской и
американской моделей управления………………………………… 19
2.2. Возможные варианты и предложения по применению
зарубежного опыта в российском менеджменте………………….. 25
Заключение………………………………………………………………… 32
Список использованных источников………………………………….. 34
На основании рассмотренных аспектов и принципов двух основных моделей менеджмента, можно провести сравнительный анализ некоторых характеристики выявить различия, достоинства и недостатки американской и японской моделей менеджмента.
Наглядно сравнительные
Таблица 1
Японская и американская модели менеджмента
Япония |
США |
Управленческие
решения принимаются |
Индивидуальный характер принятия решения |
Коллективная ответственность |
Индивидуальная ответственность |
Гибкая (индивидуальная для организации) структура управления |
Строго формализованная структура управления |
Неформальная организация контроля |
Чётко формализованная процедура контроля |
Коллективный контроль |
Индивидуальный контроль руководства |
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост |
Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе |
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль |
Главные качества руководителя – профессионализм и инициатива |
Ориентация управления на группу |
Ориентация управления на отдельную личность |
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату |
Оценка результатов по индивидуальному результату |
Неформальные отношения с подчинёнными |
Формальные отношения с подчинёнными |
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы |
Деловая карьера
обусловливается личными |
Подготовка руководителей универсального типа |
Подготовка узкоспециализированных руководителей |
Оплата труда по показателям работы группы и служебному стажу |
Оплата труда по индивидуальным достижениям |
Долгосрочная занятость руководителя в фирме |
Наём на роботу на короткий период |
Исходя из данных таблицы и общего анализа теоретического материала можно констатировать следующие различия в функционировании японских и американских фирм в экономике своих стран:
1. В японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской. Американская фирма стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как японская фирма акцентирует внимание на том, чтобы работники могли сами решать локальные проблемы.
2. В американской фирме задачи
координации и управления
3. В американской фирме размер
вознаграждения рабочего
4. В японской фирме поведение
работника формируется с
5. Заключение на рынке труда
Японии контракта о
6. Количество уровней управления
в японской промышленности
7. Лидирующему положению в мировой экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания.
8. Использование американскими
фирмами системы «поточного
9. На японских заводах
Анализ причин сближения позиций США и Японии на мировом рынке позволяет определить некоторые недостатки американской системы, которые одновременно послужили усилением японского влияния:12
1. Самодовольство и
2. Копирование: если в прошлом
США активно использовали опыт
других стран, то теперь
3. Качество американских товаров
и услуг, постепенно
4. Образование, значительно
5. Протекционизм, неблагоприятно
сказывающийся на уровне
6. Размеры технологического
7. Медленная реакция,
8. Активность американских
9. Слабое реагирование: утрата гибкости вследствие большого числа законов, традиций, привилегий, моделей управления и правил, ослабивших возможности быстрого реагирования.
В противовес вышеприведенным причинам ослабления позиций США в мировой экономике приведем некоторые достоинства, которые являются реальными источниками усиления конкурентоспособности Японии:13
1. Всеобщее внимание к учебе,
являющееся самым главным
2. Быстрая приспособляемость к
изменяющимся условиям, способность
непрерывно приспосабливаться
3. Целеустремленность, очень высокая работоспособность, являющаяся следствием образа жизни и системы образования японцев.
4. Бесконфликтность японского
5. Эффективность качества
Исходя из этого, можно сказать,
что суть американской модели менеджмента
заключается в изначальном
При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу; решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.
Японская модель менеджмента оценивается
специалистами, как обеспечивающая
наибольшую гармоничность и мобильность
организации. Особенности японской
системы проявляются в
Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы по сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.14
Японское управление в первую очередь учитывает человеческий фактор. В то же время в США лица, ответственные за распределение капитала, сосредоточены в высшем управленческом аппарате, и динамическая и сбалансированная стратегия проводится только с помощью служащих, ответственных за эту стратегию.
В Японии предметом особого внимания является увеличение объема продаж. При этом менеджеры заботятся об активизации человеческих ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств. Американские компании вкладывают больше средств в исследования, совершенствование продукции.
Японские компании обращают особое внимание на производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование производственных операций, отдают большее предпочтение. Высшее руководство в США само проводит анализ экономической обстановки. В Японии высшее руководство определяет только общее направление такого анализа и предоставляет эти сведения низовому уровню для проведения анализа.
В заключение отметим, что в последние время ведущие компании Японии и США пытаются строить свои системы управления на основе сочетания лучших элементов американского и японского типов менеджмента. Представляется очевидным, что именно такое сочетание будет определять направления дальнейшего развития теории и практики управления предприятием.
2.2. Возможные варианты
и предложения по применению
зарубежного опыта в
Российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 25 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта, применение которого в России может быть только с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Так как важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации.
В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение:15
1.Концепция копирования
2.Концепция адаптации
3. Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета с применением опыта других стран.
Информация о работе Эволюция и сравнительный анализ американского и японского менеджмента