Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление специфики СБО пользователей в условиях детских библиотек.
В соотнесении с указанной целью работы, можно выделить задачи, поставленные перед нами:
1. Выделить особенности становления и развития справочно-библиографического обслуживания библиотеки;
2. Рассмотреть основные функции, а также особенности структуры справочно-библиографического обслуживания ;
3. Узнать какие новые технологии внедрились в организацию СБО
Список использованных сокращений…………………….. 3
Введение……………………………………………………. 4
Глава 1. Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания.
…………………………………………………………………6
Глава 2. Сущность справочно-библиографического обслуживания и его специфика в условиях детских библиотек……………………………………………………..12
2.1.Виды библиографических справок……………………17
2.2 Технология выполнения справочно-библиографического обслуживания. этапы выполнения справок……………….23
2.3 Роль новых технологий в изменений организации СБО
……………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………..33
Глава 2 Сущность СБО и его специфика в условиях детских библиотек
Справочно-библиографическое
обслуживание в соответствии с
разовыми запросами. Один из основных
видов библиографического обслуживания;
представляет собой совокупность
процессов приёма разовых запросов,
библиографического поиска и выдачи
пользователям
Справочно-библиографическое
обслуживание служит обеспечению прав
пользователей на информацию о
составе библиографических
CБО читателей-детей тесно связано с процессом руководства, их чтением, с проблемами формирования библиографической культуры читателей, так как их интересы нередко пока ещё не определись или не обладают устойчивостью. Перед тем как рассмотреть специфику СБО в детских библиотеках, сначала дадим определение, что такое детская библиотека, её задачи и виды.
Детская библиотека
– это специализированное библиотечное
учреждение или его структурная
часть универсального профиля, организующее
библиотечное и информационное обслуживание
детей и подростков (до 14 лет включительно).
Обслуживает родителей как
Миссия библиотек , обслуживающих детей, в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям [1, С. 142-143].
Основная цель библиотек детских библиотек – удовлетворение потребностей детей (скрытых и явных) в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации [10, С.125].
Основные задачи детских библиотек :
Социокультурная адаптация,
социализация детей, вхождение детей
в культуру (инкультурация) – это
важнейшие направления
Современную специализированную детскую библиотеку в том виде , в котором она существует, то есть самостоятельное учреждение или структурное подразделение публичной библиотеки , можно рассматривать как подвид публичной библиотеки , тяготеющий к самостоятельному типу библиотек [3, С. 35].
Главная стратегическая линия дальнейшего существования детских библиотек в информационном обществе – модернизация и, как следствие ее, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется одно методологическое положение: детям должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры [10, С.46].
В центре внимания каждой библиотеки
должны быть интересы и запросы пользователя,
библиотеки существуют прежде всего
для Читателя. В центре внимания
детской библиотеки – читатель-ребенок
со всеми его психологическими, возрастными
и иными особенностями
СБО – один из наиболее интересных
процессов библиографической
Справочно-библографическое обслуживание является одним с видов библиографического обслуживания, обязательным и значимым направлением деятельности библиотек всех видов. Теоритеческая фольмулировка СБО основана на понятии потребности в нем. Невозможность получить нужную информацию в связи с существованием различных баръеров (физических, экономических, психологических и др.) приводит к необходимости обращения при помощи посредников (библиографов, информационных брокеров) между пользоветелями и зафиксированной в различных источниках информацией. Пользователи становятся читателями СБО, которые с одноразовыми запросами обращаются в библиотеку, библиографическую службу и другую информационную организацию. Значение СБО не уменьшится, так как вышеодзначенные баръеры в различной форме и степени существовали и будут существовать. По мнению учёных, несмотря на интернет. Пользователь может самостоятельно получить 5 % необходимой ему информации потому что ему неизвестна система коордитнат для каждого параметра характеристики документа [1, С. 67].
ГОСТ 7.0 – 99 “Информационно-библиотечная
деятельность, библиография. Термины
и определения» дает следующие определение
этому виду библиографическому обслуживанию:
«Справочно-библиографическое
В процессе СБО выделяются три основных элемента: разовый запрос – поиск информации – ответ.
Разовый запрос носит библиографический и фактографический хатактер. Библиографический запрос предстваляет собой требование на библиографическую информацию. Фактографический запрос – это запрос на получение конкретных сведений технического, хранологического статистического характера [15, С. 142].
Ответ на запрос может быть выдан в виде справки, методической консультации и отказа. Основными положительными формами отказа на запрос являются справки и методические консультации, которые в зависимости от характера размещённой в них информации могут быть библиографическими и фактографическими [15, С. 143].
2.1 Виды библиографических справок
Библиографические справки бывают трёх видов: тематические, адресно-библиографическте, уточняющие. Согласно с межгосударственным стандартом тематическая справка – это библиографическая справка, которая размещает пересчёт документов по определённой теме. Несколько шире трактует содержание тематической справки И. Р. Моргенштерн. Он считает, что тематическая справка представляет собой любое множетсво библиографических справок по предмету поиска или любое множество документов по какому-нибудь объединяющему их признаку [5, С.435].
Тематическая справка представляет собой перечень документов по определённой теме. В детских библиотеках ткаже выполняются тематические справки. При выполнении этих справок особую важность приобретает первый этап – приём запроса. Запрос должен точно отражать тематические потребности читателя в информации. От того насколько верно ребёнок сформулировал запрос. Уточнение запроса может проводиться в сторону сужения, конкретизация темы. В других случаях, напротив возникает потребность в расширении темы, когда запрос носит узскоспециальный характер и необходимо определить область более широкую. Формулировка запроса осложняется порой из-за дефицита информации по данному запросу у читателя и библиографа [5, С.435].
Адресно-библиографическая
справка – это
Уточняющая библиографическая
справка – это
Система предположений «где
искать» носит вариативный, приспосабливабщийся
характер. В связи с этим этап
приёма запроса становится особенно
важным. Библиограф должен получить о
документе максимальное количество
сведений, коротыми распологает читатель.
Обязательно выяснение
Очень важно при уточнении запроса выяснить место издания, что позволит привлечь каталоги издательств, а также издания краеведческой библиографии. После приёма библиограф тщательно анализирует запрос и в результате выделяет какой-то один признак документа, который представляется наиболее удобным в качестве исходного пункта поиска [20, С. 484] .
Фактографическая справка – это ответ на запрос, который размещает фактические сведения по сущности вопроса. Она содержит прямой товет на запрос о тех или иных объектах , событиях, датах [20, С. 484].
Особенно часто такие
справки выполняются в научно-
Выполняются фактографические
справки чаще всего по сборникам
документов, словарям, энциклопедиям,
справочникам. В случае узкоспециальных
запросов, не получивших отражение
в справочных изданиях, библиограф
подбирает литературу, в которой
наиболее вероятно наличие нужных сведений
, и находит ответ путём её непосредственного
просмотра. В отдельных случаях
возможно использование