Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление специфики СБО пользователей в условиях детских библиотек.
В соотнесении с указанной целью работы, можно выделить задачи, поставленные перед нами:
1. Выделить особенности становления и развития справочно-библиографического обслуживания библиотеки;
2. Рассмотреть основные функции, а также особенности структуры справочно-библиографического обслуживания ;
3. Узнать какие новые технологии внедрились в организацию СБО

Содержание работы

Список использованных сокращений…………………….. 3
Введение……………………………………………………. 4
Глава 1. Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания.
…………………………………………………………………6
Глава 2. Сущность справочно-библиографического обслуживания и его специфика в условиях детских библиотек……………………………………………………..12
2.1.Виды библиографических справок……………………17
2.2 Технология выполнения справочно-библиографического обслуживания. этапы выполнения справок……………….23
2.3 Роль новых технологий в изменений организации СБО
……………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Работа курсовая.docx

— 60.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Сущность СБО и его специфика в условиях детских библиотек

Справочно-библиографическое  обслуживание  в соответствии с  разовыми запросами. Один из основных видов библиографического обслуживания;  представляет собой  совокупность  процессов приёма разовых  запросов, библиографического поиска и выдачи пользователям библиографической  и фактографической информации, получаемой методом библиографического поиска  с установлением документального  источника. К сфере с-б. о. относят  также библиографические консультации [2, С.987].

Справочно-библиографическое  обслуживание служит обеспечению прав пользователей на информацию  о  составе библиографических фондов и содержащихся в них  конкретных документов, консультации  помощь в  поиске и выборе источников информации  [2, C.987].

CБО читателей-детей тесно связано с процессом руководства, их чтением, с проблемами формирования библиографической культуры читателей, так как их интересы нередко пока ещё не определись или не обладают устойчивостью.  Перед тем как рассмотреть  специфику СБО в детских библиотеках, сначала дадим определение, что такое детская библиотека, её задачи и виды.

Детская   библиотека  – это специализированное библиотечное учреждение или его структурная  часть универсального профиля, организующее библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 14 лет включительно). Обслуживает родителей как организаторов  и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально  связанных с детской литературой  и детским чтением. Важная социальная роль  детской   библиотеки  – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение  информации, книги, на доступность достижений мировой и отечественной культуры. Отсюда вытекают обязанности  детских   библиотек  по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления  работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку  библиотек , основания для оценки их деятельности [1, С. 142-143].

Миссия  библиотек , обслуживающих  детей, в том, чтобы, используя все  имеющиеся ресурсы, создать среду  развития ребенка через чтение, книгу  и нетрадиционные  виды  носителей  информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям [1, С. 142-143].

Основная цель  библиотек   детских   библиотек  – удовлетворение потребностей детей (скрытых и явных) в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду  общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации [10, С.125].

Основные задачи  детских   библиотек :

  • развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;
  • пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;
  • гармоническое сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);
  • воспитание творческих способностей;
  • пропаганда ценности детства и  детской  субкультуры;
  • обеспечение открытости  библиотеки  для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями;
  • обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
  • взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;
  • осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
  • развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;
  • развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможности библио – и арттерапии, терапии творчеством. [10, С. 126].

Социокультурная адаптация, социализация детей, вхождение детей  в культуру (инкультурация) – это  важнейшие направления социокультурной  политики, которое должно иметь общегосударственный  статус и быть официально зафиксировано  в обязанностях органов государственной  власти, причастных к решению этой задачи. Библиотечное обслуживание – часть этой политики. (9, С.22–26).

Современную специализированную  детскую   библиотеку  в том  виде , в котором она существует, то есть самостоятельное учреждение или структурное подразделение  публичной  библиотеки , можно рассматривать  как подвид публичной  библиотеки , тяготеющий к самостоятельному типу  библиотек  [3, С. 35].

Главная стратегическая линия  дальнейшего существования  детских   библиотек  в информационном обществе – модернизация и, как следствие  ее, повышение качества работы с  учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы  обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется  одно методологическое положение: детям  должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остается, несмотря на технический  прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая  современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры [10, С.46].

В центре внимания каждой библиотеки должны быть интересы и запросы пользователя, библиотеки существуют прежде всего  для Читателя. В центре внимания  детской   библиотеки  – читатель-ребенок  со всеми его психологическими, возрастными  и иными особенностями развития. С ребенком должны работать знающие  психологию и педагогику детства  специалисты, хорошо знакомые с  детской  литературой и способами ее преподнесения детям [4, С. 67].

СБО – один из наиболее интересных процессов библиографической работы, требующий от библиографа детской  литературы эрудиции, разносторонних знаний. Постоянно общаясь с юными  читателями, библиограф сталкивается  со все новыми, разными, порой неожиданными запросами, поэтому нужно много  читать, быть в курсе различных  событий, обладать широким кругозором. [18, С.144].

Справочно-библографическое обслуживание является одним с видов  библиографического обслуживания, обязательным и значимым направлением деятельности библиотек всех видов. Теоритеческая фольмулировка СБО основана на понятии потребности в нем.  Невозможность получить нужную информацию в связи с существованием различных баръеров (физических, экономических, психологических и др.) приводит   к необходимости обращения при помощи посредников (библиографов, информационных брокеров) между пользоветелями и зафиксированной в различных источниках информацией. Пользователи становятся читателями СБО, которые с одноразовыми запросами обращаются в библиотеку, библиографическую службу и другую информационную организацию. Значение СБО не уменьшится, так как вышеодзначенные баръеры в различной форме и степени существовали и будут существовать. По мнению учёных, несмотря на интернет. Пользователь может самостоятельно получить 5 % необходимой ему информации потому что ему неизвестна система коордитнат для каждого параметра характеристики документа [1, С. 67].

ГОСТ 7.0 – 99 “Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины  и определения» дает следующие определение  этому виду библиографическому обслуживанию: «Справочно-библиографическое обслуживание – это обслуживание в соответствии с запросами пользователей информации, связаное с представлением справок  и других библиографических услуг». Это определение не может  удовлетворить  специолистов, потому что не раскрывает разницы между видами библиографического обслуживания. Оно требует уточнения. Более адекватным является понятие  такого вида обслуживания, как обслуживание с разовыми запросами пользователей  информации. Основой СБО является справочно – бибоиографический аппарат. В него входят: алфавитный каталог, систематический каталог,  систематическая картотека статей, краеведческая картотека, а также электронный каталог [2, С. 687].

В процессе СБО выделяются три основных элемента: разовый запрос – поиск информации – ответ.

Разовый запрос носит библиографический  и фактографический хатактер. Библиографический  запрос предстваляет собой требование на библиографическую информацию. Фактографический запрос – это запрос на получение  конкретных сведений технического, хранологического статистического характера [15, С. 142].

Ответ на запрос может быть выдан в виде справки, методической консультации и отказа. Основными  положительными формами отказа на запрос являются справки и методические консультации, которые в зависимости  от характера размещённой в них  информации могут быть библиографическими и фактографическими [15, С. 143].

 

 

 

2.1 Виды библиографических справок

Библиографические справки  бывают трёх видов: тематические, адресно-библиографическте, уточняющие. Согласно с  межгосударственным стандартом тематическая справка –  это библиографическая справка, которая размещает пересчёт документов по определённой теме. Несколько шире трактует содержание тематической справки  И. Р. Моргенштерн. Он считает, что тематическая справка представляет собой любое множетсво библиографических справок по предмету поиска или любое множество документов по какому-нибудь объединяющему их признаку [5, С.435].

Тематическая справка  представляет собой перечень документов по определённой теме. В детских  библиотеках ткаже выполняются  тематические справки. При выполнении этих справок особую важность приобретает  первый этап – приём запроса. Запрос должен точно отражать тематические потребности читателя в информации. От того насколько верно ребёнок  сформулировал запрос. Уточнение запроса может проводиться в сторону сужения, конкретизация темы. В других случаях, напротив возникает потребность в расширении темы, когда запрос носит узскоспециальный характер и необходимо определить область более широкую. Формулировка запроса осложняется порой из-за дефицита информации по данному запросу у читателя и библиографа [5, С.435].

Адресно-библиографическая  справка – это библиографическая  справка, которая размещает сведения об наличии или местоположении запрашиваемого документа в определённом фонде  библиотеке, органа НТИ, архива и др. Адрсно-библиографическая справка устанавливает наличие и местоахождение известного читателю определённгого документа или его части в фонде библиотеки. Проще всего уточнить наличие книги в библиотеке с помощью алфавитного каталога. Сведения о журналах, газетах. Продолжающихся сборниках находят с помощью каталога пререодических и продолжающихся изданий.  Результатом поиска является ответ с указанием  шифра хранения документа в фонде библиотеки или переадресовка запроса через МБА [11, С.167]. 

Уточняющая библиографическая  справка – это библиографическая  справка, которая устанавливает  или уточняет элементы библиографического описания документа што отстутствуют или неточные в запросе пользователя информации.  Читатель часто обращается в библиотеку  с просьбой найти предполагаемые  работы известного ему автора; публикацию, которую он использовал раньше, но теперь помние лишь её тему. Порой читатели искажают фамилии авторов, заменив одну букву другой, женскую фамилию представляют как мужскую, путают инициалы и т. д. В массовых библиотеках часто встречаются запросы, связанные с уточнением сведений о публикациях художественных ппроизведений. Приступая к утосняющему поиску, библиограф располагает неполной или искажённой информацией о документе. В этом случае необходима гибкая система поиска, позволяющая оперативно менять логически обоснованную  последовательность обращения к тем или иным источникам в зависимости от того, какие исходные данные известны [11, С.168].

Система предположений «где искать» носит вариативный, приспосабливабщийся  характер. В связи с этим этап приёма запроса становится особенно важным. Библиограф должен получить о  документе максимальное количество сведений, коротыми распологает читатель. Обязательно выяснение источника  получения сведений читателем. Дополнительные сведения расширяют круг источников, которые могут быть привлечены при  поиске. Материалы об определённом  деятеле разыскивают  преимущественно  по энциклопедическим  и библиографическим словарям [5, С.436].

Очень важно при уточнении  запроса выяснить место издания, что позволит привлечь каталоги издательств, а также издания краеведческой  библиографии. После приёма библиограф тщательно анализирует запрос и  в результате выделяет какой-то один признак документа, который представляется наиболее удобным в качестве исходного пункта поиска [20, С. 484] .      

Фактографическая справка  – это ответ на запрос, который  размещает фактические сведения по сущности вопроса.   Она содержит прямой товет на запрос о тех или иных объектах , событиях, датах [20, С. 484].

Особенно часто такие  справки выполняются в научно-технических  библиотеках, где систематически приходится разыскивать данные о заводах- изготовителях, технико-экономических показателях, обородовании и др. Обращаются читатели с запросами  на фактографичесую  информацию  и в массовые библиотеки [21, С. 345].

Выполняются фактографические справки чаще всего по сборникам  документов, словарям, энциклопедиям, справочникам. В случае узкоспециальных  запросов, не получивших отражение  в справочных изданиях, библиограф подбирает литературу, в которой  наиболее вероятно наличие нужных сведений , и находит ответ путём её непосредственного  просмотра. В отдельных случаях  возможно использование библиографических  пособий, тематических подборок материалов, папок газетных вырезок. Фактографическая справка, кроме ответа по существу запроса  может содержать указание на источник, из которого подчерпнуты интересующие читателя сведения [21, С. 346].

Информация о работе Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания