Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление специфики СБО пользователей в условиях детских библиотек.
В соотнесении с указанной целью работы, можно выделить задачи, поставленные перед нами:
1. Выделить особенности становления и развития справочно-библиографического обслуживания библиотеки;
2. Рассмотреть основные функции, а также особенности структуры справочно-библиографического обслуживания ;
3. Узнать какие новые технологии внедрились в организацию СБО
Список использованных сокращений…………………….. 3
Введение……………………………………………………. 4
Глава 1. Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания.
…………………………………………………………………6
Глава 2. Сущность справочно-библиографического обслуживания и его специфика в условиях детских библиотек……………………………………………………..12
2.1.Виды библиографических справок……………………17
2.2 Технология выполнения справочно-библиографического обслуживания. этапы выполнения справок……………….23
2.3 Роль новых технологий в изменений организации СБО
……………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………..33
Сегодня, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации [6].
С внедрением в работу библиотек
новых компьютерных технологий, справочное
обслуживание читателей вышло
на новый уровень: за последние 2-3 года
потребность в информации на электронных
носителях значительно
Следует отметить, что эффективность
использования совокупного
Оперативное получение информации независимо от места проживания или сферы деятельности в настоящих условиях возможно лишь при внедрении и развитии в библиотеках новых электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению, внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично. Многие сельские библиотеки (ЦБС), на сегодняшний день вообще не имеют компьютеров. Можно выделить три основных направления информатизации:
- автоматизация внутри библиотечных процессов;
- формирование и актуализация
библиотечных информационных
- использование сетей
для передачи данных для
Внедрение информационных технологий
в деятельность библиотек приводит
к значительному увеличению доступа
и реализует основные критерии качества
информационного обслуживания (ИО)-
полноту и оперативность
В настоящее время библиотекам очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках [8, С.10].
Поиск альтернатив и путей
решения проблемы привел в результате
к внедрению комплекса
Необходимо отметить, что
использование баз данных «Статьи»
и «Книги» позволяют быстро и
качественно удовлетворять
Мощную информационную систему для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций и т. п.) выходит только в электронном виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность получения актуальной информации [6].
Популярность источников на традиционных носителях имеет свои причины. Большое значение имеет пугающий фактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные основания. В частности, книги, а особенно микроформы, имеют долгий срок хранения (для серебряных фиш до 500 лет), в то время как, по мнению некоторых специалистов, длительное хранение информации в электронном виде бесперспективно: оно полностью зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программного обеспечения [6].
Между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловая разница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные и оригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации [6].
Итак, автоматизация библиотечных
процессов, создание локальной сети,
позволяют максимально полно, оперативно,
точно удовлетворять
Сегодня для повышения
эффективности информационно-
Все более глубокое внедрение
компьютерной культуры в профессиональную
культуру библиотечно-информационного
специалиста требует
Несмотря на то, что внедрение компьютерных технологий- приоритетное направление деятельности библиотек, существует немало проблем, связанных с автоматизированным обслуживанием потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ее приобретение, а также сотрудников для ввода информации (высококвалифицированных специалистов, как уже отмечалось выше) [8, С.12].
Итак, интенсивное внедрение
информационных технологий во многом
изменило направление обслуживания
читателей. Поэтому необходимы новые
подходы для организации
Таким образом, наличие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проделанной мной курсовой работы по теме «Справочно-библиографическое обслуживание детского читателя», можно сделать следующие выводы:
- Первоночальные формы
СБО появились ещё в глубокой
древности. Становление СБО
- Справочно-библиографическое
обслуживание в соответствии
с разовыми запросами. Один
из основных видов
- Большую роль в СБО
играют развитие новых
Таким образом, наличие
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
10. Концепция
библиотечного обслуживания
Коршунов, О. П. Библиографоведение: Общий курс / О. П. Коршунов. – М.: Книжная палата, 1990. – 228 с.
16. Работа с читателями: под ред. В. Ф. Сахарова. – 3-изд. перераб. и доп. – М.: Книга, 1981. – 288 с.
17. Руководство по библиотечному обслуживанию детей: Пер. с англ. Ю.В.Просалковой. - М., 1994. Вып. 7. Информационные материалы.
18. Рыбина, Е. Ф. Томашева, Е. Н. Библиография литературы для детей: Учебник / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 238 с.
19. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Профессия, 2005. – 496 с. – (Серия «Библиотека»).