Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа
Цель данной работы – анализ взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций.
В данной работе поставлены следующие задачи:
-во-первых, рассмотреть основные аспекты становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством;
-во-вторых, какова картина взаимодействия государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики;
-в-третьих, изучить проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти;
в-четвертых, провести исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации.
Введение
Глава 1. Социологический анализ взаимодействия молодежных организаций и государства.
1.1 Исторический аспект становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством
1.2 Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики
Глава 2. Качественный анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций.
2.1 Проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Социологический анализ взаимодействия молодежных организаций и государства.
1.1 Исторический аспект
становления и нормативно-
1.2 Взаимодействие государства
и молодежных организаций в
реализации социальной
Глава 2. Качественный анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций.
2.1 Проблемы и перспективы
взаимодействия молодежных
2.2. Исследование эффективности
взаимодействия органов
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Во взаимоотношениях государства и общества одно из важнейших мест занимают взаимоотношения государства с молодежными организациями. Это обуславливается особой ролью молодежи в современном обществе, развивающемся стремительно и с необходимостью ориентированном на инновации. «Настало время говорить о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь, как минимум, как на возраст, не сводящийся к возрастным особенностям и отклонениям от нормы (не-зрелость, не-разумность и т.п.), а напротив, как на наиболее ценный для нынешнего общества период жизни человека, в котором он более, чем когда-либо, открыт Новому, не зациклен на Старом, активно стремится к самоутверждению и самореализации. Молодежь – это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен» - считает ректор Института молодежи И.М.Ильинский. [11;23]
Актуальность данной курсовой работы - сохраняющиеся в российском обществе кризисные явления, которые актуализируют потребность в качественном улучшении положения молодежи, в локализации риска в молодежной среде, в поддержке со стороны государства инициатив молодых граждан, молодежных объединений через совершенствование государственной молодежной политики.
Цель данной работы – анализ взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций.
В данной работе поставлены следующие задачи:
-во-первых, рассмотреть основные
аспекты становления и
-во-вторых, какова картина
взаимодействия государства и
молодежных организаций в
-в-третьих, изучить проблемы
и перспективы взаимодействия
молодежных организаций и
в-четвертых, провести исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации.
Хотя в работе излагаются теоретические вопросы, они будут подкреплены примерами из практики современной России и мирового сообщества. Это связано с актуальностью темы для нашей страны сегодня, когда молодежные организации заново переживают период становления.
Объектом исследования данной работы является взаимодействие органов власти и молодежных организаций.
Предмет курсовой работы – определение эффективности взаимодействия органов власти и молодежных организаций.
Гипотеза данной работы: взаимодействие органов власти и молодежных организаций будет эффективна лишь при условии активизации политики государства по отношению к молодежи и молодежным организациям в нашей стране.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
При написании курсовой работы в наибольшей степени были использованы работы Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А, Лисовского В.Т. Ими были рассмотрены проблемы и перспективы взаимодействия орган власти и молодежных организаций. Также при работе над курсовой работой широко использованы выдержки из стенографического отчета о встрече В.В.Путина с представителями молодежных организаций России, 24 июля 2007 г.
Из числа использованной литературы следует особо отметить работу Ильинского И.М.. «Молодежь и молодежная политика», где дается достаточно подробная характеристика состояния современной молодежной политики, указываются на основные проблемы и предлагаются наиболее оптимальные пути решения проблем.[12;13]
В курсовой работе также использованы данные из ежегодного статистического сборника России.
Глава 1. Социологический анализ взаимодействия молодежных
организаций и государства.
1.1 Исторический аспект
Понятие молодежи связано не только с биологическим возрастом, но и с конкретно-историческими условиями, с общественным строем и, прежде всего – с процессом социализации, в котором молодежь выступает одновременно объектом и субъектом. С одной стороны, вследствие своей зависимости от общества, где правят взрослые, еще не обладая экономической независимостью, она находится в положении объекта поучения, воспитания, а часто – назидания и подавления. С другой же стороны, она решает проблемы нравственного и духовного самоопределения, самоидентификации, выбора сферы трудовой деятельности, жизненных планов, спутника жизни, и по мере роста своего самосознания и участия в жизни общества обретает свою субъектность. [19;5]
Именно в этом процессе социализации важную роль играет реализация конституционного права молодежи, как и всех граждан, на объединение, то есть на создание молодежных организаций и общественных движений. Это организационное оформление молодежи, основанное на многообразии и альтернативности, придает ей некую форму целостности, единства в многообразии, образуя некую общественную силу, способную действовать в интересах самой молодежи и всего общества. Задача общества и государства – помочь молодежи организоваться, всеми силами поддерживать ее объединения. Обязанность государства, провозглашенная в Конституции Российской Федерации (статья 17) - заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не может подменить собственной активности молодых граждан России как в формировании молодежной политики, так и в решении стоящих перед обществом проблем.[27;30]
Прежде чем говорить о молодежных
организациях, условимся, что под организацией
мы будем понимать социальную систему,
которая порождается, прежде всего, по
замыслу, в соответствии с определенной
идеологией, общей целью и частными задачами.
Организация создается в рамках уже существующей
иерархии организаций («сверху» и «снизу»
от существующих, как их продолжение, или
же «сбоку», с самостоятельной структурой
целей, задач и функций); имеет структуру,
которая, как правило, не подвержена особым
изменениям; создается в соответствии
с уставом, положением или инструкцией,
которые предписывают ей цели, задачи,
принципы строения и функционирования;
имеет административно-
Молодежная организация как социальная группа является одной из форм проявления социальной инициативы детей и подростков, позволяющая удовлетворить присущую им потребность в социально-преобразующей деятельности. В них не только создается поле для социальной деятельности, но и возможность для проявления социальных и гражданских чувств, общих переживаний, стремления к преобразованию.
Особенностями таких объединений всегда являлись:
- реализация творческого и лидерского потенциала детей и молодежи в
пространстве сегодняшней жизни;
- коллективные творческие,
социально значимые дела, участвуя
в которых, ребята могут не
только проявить имеющиеся у
них определенные знания, умения
и навыки, но и получить новые,
закрепить их на практике, а
также научиться использовать
их, выражая свою гражданскую, социальную
позицию в современном
- организация досуга детей и молодежи и профилактика правонарушений;
- создание дружеской, братской
среды личностного общения, здоровой
атмосферы нравственного роста.
В данной работе я намерена рассмотреть: во-первых, как формировались молодежные организации и как при этом развивались их отношения с государством; во-вторых, какова картина представленных в обществе молодежных организаций на современном этапе; в-третьих, как проявляются их основные формы взаимодействия с государством в качестве общественных организаций – то есть прямое нормативно-правовое регулирование их деятельности государством, совместная реализация молодежной политики, а также надзор и контроль государства за деятельностью молодежных организаций.
На ранней стадии человечества трудно было говорить не только о молодежных организациях, но и о самом понятии «молодежь». И не только потому, что продолжительность жизни в первобытном обществе составляла всего 19-21 год, а в Древнем Риме – 27 лет. Ведь в тех же древних рабовладельческих государствах, как правило, возраст полноправного вступления во взрослое общество составлял около 25-30 лет, то есть совпадал с современными представлениями о молодежном возрасте. Но на примитивном этапе развития характер труда не требовал специального и длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно в ходе труда, учась у старших, путем перенимания их опыта и навыков. По мере улучшения социальных и материальных условий увеличивалась продолжительность жизни людей. Труд стал требовать определенной, весьма высокой умственной и физической зрелости, специальных профессиональных знаний и навыков, которыми по многим причинам стало невозможно овладеть непосредственно в процессе производства. Необходимо стало обучение, которое стало занимать длительный и все увеличивающийся отрезок времени в жизни каждого человека. Между детством и зрелостью возник и начал увеличиваться довольно значительный возрастной промежуток, именуемый молодостью, молодежным возрастом. [34;25]
В самой первоначальной форме такое понятие о молодежи, по моему мнению, может наблюдаться уже по отношению к первобытному обществу, где существовал определенный период между прохождением обряда инициации и вступлением в брак, период изучения обрядов и обычаев племени, приобретения необходимых навыков и умений, существования в замкнутом кругу себе подобных. В жизни молодого человека древних Афин существовал период «эфебии», когда в течении года он занимался образованием под руководством старших, приобретал навыки в метании копья и диска, борьбе, прыжках в длину, беге, начальной боевой подготовке, а также изучал философию, литературу, риторику и музыку. В течение второго года он должен был служить на охране границ государства, и только успешно прошедшие эфебию включались в филы, то есть родовые или территориальные административные объединения. В Спарте же, после интенсивного и сурового воспитания в условиях постоянной боевой готовности от 7 до 21 года, молодой человек имел право жить семейной жизнью, участвовать в военно-лагерной жизни общины, в праздниках и совместных трапезах мужчин, даже иногда высказывать на них свои мысли; но только в тридцать лет заканчивался период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.
Таким образом, общества, созданные молодыми людьми, чрезвычайно активно участвовали в отношениях с государством, но эти отношения имели, как правило, отрицательный характер – не только из-за радикализма молодежи самой по себе, но и из-за косности властей, которые, изначально пресекая попытки объединения молодых людей, даже в безопасных и благотворных для общества целях, тем самым невольно поощряя их уход в подполье и обострение антиправительственной направленности. При таком положении дел не могло быть и речи о поддержке, сотрудничестве, каком-либо диалоге; с юридической точки зрения, общества, перечисленные мной, вообще не были общественными организациями, так как были официально запрещены, и к ним подходил скорее термин «преступное сообщество». К тому же и возрастной критерий в них не был основополагающим: «молодыми» их участники считались не по возрасту, а по политической ориентации, предполагающей стремление к обновлению.[34;32]
По моему мнению, о молодежных организациях в строгом смысле этого слова, то есть общественных организациях, предусматривающих объединение исключительно молодежи, при этом официально признанных государством, можно говорить со второй половины 19 века. Примером такой организации может послужить Христианская Ассоциация Молодых Людей (The Young Men's Christian Association), основанная в 1844 году в Лондоне, как ответ нездоровым социальным условиям в конце индустриальной революции. В настоящее время существует множество молодежных организаций, из них можно отметить следующие: «Молодая Гвардия Единой России», «Российские студенческие отряды», «Российский союз молодежи», «Вологда молодая», «Творческое объединение «ТОННА», «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», «Неформат», Молодёжный совет ВГПУ, Профсоюзная организация ВоГТУ, Студенческий совет ВоГТУ, «Книговорот», «Огненное шоу», «Русский патриот», «Рысь», «Файтер». [18]
В отношениях государства и молодежи на протяжении значительной части истории наблюдались две разрушительные и неблагоприятные для обеих сторон тенденции. Либо государство видело свою единственную роль в запрещении, подавлении, пресечении любых попыток самоорганизации молодежи, а молодежь, в свою очередь, отвечало созданием тайных антигосударственных обществ; либо государство принимало полный контроль и целиком подчиняло себе молодежное движение, чем лишало его возможности быть общественным, а не регламентированным сверху, опять же порождая тайные неформальные организации. Однако с течением времени, вместе с либерализацией отношений между государством и общественными организациями в целом, начиналось взаимодействие государства с молодежными организациями на основаниях сотрудничества, взаимного компромисса и консенсуса, отсутствия прямой регламентации и непримиримого противостояния. [21;13]
Информация о работе Качественный анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций