Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа
Цель данной работы – анализ взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций.
В данной работе поставлены следующие задачи:
-во-первых, рассмотреть основные аспекты становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством;
-во-вторых, какова картина взаимодействия государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики;
-в-третьих, изучить проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти;
в-четвертых, провести исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации.
Введение
Глава 1. Социологический анализ взаимодействия молодежных организаций и государства.
1.1 Исторический аспект становления и нормативно-правовое регулирование взаимоотношений молодежных организаций с государством
1.2 Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации социальной молодежной политики
Глава 2. Качественный анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций.
2.1 Проблемы и перспективы взаимодействия молодежных организаций и органов власти
2.2. Исследование эффективности взаимодействия органов государственной власти и молодежной организации
Заключение
Список использованной литературы
Важным направлением реализации молодежной политики государства является активное сотрудничество и участие в выработке направлений молодежной политики вместе с международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Союза и др.). Госкоммолодежи России активно работает в Межправительственном комитете по сотрудничеству в молодежной сфере Совета Европы, с Европейскими Молодежными Центрами в Страсбурге и Будапеште, руководством Европейского Молодежного Фонда. В программе международных молодежных обменов участвуют не только специалисты государственных органов власти, но и представители молдежных объединений России. [6;34]
С одной стороны, реализация государственной молодежной политики в 1998-1999 годах в главных чертах подтвердила верность определения ее принципов и выбора стратегических направлений. Достигнуты заметные успехи в формировании законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне, впервые после распада СССР удалось вплотную приблизиться к формированию систематического корпуса нормативных правовых актов, которые выступают как отрасль законодательства. Совершенствовалось программирование деятельности государства в области государственной молодежной политики путем принятия федеральных, региональных и местных целевых программ. Есть реальные успехи на важных направлениях работы в ряде субъектов Российской Федерации.
С другой стороны, меры государственной молодежной политики все это время отодвигались назад, откладывались на будущее под давлением финансового кризиса, но в большей мере как следствие недооценки органами государственной власти остроты проблем молодежи и сохраняющегося представления о затратном характере вложений в молодежь. По-прежнему молодежь воспринимается как социально ущербная группа, а ее поддержка в незначительной степени является стимулированием инициативной, инновационной деятельности молодых россиян, их общественных объединений.
Многие общественные проблемы осмысливаются при принятии управленческих решений без учета того, что это проблемы, затрагивающие интересы преимущественно молодежи. Таковы основные вопросы государственной демографической политики, государственной семейной политики. Слабо учитывается в мероприятиях федеральной миграционной политики то, что почти половину всех прибывших в Россию и выбывших из страны составляют молодые люди от 14 до 29 лет. [29;12]
В последнее годы в России идея формирования и реализации новой молодежной политики получает все большую поддержку со стороны государства и общества.
Обществом признается социальная значимость молодежных организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели. [15;22]
На встрече с активистами молодежных движений России глава государства В.В.Путин пообещал поддержку молодежным организациям: «Если потребуется помощь моя или правительства, мы, конечно, это сделаем». В.В.Путин призвал крупные молодежные организации помогать своим региональным коллегам. Он напомнил, что в России действует около 100 общероссийских и более 20 тысяч региональных детских и юношеских организаций. Глава государства позитивно оценил проведение Молодежного форума: «Надо такие мероприятия тиражировать, надо другим организациям помогать проводить их», - сказал Путин, предложив подумать о проведении слетов подобного тому, что организован на Селигере и в других местах.
В то же время анализ российского законодательства, основных направлений государственной молодежной политики на современном этапе и механизмов их реализации, осуществленный во второй главе настоящей работы, позволяет сделать вывод, что государственная молодежная политика реализуется в рамках отдельных направлений, но очевидно не достает целостного, системного подхода.
Представляется, что российское законодательство в сфере молодежной политики, в целом, и в отношении молодежных организаций, в частности, нуждается в дальнейшем развитии и оптимизации.
Очевидно, что единообразное понимание молодежной политики на всей территории России будет возможно лишь после принятия федерального закона о молодежной политике, необходимость в котором признается и учеными и практиками.
Вселяет надежду только что утвержденная Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведевым новая структура Правительства и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. В введении министерства, согласно Указу, находится Федеральное агентство по делам молодежи, в которое преобразован Государственный комитет РФ по делам молодежи.
Хочется верить, что процесс становления политики государства по отношению к молодежи и молодежным организациям в нашей стране в ближайшее время подойдет к завершению.[3;8]
Глава 2. Качественный анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций.
2.1 Проблемы и перспективы
В настоящее время все более актуальной становится вопрос: "А велика ли сегодня роль молодежных организаций в формировании гражданского общества? Насколько в этом заинтересовано государство? Насколько эффективно взаимодействие государственного и общественного сектора в обеспечении молодежной политики?" И если объективно оценить сегодняшний момент в целом с точки зрения развития общества, ответы неутешительные.[22;31]
Серьезно сдерживает раскрытие потенциала молодежных общественных организаций:
отношение в целом к молодежной политике, которая по-прежнему остается на периферии деятельности государства;
часто отношение органов власти к общественным организациям носит конъюнктурный характер, обусловленный, в частности, их степенью поддержки в избирательных кампаниях;
отсутствие ряда позиций в законодательстве, регулирующих формы взаимодействия органов власти и общественных структур, способов общественного контроля;
отсутствие механизмов и технологий, позволяющих молодежи (через своих лидеров или иными способами) принимать участие в принятии государственных решений и соответственно нести за них ответственность.[23;55]
Отсюда по-прежнему низки ожидания молодежи от государства, вызывают недоверие органы власти, прежде всего, федерального уровня, остается общественной проблемой то, что четверть молодых россиян не находит ничего, чем могли бы гордиться граждане России, почти половина 15-17 летних хотели бы родиться в другой стране.
Сегодня динамика развития отношений молодежных организаций с государством, пожалуй, начинает носить оптимистический характер. Существует достаточно проработанная нормативная база взаимодействия, во всяком случае, на федеральном уровне; качественно сформирован Федеральный реестр молодежных и детских объединений, имеющих право на государственную поддержку; сложились плодотворные рабочие отношения практически всех наиболее значимых молодежных организаций с Госкомитетом РФ по молодежной политике, с Министерством образования. Впервые за много лет можно говорить об удовлетворительном финансировании президентской программы “Молодежь России”. [36;4]
Устойчивые ниши заняли такие общероссийские организации как Союз МЖК, студенческие профсоюзы, Федерация детских организаций, Молодежный союз юристов, Ассоциации студенческих организаций и учащейся молодежи РСМ, Детские и молодежные социальные инициативы, Российский Союз Молодежи. Все эти организации имеют четкую структуру, достаточно подготовленные управленческие кадры, стремление к конструктивному взаимодействию, социально значимые программы. Так, официально признаны и государственными органами и партнерскими организациями такие программы Российского Союза Молодежи как “Российская студенческая весна”, “Лидер”, студенческий лагерь “Рост”, молодежная дисконтная система EURO<26, программа профилактики наркомании и алкоголизма “Спасибо, нет”, патриотические программы. Практически во всех социальных группах молодежи растет интерес к объединению в общественные организации на равноправной основе. [22;45]
Поэтому сейчас мне бы хотелось остановиться на путях к более эффективному взаимодействию государства и молодежных объединений по формированию гражданского общества, на решении ряда проблем и предостеречь от ошибок с далеко идущими последствиями.
Прежде всего, мне кажется, надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации. Это неизбежно ведет к слиянию государственных и общественных структур и заранее программирует деградацию гражданского общества. Создание любой новой организации сверху гарантирует конфликт в молодежном движении и противодействие существующих организаций. Часто встречаются попытки создания различных союзов, хотя и на международном, и на общероссийском уровне официально признана зонтичная структура, объединяющая большинство молодежных и детских объединений, а также региональных "круглых столов" - Национальный совет молодежных и детских объединений. Ностальгия по старым временам проявляется в попытках ветеранов комсомола возродить "общественно-государственную" молодежную организацию. Я не вижу возможностей ее функционирования в современном правовом и политическом поле, думаю, что государство просто не в полной мере использует в работе с молодежными объединениями такую форму как государственный заказ.
Второе. Хочется стабильности и предсказуемости. Поэтому сегодня задача номер один - сохранить Госкомитет РФ по молодежной политике и желательно, без резких кадровых изменений, потому что каждая революция отбрасывает общество в своем развитии на 10 лет назад, а резкие организационные перемены в управлении - тоже мини-революция в отрасли. Я уже не говорю, сколько времени и средств уходит на ликвидацию, а затем на становление новой структуры.[9;21]
Третье. Необходимо официально ввести в общеотраслевой статистический классификатор такой институт как “Молодежная организация”. В противном случае, сложно решать конкретные задачи на местах, например, по налоговым льготам на муниципальном уровне.
Четвертое. Одним из краеугольных камней и государственной, и молодежной политики является подготовка кадров. Общественная социальная практика - лучшая школа организационной культуры, умения вести дело и диалог, работать с людьми, находить компромисс и консенсус - т.е. этапов социализации молодежи, а в конечном счете, становления правового государства и гражданского общества.
Тем не менее, кадры молодежных организаций нередко недооцениваются. Например, Президентская программа подготовки кадров - только для специалистов народного хозяйства, Академия государственной службы тоже не готовит резерв для государственных органов, а только чиновников. Хотя практика показывает, что эффективно и квалифицированно решать проблемы молодежной политики на федеральном уровне сегодня способен лишь узкий круг специалистов, прошедших соответствующую практическую школу либо в госорганах по делам молодежи, либо в крупных молодежных организациях.
Лидеры организованных групп молодежи составляют главный ресурс для вертикального пополнения российской политической, административной и других элит. Целенаправленная работа федеральных структур с этой категорией молодых людей, направленная на отбор и подготовку наиболее способных из них для работы во властных структурах - залог стабильного поступательного развития страны. В качестве конкретного инструмента можно предложить выделение бюджетных средств на работу с лидерами общественных организаций в рамках ведомственных программ подготовки кадров.[10;39]
Пятое. Хотелось бы, чтобы был решен вопрос о представительстве крупных общефедеральных общественных организаций в Межведомственной правительственной комиссии, возобновлен вопрос о координационном совете по делам молодежи при Президенте РФ. К общероссийским молодежным организациями хочу обратиться с предложением создания общественного экспертного совета из специалистов и ученых, занимающихся молодежной проблематикой, лидеров ведущих молодежных объединений. Для чего он нужен? Совет в соответствии со специально разработанной процедурой, минимизирующей возможности лоббирования тех или иных политических интересов, проводит в режиме мониторинга экспертизу программ и мероприятий всех основных участников политического процесса с точки зрения интересов молодежной политики.
Шестое. Мы должны тщательно и неуклонно создавать условия и возможности для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Целесообразно сделать традиционными прямые диалоги первых руководителей страны с представителями молодежных и детских общественных организаций. Это даст возможность преодолеть отрыв власти от молодежи и создаст дополнительные возможности для того, чтобы направить ее потенциал в конструктивное русло.
Седьмое. Пока мы будем жить в обществе с “перевернутой пирамидой”, когда основные усилия в воспитании и социализации идут на преодоление негативных последствий, а не на их профилактику, развитие альтернативного образа жизни, - кардинальных изменений в молодежной ситуации не произойдет. Сравните силу и мощь правооохранительных органов и органов по делам молодежи и комитетов образования, сравните их бюджеты. Сравнение не в пользу институтов социализации личности, поэтому все молодеет наркомания, поэтому переполнены тюрьмы и изоляторы.
И последнее, но - главное. Я разделяю точку зрения ректора Института молодежи, профессора И.М.Ильинского о том, что особенность новой концепции молодежной политики в том, что она состоит из двух крыльев: государственного и общественного. “Общественная молодежная политика - это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а так же практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа.” [12;65]
Информация о работе Качественный анализ взаимодействия органов власти и молодежных организаций