Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:20, курсовая работа
Общие задачи этой курсовой работы заключаются в том, чтобы:
- рассмотреть основные подходы к определению кадровой политики;
- изучить этапы построения кадровой политики организации;
- рассмотреть и проанализировать проблемы, связанные с реализацией кадровой политики организации;
Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты кадровой политики организации…………...6
1.1 Основные подходы к определению кадровой политики……………6
1.2 Этапы построения кадровой политики…………………….….…….10
1.3 Рекомендации по улучшению кадровой политики организации…14
2 Теоретические аспекты кадровой стратегии организации……..…..20
2.1 Типы стратегии предприятия…………………………………..……20
2.2. Анализ кадровой стратегии…………………………………..……..21
2.3 Основные формы кадровых стратегий……………………..…….....25
2.4Разработка и реализация кадровых стратегий…………….………27
2.5 Разработка и внедрение кадровых стратегий……………………..29
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников информации……………………37
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Пензенский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра «Государственное управление и социология региона»
Курсовая работа
«Кадровая политика и кадровая стратегия
организации»
по дисциплине «Кадровая политика»
Выполнил
студент гр. 10ЭГ1
Кабанов А.А..
Проверила
к.с.н., доцент
Ерёмина Е.В.
Пенза 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты
1.1 Основные подходы к
1.2 Этапы построения кадровой политики…………………….….…….10
1.3 Рекомендации по улучшению кадровой политики организации…14
2 Теоретические аспекты
2.1 Типы стратегии предприятия…………………………………..……20
2.2. Анализ кадровой стратегии…………………………………..……..21
2.3 Основные формы кадровых стратегий……………………..…….....25
2.4Разработка и реализация кадровых стратегий…………….………27
2.5 Разработка и внедрение кадровых стратегий……………………..29
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников информации……………………37
Введение
Курсовая работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме кадровой политики в организации. На сегодняшний день реализация кадровой политики не полностью сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться.
Управление на российских предприятиях в условиях реформирования претерпевает довольно сложные и не всегда однозначные изменения. По-прежнему сильны традиции и подходы кадровой политики, существовавшие ещё в советские времена, когда отделы кадров были в числе структур, отвечавших за работу с людьми: её реальными центрами были производственные службы и руководящие органы общественно-политических организаций (партком, профком, комитет комсомола). А в 1990-х годах управление кадрами в организациях стало трансформироваться: кадровые службы начали переименовываться в «службы управления персоналом» [19, с.53]. В настоящее время конкуренция переходит в кадровую плоскость. Признано, что главным производственным фактором вступают люди или, как принято говорить, производственный персонал. Иными словами проблема качества кадров сегодня вышла на первое место. В конкурентной борьбе победит тот, у кого лучшие кадры. Осознавая этот факт, большинство зарубежных фирм начинают вкладывать средства в человеческий фактор[6, с. 52]
Современные быстро меняющиеся условия
рынка заставляют менеджеров оперативно
реагировать, внося коррективы в
свою деятельность. Однако, это не возможно
без постоянного
Также нужно отметить, что кадровая
политика организации является одним
из эффективных способов преодоления
дефицита кадров. Так, представители
бизнеса и образования всё
больше говорят о необходимости
внедрения института
Анализируя данную проблему можно
говорить о том, что от обеспеченности
кадрами нашей экономики и, прежде
всего, внепроизводственного сектора,
от качества этих кадров во многом зависит
социально-экономическое
Общие задачи этой курсовой работы заключаются в том, чтобы:
- рассмотреть основные подходы
к определению кадровой
- изучить этапы построения
- рассмотреть и
- изучить опыт российских
- предложить мероприятия по улучшению ситуации в области кадровой политики.
Объектом данной курсовой работы является система реализации кадровой политики в организации.
Предметом - отношения, возникающие в процессе проведения кадровой политики в организации.
Высокая значимость и недостаточная осведомленность руководства о реализации кадровой политики в организации определяют несомненную важность изучения кадровой политики, как системы повышения качества функционирования предприятия и результативности работы его сотрудников.
В данной работе в первой главе
рассматривается понятие
Для написания теоретической части данной курсовой работы были использованы материалы из нижеследующих источников: учебные пособия Базарова Т.Ю. «Управление персоналом», Кабушкина Н.И. «Основы менеджмента», Музыченко В.В. «Управление персоналом. Лекции».
1 Теоретические аспекты кадровой политики организации
1.1 Основные подходы к определению кадровой политики
Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составляющая часть стратегически ориентированной политики организации - её кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Термин «кадровая политика» может иметь широкое и узкое толкование.
В широком смысле - это система правил и норм (которые должны быть осознанны и определённым образом сформулированы), приводящих человеческие ресурсы в соответствии со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации).
В узком смысле - это набор конкретных
правил, пожеланий и ограничений
(зачастую неосознанных) во взаимоотношениях
людей и организации: в этом смысле,
например слова "кадровая политика
нашей фирмы состоит в том,
чтобы брать на работу людей только
с высшим образованием", могут
использоваться в качестве аргумента
при решении конкретного
Успешная кадровая политика, прежде
всего, основывается на систематическом
учёте и анализе влияния
Происходят расширение и углубление функций управления рабочей силой всех категорий. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства персоналом, превращение его в целостную систему. В процессах управления персоналом появляется необходимость организации мышления и действий всех работников с учетом потребностей партнёров по рынку.
Кадровая политика за последние
годы претерпела серьезные изменения.
Дефицит квалифицированной
Большое значение в реализации кадровой
политики имеют рыночные условия, общее
положения трудового
Анализ существующей в конкретных организационных условиях кадровой политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная и активная.
Рассмотрим подробней каждый из упомянутых вариантов кадровой политики[8, c.16-18].
Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако можно встретиться с ситуацией, в которой руководство организацией не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия принимает меры по локализации кризиса, ориентированно на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.
Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле этого слова политика возникает именно тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на неё. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержится краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций - разработка целевых программ.
Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с вешней и внутренней ситуацией, то можно говорить о подлинной активной политике.
Вторым основанием для дифференциации
кадровых политик могут быть степень
открытости организации по отношению
к внешней среде при
Открытая кадровая политика, характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом структурном уровне. Новый сотрудник может начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Такой тип кадровой политики характерен для современных телекоммуникационных компаний или автомобильных концернов, которые готовы «покупать» людей любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение в свой состав нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение вакансий высших должностных позиций происходит только из числа сотрудников организаций. Такая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
Таким образом, общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
1) Кадровая политика должна быть
тесно увязана со стратегией
развития (или выживания) предприятия.
В этом отношении она
Информация о работе Кадровая политика и кадровая стратегия организации