Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:47, реферат
Большинство авторов рассматривают кадровую политику как подбор, расстановку и выдвижение кадров, занятых выполнением управленческих функций на разных уровнях управления.
Теоретическая часть.
Выполнение поставленной задачи - осуществить переворот народного хозяйства и всей системы управления к достижению наиболее высоких конечных результатов - предполагает дальнейшее совершенствование хозяйственного механизма. Для его успешного функционирования необходимы соответствующие управленческие кадры. Эффективность хозяйственного механизма зависит от подготовленности управленческих кадров к работе в новых условиях. Многое предстоит сделать для того, чтобы улучшить отбор, воспитание и оценку управленческих кадров, преодолеть сложившиеся стереотипы и инерцию хозяйственного мышления. Но в настоящее время, когда на первый план выдвигаются задачи по ускорению работы по совершенствованию всей сферы руководства экономикой - управления, планирования, хозяйственного механизма, актуальность реализации конкретных задач кадровой политики неизмеримо возрастает.
В настоящее время содержание, вкладываемое в понятие “кадровая политика”, обогатилось. Однако, прежде чем раскрыть качественно новое содержание этого термина, отметим, что в научной литературе существуют различные точки зрения на эту проблему.
Мнение ряда исследователей склоняется к тому, что кадровая политика - это генеральное направление в кадровой работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях правительства на длительную перспективу или отдельный период. Они выделяют также понятие “кадровая работа”, включая в ее содержание подготовку кадров, их подбор, расстановку, использование, переподготовку, воспитание, организацию творческого роста, создание кадрового резерва, планирование движения кадров, их переаттестацию. Есть исследователи, понимающие под кадровой политикой систему принципов и вытекающих из них форм, методов, направлений и критериев работы с управленческим персоналом, направленных на обеспечение общественного производства и других сфер народного хозяйства высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами. При этом важно подчеркнуть, что в понятие “кадры” они включают “всех работников, занятых в системе управления”.Однако встречаются и более полные трактовки состава кадров. Кадровая политика в узком смысле - это работа администрации и общественных организаций предприятия со всем коллективом, с его социальными и функциональными группами, с каждым человеком. Кадровая политика как инструмент управления - это организующая деятельность, имеющая целью слияние усилий всех работников предприятия для решения поставленных задач. В данном случае авторы распространили понятие “кадры” на всех работников предприятия, на весь коллектив с его группами, но только на уровне предприятия. Если сгруппировать все имеющиеся точки зрения на эту проблему, то можно достаточно четко выделить три подхода к определению кадровой политики в управлении:
Во-первых, как подбор и расстановка “всех работников, занятых в системе управления”, т.е. руководителей, специалистов и технического персонала;
Во-вторых, как подбор, расстановка и использование руководителей, специалистов и рабочих, т.е. охватывает всех без исключения работников, занятых на промышленных предприятиях, в объединениях и министерствах;
В-третьих,
как процесс социального
Большинство авторов рассматривают кадровую политику как подбор, расстановку и выдвижение кадров, занятых выполнением управленческих функций на разных уровнях управления.
Какую роль призвана выполнять кадровая политика? Представляется, что кадровая политика дает возможность увязать (объединить, согласовать) управленческие действия при проведении технической и экономической политики в отраслях народного хозяйства.
Для эффективного
управления кадровой политикой в
отраслях народного хозяйства создается
система оперативного учета и
анализа кадров, отражающая в каждый
конкретный момент деятельности действительное
положение за определенный промежуток
времени на всех уровнях управления:
от предприятия до министерства. Получаемая
с ее помощью информация позволяет
периодически оценивать тенденции
изменения состава кадров в отрасли;
разрабатывать научно обоснованные
и комплексные прогнозы и планы
потребности в кадрах и на этой
основе формировать кадровую политику,
согласующуюся с планами
Организационные функции подбора, расстановки, выдвижения и подготовки кадров, занятых в управлении, все в большей степени ориентируются на социальные процессы. Это способствует повышению единства и сплоченности действий, ответственности за порученную работу, росту эффективности управленческого труда в целом и в конечном итоге росту эффективности системы управления.
Действенность
планирования и управления социальными
процессами всегда рассматривалась
правительством с точки зрения осуществления
в полном объеме единства прав и
обязанностей трудящихся, их подлинной
свободы и гражданской
В настоящее
время планы социального
Методами управления персоналом называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Все методы делятся на три группы: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические
и социально-психологические
Кадровая
политика современной
фирмы: как ее понимать?
Сегодня очевидно, что одним из важнейших решений положительного изменения экономической ситуации в стране должны стать внутренние преобразования в тех почти 2 млн. хозяйствующих субъектах — фирмах, организациях, предприятиях, объединениях, — что составляют основу всех рыночных изменений. Мы видим, что результаты работы в новых условиях за последние 8-10 лет показали крайне медленный характер таких преобразований, прежде всего в области реформирования систем управления фирмами, предприятиями, недостаточную квалификацию и мотивацию как управленческого персонала этих структур, так и самих сотрудников. Открыв наши родные газеты за последние 1/2 десятки примеров, как большие инвестиции и планы руководителей попадали в тину «совкового» взгляда сотрудников на все преобразования.
Мировой опыт свидетельствует, что существует ряд конкретных положений, являющихся основой реформирования тех предприятий, которые хотят быть успешными в условиях рынка. Из тех, которые имеют отношение к теме нашего исследования, хотелось бы выделить следующие:
1. Ориентация всех частей фирмы, предприятия на рыночное (предпринимательское) поведение, энергичный поиск каждым руководителем, работником новых идей, возможностей, тенденций, изучение новых рынков, лучшего опыта и активное использование таких новаций в реальной практике работы.
К
сожалению, во многих предприятиях столь
мощный поиск зачастую идет только
на верхних этажах управления, низовые
сотрудники не участвуют, и не хотят
участвовать в такой работе, —
их вполне устраивает спокойная работа
по заведенному порядку и
5. Обеспечение децентрализации управления, расширение управленческих полномочий для все большего числа работающих. Этот подход требует формирования особого стиля, при котором крайне важен уровень управленческой подготовки, мышления и Исполнения управленческих решений на уровне руководителей среднего звена. Именно этот уровень обеспечивает эффективную работу локальных бизнес-центров, способствует диверсификации бизнеса, его мобильности, в конечном счете — конкурентоспособности фирмы.
Говоря строго, кадровая политика предприятия, фирмы — это комплекс организационных и содержательных мер, направленных на эффективное использование способностей и профессиональных навыков каждого отдельного работника в реализации конечных целей (миссии) предприятия, фирмы. Такой комплекс мер формулирует высшее руководство фирмы, предприятия. Проще говоря, кадровая политика — это система действий, способная заставить сотрудника фирмы (любого ранга) добровольно полностью «выложиться» на благо родной компании. Я часто в шутку говорю своим слушателям: «В кадровой работе важно, достичь такого результата, чтобы ночь не спал, думая о решении проблем фирмы, не только главный начальник, но и самый маленький подчиненный». Естественно, думать надо толково, решать — оптимально, с минимальными издержками и максимальной прибылью. служб, подразделений важность кадровой работы, учить их так же основательно и грамотно подходить к решению кадровых проблем, активно привлекая в помощь себе профессиональные кадровые службы фирмы, предприятия.
В процессе раскрытия глав данной книги мы покажем детально всю технологию разработки и принятия кадровых решений на всех уровнях и этапах. Сейчас остановимся на такой важной проблеме, как критерии успешности кадровой работы.
На наш взгляд, успешная в кадровом отношении фирма должна иметь оптимальный набор структур, ресурсов и кадровых технологий, позволяющих эффективно решать главную задачу — добиваться всем арсеналом кадровых приемов максимальной отдачи от каждого сотрудника в его работе на фирму (компанию).
По нашему мнению, в число таких оптимальных факторов следует отнести наличие особой технологии кадровых решений высшего управленческого органа фирмы — Правления и Совета директоров, в т.ч. таких, как поступление и обработка кадровой информации, ресурсное (денежное, штатное и информационное) обеспечение кадровой работы на этом уровне, наличие регулярных планов Правления, Совете директоров по рассмотрению конкретных кадровых вопросов и ряд других.