Кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение кадровой политике на примере конкретного предприятия.
Для этого в курсовой работе будут определены следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность кадровой политики
определить основные типы кадровой политики
содержание основных направлений кадровой политики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА 5
1.1. Сущность кадровой политики как части общей стратегии 5
1.2. Основные типы кадровой политики 8
1.3.Формирование кадровой политики и содержание ее основных направлений 10
Раздел 2. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ФИЛИАЛА ОАО КОНЦЕРНА
РОСЭНЕРГОАТОМ СМОЛЕНСКАЯ АТОМНАЯ СТАНЦИЯ 12
2.1. Организационная структура филиала 12
2.2. Основные направления кадровой политики 15
2.3. Положительные и отрицательные стороны кадровой политики 23
Раздел 3 Выводы, рекомендации 24
3.1. Рекомендации по усовершенствованию кадровой политики предприятия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложение 1 29
Приложение 2 53

Файлы: 1 файл

Кадровая политика.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Компания, как и любой  организм, живет по определенным правилам, в соответствии с которыми ведет  себя система в целом и по которым  действуют люди, входящие в нее.

Сотрудники организации  являются ее главной производительной силой, от рационального использования  которой во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

Высокая потребность  в квалифицированных специалистах является причиной острой конкуренции  между работодателями. Но профессионалов мало привлечь, их нужно суметь удержать.

Все чаще важнейшим критерием финансового успеха организации становится такая политика в отношении персонала, которая способствует привлечению и удержанию квалифицированных работников. Сегодня для людей имеет значение не только достойный уровень вознаграждения за труд, но и ощущение принадлежности к динамично развивающейся, этичной, социально ответственной организации, имеющей хорошую репутацию на рынке.

Грамотная политика в  отношении персонала организации  не только позволяет создавать благоприятные  условия труда, но и обеспечивает возможность карьерного роста сотрудников, необходимую степень их уверенности в будущем.

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение кадровой политике на примере конкретного  предприятия.

Для этого в курсовой работе будут определены следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и сущность кадровой политики
  2. определить основные типы кадровой политики
  3. содержание основных направлений кадровой политики
  4. проанализирована организационная структура рассматриваемого предприятия.
  5. принципы построения кадровой политики
  6. плюсы и минусы кадровой политики предприятия.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

Раздел 1. Кадровая политика

1.1. Сущность кадровой политики как части общей стратегии организации

Любая организация осуществляет свою деятельность под влиянием факторов внутренней и внешней среды. Основной составляющей внутренней среды является персонал организации, которые являются, как уже отмечалось выше, ее главной производительной силой, от рационального использования которой зависит успех предприятия, ее финансовый результат.

Руководство любой компании всегда ставит перед собой цель привлечь высококвалифицированных работников, а это не возможно без грамотно сформированной кадровой политики.

Кадровую политику можно  определить как совокупность правил, принципов и вытекающих из них  форм, методов и критериев работы с персоналом, четкое следование которым:

  • формирует и упорядочивает требования к нанимаемым сотрудникам;
  • определяет, каким образованием, уровнем специальной подготовки должен обладать кандидат для выполнения конкретной работы;
  • воспитывает определенное отношение к финансовым вложениям в персонал;
  • учит распределять, целенаправленно воздействовать на занятую рабочую силу;
  • ведет к стабилизации коллектива (по крайней мере большей его части);
  • определяет отношение к развитию, обучению персонала, внутренней ротации.

Кадровая политика разрабатывается  с учетом внутренних ресурсов, интересов  всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива, традиций организации и факторов внешней среды; она является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития. Кадровая политика нацелена на обеспечение оптимального соотношения процессов обновления и сохранения численного и качественного состава сотрудников, их развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда.

В организациях в отношении персонала  применяются разные стратегии. При  выборе стратегий определяющими будут подход руководства к управлению персоналом и особенности конкретной ситуации в организации. Существенную роль при выборе кадровой политики играют этап жизненного цикла организации, тип конкурентной и общей стратегии развития организации, рынок сбыта, на котором организация преимущественно реализует свои товары и услуги, ее специализация, вид трудовых отношений, уровень развития технологии и другие факторы.

Так, на этапе формирования организации  управление персоналом, как правило, неформальное, мероприятия кадровой политики сводятся к созданию системы управления персоналом как таковой, формированию корпоративных принципов.

На стадии интенсивного роста кадровая политика направлена, прежде всего, на привлечение нового персонала и оптимизацию организационной структуры. В этот период используются более прогрессивные и тонкие методы привлечения и отбора, развивается система обучения и развития персонала, совершенствуются процессы управления, разрабатываются эффективные системы вознаграждения. Цель кадровой политики на данном этапе – достижение высокой степени приверженности сотрудников ценностям компании и формирование стабильных трудовых отношений.

На этапе стабилизации происходит перестройка организационной структуры. Работники рассматриваются как самый важный ресурс, проводятся мероприятия по их развитию, повышению их квалификации. Прием новичков ограничен, к кандидатам предъявляются более высокие требования. Система оплаты становится сложнее, применяются современные методы оценки труда. Развиваются корпоративная культура и система внутренних коммуникаций.

На стадии кризиса акцент смещается  в сторону рационализации, диагностики  кадрового потенциала, оптимизации  кадрового состава, сокращения штатов. Долгосрочные практические подходы  на стадии кризиса почти не применяются или сильно ограничены в целях сокращения затрат. Кадровые мероприятия направлены на поддержку реорганизации, разрешение конфликтов, обостряющихся в этот период развития организации.

Для того, чтобы кадровая политика соответствовала своему назначению, она должна удовлетворять определенным требованиям.

Во-первых, она должна быть тесно  увязана со стратегическими и  тактическими целями организации.

Во-вторых, разработку кадровой политики необходимо проводить путем обсуждения и консультаций на разных уровнях организации, учитывать при этом существующие возможности и менталитет людей, на которых она направлена и которые участвуют в ее реализации.

В-третьих, кадровая политика должна охватывать основные направления работы с персоналом, содержать в себе конкретные практические шаги по ее реализации. Отдельные элементы кадровой политики должны быть связаны между собой, объединяться общей идеологией и дополнять друг друга.

 В-четвертых, кадровая политика  должна быть современной, то  есть ее формы, методы нужно корректировать в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации, но при этом основные принципы в отношении персонала должны оставаться неизменными. В-пятых, кадровые мероприятия должны быть экономически обоснованными, при их разработке и проведении необходимо исходить из реальных финансовых ресурсов организации. Они должны быть нацелены на увеличение возможностей предприятия, проводиться с учетом изменяющихся требований технологии и рынка.

 

 

 

1.2 Основные типы кадровой политики

Варианты кадровой политики, существующие в организациях, обычно группируют по двум основаниям. Первое - способ реализации стратегии управления персоналом, определяемый уровнем осознания  руководителями тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, а также степенью непосредственного влияния управленческого аппарата на сложившуюся в организации кадровую ситуацию. По этому основанию выделяют пассивную, реактивную, превентивную и активную кадровую политику. Второе - на какой (внутренний или внешний) персонал ориентируется руководство при заполнении вакансий, какова степень открытости организации к внешней среде при формировании штата. По этому основанию кадровую политику делят на открытую и закрытую.

При пассивной кадровой политике в организации отсутствует четкая программа действий в отношении персонала, не ведется работа по прогнозированию кадровой ситуации, не разработана стратегия развития персонала, руководство не стремится анализировать и совершенствовать механизмы мотивации и стимулирования. Роль руководства во взаимоотношениях с персоналом сводится к экстренному реагированию на конфликтные ситуации, их стараются погасить любыми средствами, не пытаясь понять и устранить причины недовольства сотрудников, предотвратить возникновение подобных ситуаций в будущем.

При активной кадровой политике руководство знает прогноз развития и имеет средства воздействия  на ситуацию. Разрабатываются антикризисные  кадровые программы, проводится постоянный мониторинг ситуации, исполнение программ корректируется в соответствии с параметрами внешней и внутренней среды. В зависимости от того, какие основания для прогноза (осознаваемые или не поддающиеся структурированию и описанию) есть у руководства организации, выделяют два подвида активной кадровой политики:

  • рациональную, когда руководство имеет как качественный "диагноз", так и обоснованный прогноз развития ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды и располагает средствами для влияния на нее;
  • авантюристическую, когда, несмотря на отсутствие средств прогнозирования кадровой ситуации планируются кадровые мероприятия, ориентированные на достижение важных для организации целей.

Реактивная кадровая политика представляет собой систему мер по контролю признаков сложившейся кризисной ситуации, а также по локализации кризиса. Реактивная политика характерна для организаций, переживающих трудные времена, когда вся средства направляются на локализацию и устранение конфликтов в коллективе.

Промежуточное положение  между активной и реактивной занимает превентивная кадровая политика. Она характеризуется тем, что у руководства предприятия имеется в наличии прогноз развития ситуации, но нет средств (в том числе финансовых) влияния на нее.

При открытой кадровой политике организация ориентирована на максимальное привлечение нового персонала, прозрачна для потенциальных работников, любой специалист соответствующей квалификации может быть принят на работу. На вакантные места любого уровня, как низшего, так и высшего, рассматриваются кандидаты извне, что затрудняет возможность карьерного роста для имеющихся сотрудников. Такой тип кадровой политики характерен для организаций, активно завоевывающих рынок, нацеленных на быстрый рост и стремительный выход на первые позиции в своей отрасли.

Закрытая кадровая политика ориентирована на максимальную интеграцию сотрудников, "прикрепление" их к организации. Способствует формированию традиций, норм, корпоративного духа у сотрудников. Для закрытой политики характерен прием новичков в основном на низовые должности, а должности более высокого уровня замещаются из числа сотрудников организации. При этом требуются высокие затраты на переобучение специалистов, активизацию их творческих способностей. Закрытая кадровая политика существует в условиях нехватки рабочей силы, например, в узконаправленных организациях, в условиях дефицита необходимых специалистов.

 

1.3 Формирование  кадровой политики и содержание  ее основных направлений

Процесс формирования кадровой политики состоит из нескольких последовательных шагов. Сначала определяются цели и задачи работы с персоналом в соответствии со стратегией организации. Затем выделяются те направления кадровой работы, которые наиболее важны для достижения поставленных целей. Далее необходимо выбрать основные формы и методы управления персоналом, разработать инструменты кадрового планирования. После этого составляется план кадровых мероприятий, проводится оценка финансовых ресурсов для реализации каждого из них. Заключительный этап формирования кадровой политики предусматривает назначение ответственных исполнителей, установку сроков проведения, а также разработку критериев оценки запланированных мероприятий.

Определенная, четко выраженная и понятная стратегия развития организации  помогает очертить круг задач, которые  нужно решать в рамках кадровой политики, обозначить основные направления работы с персоналом, поддерживать и развивать те ценности, которые работают на организационную стратегию.

Основными направлениями  кадровой политики обычно являются:

  • наем и отбор работников;
  • адаптация и продвижение персонала;
  • обучение и подготовка кадров;
  • эффективная и объективная оценка трудового потенциала сотрудников;
  • мотивация;
  • социальное обеспечение.

Задача политики найма  и отбора - набор сотрудников, наиболее соответствующих требованиям организации. Для этого необходимо не только определить, какой персонал нужен для выполнения той или иной работы, где его искать, каким требованиям должен отвечать кандидат, разработать методики отбора, но и сформировать положительный имидж организации как работодателя для поддержания постоянного интереса к ней со стороны соискателей. Важно понимать, что действительно подходящего кандидата можно выбрать лишь при избытке желающих занять вакантное место.

Информация о работе Кадровая политика