Кадровое делопроизводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключена в системном рассмотрении организации и ведения кадрового делопроизводства на предприятии. Для решения цели намечены следующие задачи:
• определение сущности «кадрового делопроизводства» на основе действующего российского законодательства и научно литературы;
• выявление задач кадрового делопроизводства;

Содержание работы

Введение С.3-4
Глава 1. Кадровое делопроизводство: сущность, задачи, нормативно-правовое регулирование С.5-15
1.1. Понятие и задачи кадрового делопроизводства С.5-7
1.2. Нормативно-правовая база организации кадрового делопроизводства на предприятии С.8-12
1.3. Состав кадровой документации предприятия С.13-15
Глава 2. Кадровая документация по управлению персоналом в организации: назначение, систематизация, требования к оформлению С.16-24
2.1. Система кадровой документации предприятия С.16-18
2.2. Перечень основных документов по управлению персоналом в организации С.19-20
2.3. Общие требования к оформлению кадровой документации С.21-24
Глава 3. Кадровое делопроизводство по новым стандартам (на примере МГУП «Мосводоканал») С.25-35
3.1. Организация системы управление МГУП «Мосводоканал» в рамках стратегического планирования предприятия С.25-27
3.2. Организационная структура управления по работе с персоналом МГУП «Мосводоканал» С.28-31
3.3. Кадровый учёт и кадровое делопроизводство в управлении по работе с персоналом МГУП «Мосводоканала» С.32-35
Заключение С.36-37
Список литературы С.38-42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Кадровое делопроизводство - копия.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

 

Группа  правовых норм

Наименование  нормы права

Комментарий

 
 
 
 
 
 

 
 
Общие                
правоустанавливаю-щие законы РФ          

 
 
 
 
 
 
 
- Трудовой кодекс  РФ       
 
- Гражданский кодекс РФ        
 
- Кодекс РФ об административных         
правонарушениях   

         
- Уголовный кодекс РФ          

- Целью ТК  РФ является защита прав и интересов и работников, и работодателей, а основной задачей  - "создание необходимых правовых  условий для оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства..."             
- ГК РФ устанавливает правовые основы   
деятельности юридических лиц, а также документирования этой  деятельности. В ряде статей ГК РФ  установлены требования к содержанию устава и учредительного договора, на основании которого действуют юридические лица.                     
- КоАП РФ устанавливает административную ответственность в случаях совершения административных правонарушений должностными лицами и организациями, в т.ч. в работе  с документами и информацией.          
- УК РФ устанавливает уголовную         
ответственность за неправомерные      
действия с документами и информацией

 
 
 
 
Государственные      
стандарты в сфере    
работы с документами

 

- ГОСТ Р 6.30. - 2003       
«Унифицированные системы документации. Унифицированная система  организационно-распорядительной  документации. Требования к оформлению документов»      
- ГОСТ Р ИСО 15489 - 1-2007 
«Управление документами. Общие требования»           
- ГОСТ Р 51141-98  «Делопроизводство           
и архивное дело. Термины и определения»            

Государственные стандарты в сфере  работы с документами определяют  правила создания, оформления  и работу с документами, образующимися в деятельности любой организации (предприятия), обеспечивающими защиту интересов субъектов социально-трудовых отношений и увеличивающих   эффективность управленческого труда. Хотя некоторые положения стандартов носят рекомендательный характер, единые требования к документам  обеспечивают удобство работы  с ними, уменьшают затраты времени на создание и обработку документов     

 
 
 
 
 
Общероссийские       
классификаторы       
технико-экономической        
и социальной         
информации         

 

 

- Общероссийский  классификатор               
специальностей по образованию (ОКСО)       
- Общероссийский классификатор               
управленческой документации (ОКУД)                      
- Общероссийский   классификатор профессий рабочих, должностей         
служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)           
- Общероссийский классификатор объектов  административно-территориального деления (ОКАТО)                     
- Общероссийский  классификатор предприятий  и организаций (ОКПО)      

Общероссийские  классификаторы  являются составной  частью Единой  системы классификации  и кодирования   информации и  предназначены для обеспечения  достоверности, сопоставимости и автоматизированной  обработки информации в таких сферах, как статистика, экономика и других, для решения задач, связанных  с оценкой численности, учетом состава и распределением кадров по  категориям, уровню квалификации, условиям труда, вопросам обеспечения  занятости, организации заработной  платы, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах на всех уровнях управления народным  хозяйством и т.п.                   

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
Регламентация        
порядка работы       
и оформления         
документов по кадрам

- Федеральный  закон  от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О  персональных данных» (в ред. 25.07.2011) 
- Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов РФ» (в ред. от 11.12.2002)        
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  (в ред. от 06.04.2011)    
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»  (в ред. от 08.11.2007)        
- Федеральный конституционный закон       
от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе  РФ» (в ред. от 28.12.2010)        
- Указ Президента РФ от 11.12.1993 № 2126 «О Государственном флаге РФ»       
(в ред. от 28.09.1999)        
- Федеральный    конституционный закон от   25.12.2000 № 1-ФКЗ          
«О Государственном флаге РФ (в ред. от 28.12.2010)        
- Постановление Правительства РФ            
от 27.12.1995 № 1268  «Об упорядочении изготовления, использования, хранения     
и уничтожения печатей  и бланков                   
с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации»       
(в ред. от 14.12.2006)        
- Постановление Правительства РФ            
от 04.09.1995 № 870  «Об утверждении Правил  отнесения сведений, составляющих   государственную тайну,  к различным степеням  секретности»  (в ред. от 22.05.2008) и др.

 
 
 
 
 
 
 
Федеральный закон "Об информации,     
информационных технологиях и о защите 
информации" устанавливает  обязательность документирования  информации, определяет ряд терминов  (информация, документированная информация и др.), обязывает  предприятия и организации всех форм  собственности предоставлять  соответствующую требуемую информацию государственным органам. Указанные документы содержат нормы, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении деловых  документов, а также требования  к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи,          
требования к защите информации, приданию документам юридической силы (официальности) и т.д.              

 
 
 
 
 
Общие требования     
к документированию   
управленческой       
деятельности       

 

- Постановление  Правительства РФ от 16.04. 2003 г.  № 225 «О трудовых книжках» (вместе  с "Правилами ведения и хранения  трудовых книжек, изготовления бланков  трудовой книжки и обеспечения  ими работодателей») (в ред. от 19.05.2008) 
- Универсальный сборник должностных инструкций / под ред. А.В. Касьянова. − М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. − 576 с

Излагается общий  порядок подготовки   
и оформления управленческой           
документации в министерствах          
и ведомствах - особенности оформления 
отдельных организационно-             
распорядительных документов,          
описывает процедуру документооборота  
(от регистрации поступающего          
в организацию документа до передачи   
дел на архивное хранение).  Типовые инструкции используются  в организациях в качестве примера  для создания собственных регламентов документационного обеспечения         
управления персоналом               

 
Составление          
и использование      
номенклатуры дел,    
хранение документов  
по кадрам          

- Федеральный закон  от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле  в РФ"   (ред. от 13.05.2008)        
Приказ Минкультуры РФ от 25.08. 2010  № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»

Определяют порядок  формирования,      
хранения, учета и использования  архивных документов. Кроме того, работа со специфической  документацией (бухгалтерская,  кадровая, торговая и другая)  регламентируется специальными актами


 

Анализ нормативной  базы, регламентирующей кадровое делопроизводство, показывает, что «вместо системы  взаимосвязанных нормативных актов, подготовленных на единой методологической основе, в разные годы были приняты и продолжают действовать нормативные правовые и методические документы, не связанные друг с другом и регулирующие отдельные аспекты кадрового делопроизводства.»6 Остаются не решенными важные для трудовых отношений вопросы (например, правильное оформление отзыва работника из отпуска, изменение совместительства на основную работу, использование факсимильной подписи, форма и реквизиты докладной, объяснительной, служебной записок, уведомительных актов).

По этой причине инициативной группой при Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике было предложено составить проект Закона с рабочим названием «О документировании отношений в сфере труда», к предмету правового регулирования которого отнесены система кадрового учета, документирование основных этапов реализации трудового отношения, организация кадрового делопроизводства.7

Инициаторы предлагают отразить в законопроекте такие  вопросы, как:

  • определение основных «кадровых» понятий − служба кадров, учет кадров, кадровое делопроизводство, объём документооборота кадровой документации;
  • статус службы кадров, её задачи, принципы деятельности, основные полномочия;
  • определение перечня документов, применение которых обязательно при оформлении отношений в сфере труда (локальных нормативных актов, организационно-распорядительных, информационных документов, документов по учету личного состава, в том числе и унифицированных);
  • установление обязательных реквизитов документов, при наличии которых они будут иметь юридическую силу, а также вопросы использования печатей и штампов работодателя;
  • перечень обязательных локальных нормативных актов, порядок их разработки, согласования, утверждения, ознакомления, внесения изменений;
  • учёт и регистрация кадровых документов, их систематизация и контроль за исполнением;
  • хранение и архивация кадровых документов.

Важно, что инициаторы учли «компьютеризацию» общественных отношений и стремление представителей крупного, среднего и малого бизнеса  к оптимизации протекающих внутри компаний процедур путем ведения  электронного документооборота в целях сокращения финансовых и временных издержек на оформление документов. Предлагается отразить в законопроекте статус электронного «кадрового» документа, порядок его создания, подписания и хранения, обязательные реквизиты и возможности использования вместо бумажного носителя. Для этого необходимо учесть положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», а также положения ГОСТ Р 53898-10 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению», утверждённого 26 октября 2010 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

О важности кадровой документации свидетельствует, прежде всего, то, что  любой кадровый документ фиксирует  юридически значимые факты, которые являются основанием совокупности корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работника и работодателя. Состав кадровой документации мы рассмотрим в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Состав кадровой документации предприятия.

 

Документирование процедур управления персоналом представляет собой «запись информации о кадрах и кадровых процессах, проводимых в организации, на различных носителях по установленным правилам. Результатом документирования является документ.»8

Организация кадрового  делопроизводства требуется предприятиям любой сферы деятельности и формы собственности, так как позволяет грамотно документировать важнейшие процессы в сфере работы с персоналом, например:

  • оформить прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия;
  • организовать учет личного состава;
  • обеспечить выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников предприятия;
  • обеспечить ведение и хранение трудовых книжек работников;
  • оформить необходимые документы по пенсионному страхованию, документы, необходимые для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, а также представить их в орган социального обеспечения;
  • обеспечить соблюдение порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им льгот и компенсаций, установленных действующим законодательством, отраслевыми соглашениями и коллективным договором;
  • организовать учет рабочего времени;
  • обеспечить сбор, регистрацию и хранение информации по кадрам для ведения статистики по персоналу;
  • организовать разработку, утверждение и контроль исполнения документов по кадрам.

Эти и другие задачи требуют  проведения документирования процедур управления персоналом и разработки соответствующих документов. В зависимости от своего функционального назначения вся кадровая документация подразделяется на 2 группы  (схема представлена ниже) и включает в себя:

  • организационные документы: правила внутреннего трудового распорядка, положение о персонале, штатное расписание, положение о службе управления персоналом;
  • распорядительные документы: приказы, распоряжения и указания по вопросам работы с персоналом;
  • персональные документы: трудовые книжки, справки с места работы, автобиографии и др.;
  • учетные документы: личные карточки Т - 2, личный листок по учету и т.д.;
  • плановые документы: плановые задания по кадровым вопросам, заявки на молодых специалистов, плановые расчеты по численности, оплате труда и т.п.;
  • отчетно-статистические документы по численности, балансу рабочего времени, зарплате, производительности труда и т.д.
  • состав кадровой документации предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, в процессе возникновения  и установления трудовых отношений  в кадровой службе образуется множество  документов под обобщающим названием «кадровая документация», состав которой схематично можно представить так:

                 ┌───────────────────────────────────────────┐

                 │  Состав кадровой документации  предприятия │

                 └──────────────────────┬────────────────────┘

                   ┌────────────────────┴──────────────────┐

                  \│/                                     \│/

┌──────────────────┴───────────────────┐┌──────────────────┴──────────────┐

│      Локальные  нормативные акты,     ││  Документы по кадровым функциям │

│  связанные с управлением  персоналом  ││                                 │

└────────┬───────────────────┬─────────┘└─┬───────────────────────────────┘

        \│/                 \│/           │

┌────────┴────────┐┌─────────┴─────────┐  │    ┌─────────────────────────┐

│ Предусмотренные ││Не предусмотренные │  ├───>│   Основания к приказам  │

│      ТК РФ      ││     ТК РФ         │  │    └─────────────────────────┘

├─────────────────┘├───────────────────┘  │    ┌─────────────────────────┐

│                  │                      ├───>│  Приказы (распоряжения) │

│  ┌──────────────┐│                      │    │    по личному  составу   │

│  │ Обязательные ││                      │    └─────────────────────────┘

├─>│   для всех   ││ ┌─────────────────┐ │    ┌─────────────────────────┐

│  │  организаций  ││ │  Документы для  │  ├───>│    Первичные учетные    │

│  └──────────────┘│  │    управления   │  │    │   документы по кадрам   │

│  ┌──────────────┐└>│    персоналом   │  │    └─────────────────────────┘

│  │ Обязательные │  │    и кадровым   │  │    ┌─────────────────────────┐

│  │   с учетом   │  │делопроизводством│  ├───>│  Личные документы граждан│

└─>│   специфики  │  └─────────────────┘  │    │ (работников предприятия)│

   │ деятельности │                       │    └─────────────────────────┘

   │  организации  │                       │    ┌─────────────────────────┐

   └──────────────┘                       └───>│ Информационно-справочные│

                                               │        документы        │

                                               └─────────────────────────┘

Итак, существует несколько  нормативных документов, закрепляющих состав кадровой документации. Так, в  Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в  процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утверждённом приказом Минкультуры РФ от 25 августа 2010 г. № 558, определено наполнение документации по личному составу. Это различные виды документов, отражающих вопросы приема, перемещения, увольнения и учета работников, а также их награждения, аттестации, квалификации. К ним относятся и другие документы, которые характеризуют правовые, трудовые и другие взаимоотношения отдельных лиц с государственными и иными организациями, подтверждают трудовой стаж, оплату труда, изменения в должностном и социально-правовом положении работников, получение образования учащимися и т. д.

Информация о работе Кадровое делопроизводство