Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:58, курсовая работа
Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал фирмы.
Кризисные периоды проходят все компании, как российские, так и зарубежные. Но если у западного бизнеса накоплен богатый опыт преодоления проблем, связанных с кризисом, то у нас такого опыта практически нет.
Кризис— это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Внутренние факторы возникновения кризиса:
Конечно все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах.14 Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.
Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений.
Эта проблема обусловлена следующими факторами:
Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
Итак, можно сделать следующий вывод, что несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления
Кадровая политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.15
Кадровая политика определяет
основное содержание программы набора,
отбора, расстановки, подготовки и переподготовки
персонала организации, но не сводится
к ней. Она отражает тенденции изменения интересов
и потребностей, установок, ценностей и мотивации сотрудников
Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее сказать, научному предвидению будущего, реальностей его достижения16. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и уметь их использовать.
В условиях кризиса важно рассмотреть несколько проблем17:
Кадровая политика. На кризисном предприятии кадровая политика трансформируется ввиду ограниченности финансовых средств, сокращается численность персонала, так как повышается психологическая напряженность на предприятии.
В задачи антикризисной кадровой политики входит:
- формирование команды менеджеров способных вывести предприятие из кризиса;
- сохранение квалифицированных кадров, представляющих особую ценность для предприятия;
- смена кадрового состава в связи
с реструктуризацией
- уменьшение социально-психологической
Цель кадровой политики формирование антикризисной команды18.
Состав финансовой службы предприятия и ее функции:
Антикризисная кадровая политика должна опираться на прочный законодательный, правовой фундамент. Правовая культура руководителей, принимающих управленческие решения по кадровым вопросам, должна быть законопослушной19.
Антикризисную политику управления
персоналом должны отличать такие черты,
как духовность и нравственность,
человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющие
Черты антикризисной кадровой политики носят относительно обособленный характер. В деятельности менеджеров по кадрам, линейных руководителей, специалистов они пересекаются, интегрируются и образуют известную системную целостность.
Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа20. Он должен задуматься, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ. При необходимости надо скорректировать миссию. Умело сформулированная миссия, которая доступна для понимания и в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений в стратегии
Рис. 1.2. Основные черты антикризисной кадровой политики
Четко сформулированная миссия
вдохновляет и побуждает к действию, дает
возможность сотрудникам предприятия
Затем идет процесс корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей.
Под кадровым обеспечением
системы управления персоналом понимается
необходимый качественный и кол
Уровень качественного состава кадров
руководителей и специалистов во многом
определяет и уровень эффективности
Важным фактором качественного состава кадров управления является также оптимальное соотношение численности мужчин и женщин на различных должностях и в профессиональных группах. Общие тенденции в использовании мужчин и женщин на должностях аппарата управления таковы: мужчины легче справляются с работой линейных руководителей (директоров предприятий, начальников цехов, участков, смен), а женщины хорошо зарекомендовали себя на должностях функциональных руководителей (начальников отделов, бюро, секторов, групп) и специалистов.
Анализ качественного состава кадров руководителей и специалистов со стороны их образования и квалификации предполагает определение количественного состава работников с высшим образованием, качественного уровня расстановки работников по должностям, степени рационального использования специалистов с высшим образованием и др.(рис 1.3).
Определить необходимую численность
Большое значение в анализе
качественного состава кадров управления
имеет также определение показателей
качества расстановки кадров по специальностям
и степени рациональности использования
работников, что способствует повышению
качества планирования кадровой работы,
определению дополнительной потребности
в специалистах и является основой для
разработки и осуществления основных
мероприятий по совершенствованию профессионально-
Рис. 1.3. Анализ качественного и количественного состава работников.
Основные показатели должностей в рабочей номенклатуре:
.
Приведенные в таблице 1.1 показатели
определяют структуру требований к рабочему
месту руководителя и, следовательно, необходимую профессионально-
Качественный состав кадров управления целесообразно изучать также со стороны длительности их использования в одной должности и на основе анализа должностного пути, что имеет важное значение для совершенствования подбора и расстановки управленческих кадров.
Исследования показывают, что по
истечении определенного срока пребывания
в должности (как правило, после пяти-семи
лет) большинство руководителей перестают
Выявлены такие основные причины успешной работы в первые три-четыре года:
Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала
Понятия |
Характеристика понятий |
Профессия |
Род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки (например, менеджер, психолог, социолог и др.) |
Специальность |
Вид занятий в рамках одной профессии; (например, менеджер по персоналу, менеджер по маркетингу, промышленный социолог и др.) |
Специалисты |
Работники, чей умственный труд отличается профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью и требует для своего выполнения специальной подготовки в зависимости от уровня образования (высшее или среднее специальное образование |
Квалификация |
Различают квалификацию работы
и квалификацию работника. В первом случае
– это характеристика данного вида работы,
устанавливаемая по степени ее сложности,
точности и ответственности. Квалификация
работника – это степень и вид |
Должность управленческая |
Первичный структурный элемент в органах управления,
определяемый установленными задачами,
правами и ответственностью. Наименования
должностей являются основой разработки
схем должностных окладов, штатных расписаний,
должностных инструкций и других организационно- |
Информация о работе Кадровое обеспечение антикризисного управления