Кадровое обеспечение антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал фирмы.
Кризисные периоды проходят все компании, как российские, так и зарубежные. Но если у западного бизнеса накоплен богатый опыт преодоления проблем, связанных с кризисом, то у нас такого опыта практически нет.
Кризис— это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Файлы: 1 файл

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 221.06 Кб (Скачать файл)

Внутренние  факторы возникновения кризиса:

    • Управленческие
      • высокий уровень коммерческого риска;
      • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
      • неэффективный финансовый менеджмент
      • плохое управление издержками производства;
      • отсутствие гибкости в управлении;
      • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
    • Производственные
      • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
      • Устаревшие и изношенные основные фонды;
      • Низкая производительность труда;
      • Высокие энергозатраты;
    • Рыночные
      • Низкая конкурентоспособность продукции;
      • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей. .[13]

Конечно все вышеперечисленные факторы  могут лежать в основе кризиса  предприятия, но большее влияние  на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах.14 Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

Именно  неэффективность управления следует  отнести к наиболее характерной  для современных предприятий  проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений.

Эта проблема обусловлена следующими факторами:

    • Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
    • Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
    • Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Борьба  предприятий за выживание в кризисных  условиях потребует взаимосвязи  организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.

Итак, можно сделать следующий вывод, что несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису  на предприятии в большинстве  случаев такими факторами являются недостатки управления 

 

 

 

    1.  Кадровая политика и способы управления персоналом в условиях кризиса. Формирование управленческой команды, характеристика персонала предприятия

 

 

Кадровая  политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.15

Кадровая  политика определяет основное содержание программы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала  организации, но не сводится к ней. Она  отражает тенденции изменения интересов  и потребностей, установок, ценностей  и мотивации сотрудников организации.

Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее сказать, научному предвидению  будущего, реальностей его достижения16. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и  ориентиры. Она может характеризоваться  различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и  уметь их использовать. 

В условиях кризиса важно рассмотреть  несколько проблем17:

Кадровая  политика. На кризисном предприятии кадровая политика трансформируется ввиду ограниченности финансовых средств, сокращается численность персонала, так как повышается психологическая напряженность на предприятии. 

В задачи антикризисной  кадровой политики входит:

- формирование  команды менеджеров способных  вывести предприятие из кризиса;

- сохранение  квалифицированных кадров, представляющих  особую ценность для предприятия;

- смена  кадрового состава в связи  с реструктуризацией предприятия;

- уменьшение  социально-психологической напряженности.

Цель  кадровой политики формирование антикризисной команды18.

Состав  финансовой службы предприятия  и ее функции:

      • Генеральный директор
      • Финансовый управляющий (главный бухгалтер)
      • Специалисты
      • по управленческому по финансовому кассир по кредитным по операциям

Антикризисная кадровая политика должна опираться на прочный законодательный, правовой фундамент. Правовая культура руководителей, принимающих управленческие решения по кадровым вопросам, должна быть законопослушной19.

Антикризисную политику управления персоналом должны отличать такие черты, как духовность и нравственность, человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющиеся в деятельности как руководителей, так и рядовых сотрудников организации(рис. 1.2). Для некоторых руководителей декларация таких черт покажется чистым идеализмом. Но такое мнение ошибочно, это не альтруизм, а трезвый экономический расчет. Это — наиболее перспективное вложение инвестиций, которые, как правило, быстро окупаются. 

Черты антикризисной кадровой политики носят  относительно обособленный характер. В деятельности менеджеров по кадрам, линейных руководителей, специалистов они пересекаются, интегрируются  и образуют известную системную  целостность.

Менеджер, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического  анализа20. Он должен задуматься, сможет ли предприятие в рамках своей  прежней миссии выйти из кризиса  и достичь конкурентных преимуществ. При необходимости надо скорректировать  миссию. Умело сформулированная миссия, которая доступна для понимания и в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений в стратегии

Рис. 1.2. Основные черты  антикризисной кадровой политики

Четко сформулированная миссия вдохновляет  и побуждает к действию, дает возможность  сотрудникам предприятия проявлять  инициативу, формирует главные предпосылки  успеха деятельности предприятия при  различных воздействиях на нее со стороны внешней и внутренней среды. При задействовании морально-психологических (культурных) методов управления можно получить реальный экономический эффект21.

Затем идет процесс корректировки системы целей (желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей. 

Под кадровым обеспечением системы управления персоналом понимается необходимый качественный и количественный состав ее работников.

Уровень качественного состава кадров руководителей  и специалистов во многом определяет и уровень эффективности функционирования той или иной хозяйственной системы, поскольку от личных качеств этих работников, их общеобразовательного и квалификационного уровня зависят  качество принимаемых решений и  результаты их реализации. Анализ качественного  состава кадров предполагает изучение работников по полу, возрасту, образованию, квалификации, стажу работы и другим социально-демографическим признакам.

Важным  фактором качественного состава  кадров управления является также  оптимальное соотношение численности мужчин и женщин на различных должностях и в профессиональных группах. Общие тенденции в использовании мужчин и женщин на должностях аппарата управления таковы: мужчины легче справляются с работой линейных руководителей (директоров предприятий, начальников цехов, участков, смен), а женщины хорошо зарекомендовали себя на должностях функциональных руководителей (начальников отделов, бюро, секторов, групп) и специалистов.

Анализ  качественного состава  кадров руководителей и специалистов со стороны их образования и квалификации предполагает определение количественного состава работников с высшим образованием, качественного уровня расстановки работников по должностям, степени рационального использования специалистов с высшим образованием и др.(рис 1.3).

Определить  необходимую численность рабочих, их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа; нормы выработки; планируемый рост повышения производительности труда  структура работ22.

Большое значение  в  анализе  качественного  состава  кадров  управления имеет также определение показателей качества расстановки кадров по специальностям и степени рациональности использования работников, что способствует повышению качества планирования кадровой работы, определению дополнительной потребности в специалистах и является основой для разработки и осуществления основных мероприятий по совершенствованию профессионально-квалификационного состава и расстановки кадров управления. Регулярное проведение анализа, отражающего в динамике показатели качественного состава, расстановки и использования специалистов, является важным условием правильной организации работы с кадрами23. В таком анализе необходимо учитывать использование специалистов с высшим образованием на рабочих местах и предпринимать необходимые меры для перевода их на должности, соответствующие профилю их специальности и квалификации. Рабочими документами для проведения данной работы служат номенклатуры должностей, подлежащих замещению специалистами.

Рис. 1.3.  Анализ качественного  и количественного состава работников.

Основные  показатели должностей в рабочей номенклатуре:

    • функциональное описание работ  или видов деятельности на  рабочем месте;
    • определение уровня образования  работника, необходимого для выполнения  функций по данной должности;
    • специальность или ряд специальностей, необходимых для успешного выполнения  функциональных обязанностей;
    • стаж работы или опыт профессиональной  деятельности, требуемые для выполнения  данных работ24.

.

Приведенные в таблице 1.1 показатели определяют структуру требований к рабочему месту руководителя и, следовательно, необходимую профессионально-квалификационную структуру кадров управления. Таким  образом, для определения степени  соответствия работника требованиям  рабочего места необходимо иметь номенклатуру должности, которая определяет нормативные требования к каждой должности25.

Качественный  состав кадров управления целесообразно изучать также со стороны длительности их использования в одной должности и на основе анализа должностного пути, что имеет важное значение для совершенствования подбора и расстановки управленческих кадров.

Исследования  показывают, что по истечении определенного  срока пребывания в должности (как  правило, после пяти-семи лет) большинство  руководителей перестают замечать недостатки, привыкают  к  ним,  а  иногда  и сами являются их источниками26:

Выявлены  такие основные причины  успешной работы в  первые три-четыре года:

  • ясное видение проблем, которые  мешают подразделению достигать  лучших технико-экономических показателей;
  • интерес к работе, выполнению  новых производственных функций  и новой социальной роли;
  • стремление проявить себя, занять лидирующее положение среди руководителей своего уровня управления.

 

 

    • Таблица 1.1

Некоторые понятия, используемые для характеристики персонала

Понятия

Характеристика  понятий

Профессия

Род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки (например, менеджер, психолог, социолог и др.)

Специальность

Вид занятий  в рамках одной профессии; (например, менеджер по персоналу, менеджер по маркетингу, промышленный социолог и др.)

Специалисты

Работники, чей  умственный труд отличается профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью  и требует для своего выполнения специальной подготовки в зависимости  от уровня образования (высшее или среднее  специальное образование

Квалификация

Различают квалификацию работы и квалификацию работника. В  первом случае – это характеристика данного вида работы, устанавливаемая  по степени ее сложности, точности и  ответственности. Квалификация работника  – это степень и вид профессиональной облученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы.

Должность управленческая

Первичный структурный  элемент в органах управления, определяемый установленными задачами, правами и ответственностью. Наименования должностей являются основой разработки схем должностных окладов, штатных  расписаний, должностных инструкций и других организационно-регламентирующих документов

Информация о работе Кадровое обеспечение антикризисного управления