Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:58, курсовая работа
Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал фирмы.
Кризисные периоды проходят все компании, как российские, так и зарубежные. Но если у западного бизнеса накоплен богатый опыт преодоления проблем, связанных с кризисом, то у нас такого опыта практически нет.
Кризис— это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Количественный состав персонала организации определяется организационно-штатными структурами и уставом организации. При расчете необходимой численности штатных работников кадровой службы учитываются следующие факторы27:
1.4 Формирование кадрового персонала на кризисном предприятии
Планирование потребности в трудовых
ресурсах на кризисном предприятии, как правило,
направлено на сокращения численности
промышленно-производственного
Есть две должности, которые не могут оставаться вакантными на кризисном предприятии — это руководитель и главный бухгалтер. Руководитель должен в кратчайший срок и с минимальными затратами подобрать своего ближнего помощника. В условиях рыночной экономики и особенно в условиях кризисного предприятия недопустимо подчинение главного бухгалтера заместителю директора по экономике, что иногда имеет место29.
Если кризисное предприятие не имеет возможности принять на работу опытного и высококвалифицированного бухгалтера, то возможны следующие варианты:
Любое предприятие, рано или поздно, может столкнуться с кризисами, а конкретно с проблемами управления персонала. Чаще всего, большинство изменений происходят в период кризиса. Вот ключевые проблемы управления персоналом, для компании в период изменений30:
Рис.1.4. Ключевые проблемы управления персоналом для компании в период изменений.
Сокращение персонала на кризисном предприятии должно идти по принципу «добровольности», чтобы избежать выплаты увольняемым работникам так называемых «выходных пособий», т. е. дополнительных финансовых затрат, связанных с реализацией социальных гарантий сокращенному персоналу.31
Главное направление такого «добровольного» сокращения — это использование механизма неполной занятости работника: сокращенный рабочий день или сокращенная рабочая неделя, неоплачиваемый административный отпуск или частично оплачиваемый с учетом уровня квалификации конкретного работника32.
Так же в сферу управленческой деятельности входит высвобождение персонала, это управленческая деятельность по сокращению численности работников.
Рис. № 8. Схема высвобождения персонала
ГЛАВА2 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ МЕБЕЛЬНОЙ ФАБРИКИ ООО «Сосна»»
2.1 Оценка кадрового обеспечения ООО «Сосна»
На предприятии ООО «Сосна», кадровым обеспечением занимаются кадровые службы, а также лаборатория социологических исследований. Основная роль в безубыточной работе любого предприятия принадлежит его персоналу, а именно управленческому персоналу, поскольку от их умелого руководства зависит весь процесс хозяйственной деятельности предприятия(таблица2.1).
Таблица 2.1
Количественный состав управленческих работников ООО «Сосна»
Категория персонала |
Численность персонала за год, чел. | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Численность работающих |
20641 |
20445 |
20467 |
В том числе: руководителей |
2319 |
2352 |
2395 |
в % к общему числу |
11,2 |
11,5 |
11,7 |
специалистов |
2621 |
2628 |
2689 |
в % к общему числу |
12,7 |
12,9 |
13,1 |
Средний возраст руководителей, лет |
40,6 |
41,4 |
45,2 |
Средний возраст специалистов, лет |
40,6 |
39,4 |
39,8 |
Таким образом, можно сделать вывод, что структура персонала по отдельным категориям ежегодно меняется согласно потребностям производства. В целом можно сделать вывод, что ООО «Сосна» укомплектовано кадрами и происходящие изменения в составе и структуре персонала носят позитивный характер.
Далее проведем анализ состава работающих управленцев по уровню образования на ООО «Сосна»(таблица 2.2).
Таблица 2.2.
Состав работающих управленцев по уровню образования ООО «Сосна»
Категория персонала |
Численность персонала за год, чел. | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
Количество руководителей и специалистов |
4940 |
4980 |
5084 |
В том числе: руководителей с высшим образованием |
|
|
|
руководителей без высшего образования |
870 |
823 |
774 |
специалистов с высшим образованием |
1810 |
1887 |
2021 |
специалистов без высшего образования |
811 |
741 |
668 |
Из таблицы 2.2 видно, что образовательный уровень управленческого персонала из года в год повышается, если в 2010 г. руководителей без высшего образования было 870 человек, то в 2011 г. их число сократилось на 5,7%, а в 2011 г. – на 6,3%.
Уровень образования специалистов ООО «Сосна» совершенствуется с еще более опережающими темпами: число специалистов без высшего образования уменьшилось: в 2011 г. на 9,4%; в 2012 г. на 10,9%.
2.2 Анализ системы управления персоналом ООО «Сосна»
Стержень любой организации — работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. Система управления персоналом очень разносторонняя и многогранная. Она включает в себя все аспекты взаимодействия работников с организацией.
Управление персоналом организации является
целенаправленной деятельностью руководящего
состава организации, руководителей и
специалистов подразделений системы
Для того чтобы проанализировать систему управления персоналом, рассмотрим схему управления ООО «Сосна»:
Управление персоналом осуществляется
генеральным директором, которому в свою
очередь подчиняются исполнительный и финансовый
директора. Исполнительному директору
подчиняются производственный цех, автотранспортный
участок и склад. Финансовому директору
В службах главного механика и столяра управление персоналом осуществляют главный механик и главный столяр. Во главе автотранспортного участка также стоит начальник участка, осуществляющий управление персоналом участка. Управление персоналом склада, осуществляет начальник склада. Как видно из схемы у предприятия отсутствует отдел кадров, кадрами занимается один человек-кадровик. У ООО «Сосна» отсутствует кадровая политика, управление кадрами осуществляется неэффективно, что несет за собой проблемы в деятельности организации.
2.3 Разработка антикризисной программы для ООО «Сосна»
На основе проведенного анализа предложены следующие направления антикризисной программы предприятия:
Увеличить объем реализации
предлагаем за счет осуществления новых видов
Предлагаются осуществлять проектные работы:
Однако, осуществление проектных работ повлечет за собой увеличение персонала, покупку необходимого оборудования, что ведет за собой увеличение себестоимости.
Изучив зарубежный опыт в области повышения уровня профессиональной подготовки персонала предприятия, можно сделать вывод, что основными видами обучения персонала на предприятии ООО «Сосна» являются следующие.
1. Подготовка кадров - процесс планомерного и организованного обучения кадров соответствующей квалификации для любой отрасли производства, обладающих необходимыми специальными знаниями, умениями и навыками.
Подготовка кадров проводится тремя способами: внутри предприятия (без отрыва от производства) то есть в процессе работы; вне предприятия (с отрывом от производства) на специализированных курсах; самообучение (самоподготовка), заключающееся в изучении специальной литературы или путем обучения в системе высшего и среднего специального образования. Самообучение является важным мотивирующим фактором для работника и должно стимулироваться руководством организации путем предоставления дополнительного времени или повышения в должности по результатам обучения.
2. Повышение квалификации. Это процесс обучения кадров с целью усовершенствования знаний и навыков в связи с ростом профессиональных требований или повышением в должности.
3. Переподготовка кадров - обучение персонала предприятия с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой специальностью или изменившимися требованиями к содержанию и результатам работы.
Для того чтобы мотивировать сотрудников к процессу непрерывного образования, руководство ООО «Сосна» не только должно предоставлять сотрудникам дополнительное время и возможность обучения, но и должным образом оценивать повышение ими профессионального мастерства по результатам аттестации, обеспечивая перспективу должностного и профессионального роста.
Сводная таблица методов обучения, возможных к применению на предприятии ООО «Сосна»(таблица2.3)
Руководство ООО «Сосна» должно осознавать тот факт, что основная часть индивидуального обучения происходит по неформальным каналам, то есть на рабочем месте, модифицирует подход к формальному обучению, разрабатывая программы обучения своих сотрудников и реализуя их на самом предприятии. Таким образом, должен признается приоритет и эффективность инвестирования в людей, поскольку высшее руководство должно понимать, что именно управленческий персонал ООО «Сосна» является неформальным нематериальным активом предприятия.
Таблица2.3
Методы обучения, применяемые на ООО «Сосна»
Метод |
Издержки подготовки |
Издержки реализации |
Область применения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Методы обучения на рабочем месте | |||
Инструктаж |
Высокие |
Низкие |
Простые операции, ручной труд, высококва-лифицированные сотрудники |
Ротация |
Средние |
Средние |
Смежные профессии, подготовка руководите-лей |
Наставничество |
Низкие |
Высокие |
Сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска |
Методы обучения вне рабочего места | |||
Лекция |
Низкие |
Низкие |
Большой объем материала, множество концеп-ций, большое число слушателей, ограничен-ные ресурсы |
Практическая ситуация |
Средние |
Средние |
Иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив |
Деловые игры |
Высокие |
Высокие |
Практические навыки, иллюстрация концеп-ций, виденье организации, подготовка руководителей |
Самообучение |
Низкие-высокие |
Низкие-средние |
Теоретические и практические навыки, концепции |
Информация о работе Кадровое обеспечение антикризисного управления