Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:48, реферат
Цель данного реферата – вооружить знаниями нового механизма управления персоналом организации в скалывающейся в рыночной среде. А именно обратить внимание то, зачем создается кадровый резерв и зачем применяются инновации в производстве.
Введение
Глава 1. Создание кадрового резерва
1.1. Сущность и порядок формирования кадрового резерва
1.2. Планирование и организация работы с резервом кадров
1.3. Контроль за работой с кадровым резервом
Глава 2. Инновация
2.1. Управление нововведениями в кадровой работе
2.2. Типы Новаторов
2.3. Факторы инноваций
Заключение
Литература
В отличие от эффективных нововведений в кадровой работе нейтральные нововведения и нововведения, приводящие к финансовым, временным и социальным потерям, проводятся либо с целью сохранения или формального обновления старых методов и приемов работы с кадрами, либо процесс внедрения нововведения в кадровой работе организован таким образом, что приводит к дискредитации самой сути нововведения. К нейтральным или неэффективным нововведениям в кадровой работе можно отнести следующие:
Инновационный потенциал работника – это способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решения нестандартных задач и новых методов решения стандартных задач. Иными словами, успех деятельности организации зависит от наличии в ней новаторов - «носителей» научно-технического и коммерческого развития организации, т.е. новатор – это движущая сила организации. Управление, строго говоря, не имеет четких границ определения новатора: Многоликость определения новаторов отражает действительную сложность инновационных процессов, основанных в первую очередь на творчестве, которое является процессом создания чего-либо нового.К характерным чертам новаторских кадров относят способность активно участвовать в создании новшеств, логично действовать в условиях неопределенности, повышенного риска и находить решения проблем, высокое чувство ответственности, желание на деле проверить свои способности.
Новаторов можно характеризовать через их отношение к труду: ориентация на высокие стандарты качества труда, творческое отношение к работе, стремление выполнить работу лучше, чем от него ожидают, уверенность и последовательность при реализации нововведений, готовность к неожиданным решениям и новым установкам, гибкость и восприимчивость ко всем переменам.
Новаторы характеризуются и такими личностными качествами, как коммуникабельность, знание своих слабых и сильных сторон, стремление постоянно набираться опыта, самостоятельность, инициативность, здоровые амбиции, желание обмениваться опытом. К новаторским кадрам могут относиться ученые, генерирующие идеи; управленцы, распознающие наиболее эффективные нововведения и организующие процесс их внедрении; специалисты, доводящие эти идеи до внедрения; квалифицированные рабочие, выступающие с проектами совершенствования изделий или техпроцессов.
2.2. Типы Новаторов
Существуют различные типы новаторов в организации. В первую очередь выделяют следующие типы новаторов: «генераторы идей», «антрепренеры», «информационные привратники».
«Генератор идей» – важнейший тип новаторского персонала. К его характерным чертам относят способность выдавать в сжатые сроки большое количество оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремиться к решению сложных проблем, иметь независимые суждения и относиться негативно к навязываемому мнению.
В свою очередь, «генераторы идей» разделяются на «изобретателей», «синтезаторов» и «аналитиков».
«Антрепренер» - ключевая фигура инновационной системы управления трудом. Обычно это энергичный руководитель в организации, который поддерживает и продвигает новые идеи, возможно, и свои собственные. Его деятельность проходит в условиях повышенного риска и неопределенности, связана с активным поиском нестандартных решений и настойчивым преодолением трудностей в их доведении до реального воплощения. «Антрепренер» – это, по сути, предприниматель, который достигает успеха за счет умелой организации и объединения различных ресурсов, наделен способностью упрощать проблему, всегда умеет в сложной ситуации выделить одну-две ключевые проблемы, стремится к самостоятельности и независимости.
«Информационный привратник» - работник, находящийся в узловых точках коммуникационных сетей, способный аккумулировать и переносить специализированную информацию, контролировать потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. Он накапливает и распространяет новейшие знания и передовой опыт, «подпитывает» творческий поиск на разных этапах создания новой продукции или проведения организационно-экономических изменений в организации. Существуют технологические, рыночные, производственные привратники, которые хорошо различимы в организации.
В инновационном процессе можно выделить следующие архетипы руководителей: «лидер», «администратор», «плановик», «предприниматель».
«Лидер» играет ведущую роль в процессе разработки и реализации инновационных проектов. Это авторитетная личность в организации, за которой признается право принимать ответственные решения в значимых для организации ситуациях, «лидер» обладает способностью распознавать Инновационный потенциал каждого работника и может заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.
«Администратор» способен на стадии реализации нововведения организовать жесткий контроль за этим процессом. «Администратор» в отличие от «лидера» способен оценивать не инновационный потенциал работников, а эффективность работы организации.
«Плановик» стремится к достижению поставленных целей организации путем оптимизации ее будущей деятельности, концентрируя основные ресурсы на традиционных областях деятельности организации.
«Предприниматель», так же как и «плановик», ориентирован на достижение будущих целей организации, но отличается от «плановика» тем, что ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции, Изменяя динамику развития организации.
В организациях выделяются также различные группы сотрудников, которые способствуют развитию новаторской деятельности. К ним относятся:
«Деловые ангелы» - чаще всего управленческий персонал организации, который выступает в качестве инвестора рисковых инновационных проектов, что имеет ряд преимуществ для организации, так как их кредит значительно дешевле банковского.
«Вольные сотрудники» - это ограниченный контингент новаторов в организации, которые получают на определенный срок практически полную свободу действия. Их цель - сотрясать систему управления организацией, что приводит к появлению у прочих работников новых новаторских идей.
«Золотые воротнички» - обычно высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Чаще всего «золотые воротнички» работают по найму в корпорациях, университетах, консультационных организациях или совмещают работу по найму с предпринимательской деятельностью путем создания в организациях внутрифирменных рисковых предприятий.
«Альтернативный персонал» относится к внештатным сотрудникам и привлекается в организации в период павы шейной нагрузки или при нехватке персонала, при этом количество «альтернативного персонала» в отдельные периоды может превосходить количество постоянных работников. За счет умелого вовлечения в работу нештатных сотрудников можно добиться значительного превосходства над конкурентами.
2.3. Факторы инноваций
В реальной жизни все вышеперечисленные типы работников по отношению к нововведениям в чистом виде встречаются не часто. Скорее, следует говорить о ведущих типологических тенденциях отношения к инновациям. К тому же на реализацию тех или иных типологических особенностей людей существенно влияют экономические условия и общий социальный климат по отношению к нововведению.Зная факторы, влияющие на новаторскую деятельность можно целенаправленно влиять на работников, формируя их поведение и типологические черты, необходимые для успешного участия во внедренческом процессе:
Факторы, влияющие на новаторскую деятельность
факторы, блокирующие новаторство |
Факторы, поддерживающие новаторство |
факторы, усиливающие новаторство |
1 |
2 |
3 |
Недоверие руководителей к выдвигаемым снизу новым идеям |
Поддержка новаторов со стороны высшего руководства |
Поддержание стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию |
Создание жестких механизмов контроля за деятельностью новаторов |
Предоставление новато-рам необходимой свобо-ды при разработке новшеств |
Сочетание в системе о6разования специальных знаний и многодисципли-нарной подготовки |
Вмешательство несопряженных отделов в оценку новаторских предложений |
Поддержание эффектив-ных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями и пр. организациями |
Предоставление возможности свободно высказать собственное мнение о проводимых в организации изменениях |
Боязнь риска, непризнание возможности ошибок со стороны руководства |
Высокое доверие
со стороны руководства |
Преодоление барьеров и «размывание границ» между разными видами работ и функциональными обязанностями |
Незамедлительная критика и угрозы увольнения в связи с допущением оши-бок в процессе новаторской деятельности |
Ведение дискуссий и обмен идеями 6ез злобы и страха наказания |
Предоставление новаторам содержательной деловой информации, даже если она негативна |
Строгое наказание за про-счеты в научном поиске |
Отсутствие строгого наказания за просчеты в научном поиске |
Проведение регулярных совещаний рабочих групп |
Создание стереотипов мышления в организации |
Создание атмосферы взаимопоним |
Логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций в орга-низации |
Строгое выполнение своих функциональных обязан-ностей новатором, полный запрет на несанкциониро-ванный поиск |
Приоритет разнообразия и творчества над одно-образием и приспособ-ленчеством |
Предоставление гибких условий и режимов труда |
Тенденции к излишнему сужению границ предмета исследования новаторами |
Свободный доступ к до-полнительным источни-кам информации о нововведениях |
Использование альтернатив-ных форм трудового процесса для новаторов |
Необходимость множества согласований по разработ-ке, внедрению новых идей |
Уменьшение помех и ме-лочного вмешательства в выполнение работ новатором |
Использование различных рычагов-стимулов активизации новаторской деятельности |
Постановка задач новато-рам и передача им инфор-мации, сопровождаемая уг-розами со стороны руково-дителя |
повышение восприим-чивости менеджмента к новым идеям новаторов |
Создание механизмов интеграции выдвижения идей с их эффективной и быстрой реализацией |
Возникновение у вышесто-ящих руководителей «синд-рома всезнающих экспертов» |
Делегирование самоуп-равления в творческий процесс |
Создание духа предприим-чивости, распространение его на ра6отников низших рангов |
В случае использования неэф-фективного нововве-дения о6виненке новатора в неудаче |
Признание позитивного вклада новаторов в дея-тельность организации |
Обучение работников способам неша6лонного мышления |
Строгая временная регла-ментация организации вы-полнения работ новаторам |
Выделение дополни-тельного времени для «вызревания идей» |
Постоянная поддержка ат-мосферы доверия, воспри-имчивости к переменам |
Недопущение к использова-нию новатором необхо-димых видов ресурсов в научном поиске |
Обеспечение новаторов необходимыми ресур-сами и оборудованием |
Поощрение совмещения профессий |
Процесс управления нововведениями в кадровой работе включает следующие этапы 1) определение потребности в нововведениях; 2) сбор информации о нововведениях; 3) предварительный выбор нововведений; 4) принятие решения о внедрении нововведений; 5) внедрение, использование и сопровождение нововведений.
Потребность в нововведениях в кадровой работе может появиться в результате назначения нового руководителя, изменения технологии производства, реорганизации деятельности в связи с трансформацией целей организации, изменений во внешней среде (в действиях конкурентов, правительственных органов, в развитии НТП). В любом из перечисленных случаев будет ощущаться разница между желаемым и реальным функционированием организации.
Определение потребности в нововведениях В кадровой работе связано со сбором информации о нововведениях (возможно, эти новшества новы только для данной организации). Для этого организации используют членство в профессиональных ассоциациях, участвуют в выставках, обращаются в консультационные фирмы. Поиск нововведений осуществляется как при кризисе, так и в стабильных экономических условиях. В условиях кризиса он будет коротким и ограничится первой удачной альтернативой, а во втором случае может быть длительным, и окончательное решение будет основано на сравнении достоинств и недостатков множества альтернативных вариантов нововведений.
Следующий шаг - предварительный отбор нововведений с помощью определенных критериев. При этом источник нововведений в кадровой работе не очень влияет на процесс их принятия и внедрения.
Иное дело анализ самих нововведений в кадровой работе, их основных характеристик и свойств, которые, по существу, являются критериями отбора. Бесспорно, главным критерием отбора будет их экономическая эффективность, т.е. прибыль, получаемая организацией от процесса совершенствования кадровой работы.
Хотя можно выделить и другие критерии отбора (уровень финансовых затрат на приобретение или создание нововведений, их действенность с точки зрения целей, поставленных организацией, рентабельность, степень риска и неопределенности последствий внедрения, соответствие нововведений сложившейся в организации системе ценностей и нормам поведения, сложность освоения новшеств персоналом, возможность в случае неудачи во внедрении безболезненно вернуться к прежним методам управления персоналом).
Принятие решения о нововведениях в кадровой работе осуществляет: руководитель организации, руководитель подразделения, в котором планируется осуществить нововведения, руководитель финансовой службы (в случае приобретения нововведений), руководитель службы управления персоналом, если нововведения затрагивают в целом организацию. Если нововведения затрагивают определенные направления внутриорганизационной кадровой ра6оты, то решение о их внедрении принимают руководители кадровых подразделений (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, отдела технического обучения, лаборатории НОТ, отдела подготовки, переподготовки и повышения квалификации, отдела социального развития и т.д.), а также руководители структурных подразделений и лица, участвующие в разработке нововведений.