Классификация объектов интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена исследованию рынка интеллектуальной собственности в России, его структуры, проблем и направлений в развитии.
Цель работы: изучить и кратко изложить теоретический материал по предоставленной теме; привести классификацию объектов интеллектуальной собственности; рассмотреть структуру рынка интеллектуальной собственности; привести анализ заявок на выдачу патентов, выявить проблемы, мешающие интенсивному развитию рынка интеллектуальной собственности в нашей стране.

Файлы: 1 файл

таня 5 (Автосохраненный).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена  исследованию рынка интеллектуальной собственности в России, его структуры, проблем и направлений в развитии.

Цель работы: изучить  и кратко изложить теоретический  материал по предоставленной теме; привести классификацию объектов интеллектуальной собственности; рассмотреть структуру рынка интеллектуальной собственности; привести анализ заявок на выдачу патентов, выявить проблемы, мешающие интенсивному развитию рынка интеллектуальной собственности в нашей стране.

Тема очень актуальна на сегодняшний день, так как на сегодняшний день экономическое развитие страны все в большей степени зависит от создания и эффективного использования высоких технологий, внедрения принципиально новой техники и широкого использования информационных ресурсов. Примерно одну пятую часть интеллектуальных богатств экономики России составляют ввезенные технологии и продукты, т.е. объекты интеллектуальной собственности, созданные за пределами Российской Федерации творческим трудом иностранных лиц и ввезенные на территорию России с целью получения прибыли. Это связано с тем, что рынок интеллектуальной собственности в России мало развит и уступает иностранным. Поэтому в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1], [2].

Для более ясного понимания  текущего положения инновационной  среды в России, надо провести сравнительный  анализ текущего состояния с Европейскими странами, Японией и США, понять наше место в глобальном масштабе. Что в свою очередь позволяет отразить перспективы и направления развития нашей экономики и оценить роль инноваций. Для более глубокого понимания того, что мы имеем проанализировать данные по патентам и договорам. Так же в работе необходимо выявить основные проблем в развитии рынка интеллектуальной собственности и предложить возможные варианты решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Классификация объектов интеллектуальной собственности

 

Интеллектуальная  собственность - собственность на продукт интеллектуальной деятельности, реализующаяся в правах, регулирующих отношения по созданию, обмену и использованию данных продуктов.

Важнейшая специфическая  особенность, характеризующая эволюцию понятия «интеллектуальная собственность», заключается в неразрывной связи экономических и правовых аспектов. Тесное переплетение экономики и юриспруденции объясняется историческими особенностями становления этого института интеллектуальной собственности [3, 21].

«Интеллектуальный товар – продукт интеллектуальной деятельности, который удовлетворяет потребность, предлагается рынку и обладает стоимостью (ценностью).

В рыночной экономике  интеллектуальный товар может быть включен в хозяйственный оборот в том случае, если он является объектом интеллектуальной собственности и  обладает свойством оборотоспособности.

Объект интеллектуальной собственности (ОИС) принято называть результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров и  услуг в случаях, предусмотренных  законодательством.

К ОИС относятся объекты, охраняемые патентным правом, авторским  правом, нетрадиционные ОИС, средства индивидуализации и услуг, связанные  с их реализацией. Главный критерий отнесения объектов к ОИС –  наличие правовой охраны.

В рыночной экономике  интеллектуальная собственность является инструментом завоевания и защиты рынка, источником высоких технологий и наукоемкой продукции, элементом создания конкурентоспособной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также является самостоятельным объектом сделки.

В рыночную экономику  включаются только охран способные и оборото способные объекты интеллектуальной собственности.

Охран способность означает наличие правовой охраны, т.е. признание исключительных прав правообладателя на объект интеллектуальной собственности.

Под оборото способностью понимают возможность свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам.

К оборото способным ОИС относятся лишь те, которые обладают свойствами:

  • исключительности, понимаемой как отрицание общедоступности;
  • отчуждаемости, понимаемой как возможность передачи от одного лица к другому на основе лицензионных, авторских или иных договоров;
  • универсальности, понимаемой как способность обмениваться на любые рыночные товары (наличие рыночной стоимости)»[4, с. 12-13].

Права, относящиеся к  разным объектам интеллектуальной собственности, имеют ряд общих черт: ограничены определенным сроком действия, территорией, носят абсолютный характер, являются исключительными по отношению ко всем третьим лицам. По окончании срока, предусмотренного законом, объекты интеллектуальной собственности становятся общественным достоянием. Под исключительными правами понимаются субъективные права, обеспечивающие их носителям совершение всех разрешенных законом действий с одновременным запретом всем третьим лицам совершения таких действий без согласия правообладателей.

Регулирование правоотношений по разным объектам интеллектуальной собственности обеспечивается разными  нормами гражданского законодательства; нормами авторского права, нормами патентного права; нормами гражданского уголовного законодательства и законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции (в отношении секретов производства (ноу-хау), объектов, составляющих коммерческую тайну).

Понятие интеллектуальной собственности охватывает два типа объектов промышленной собственности и авторского права[5 с. 418].

К промышленной собственности относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, конфиденциальная информация.

Основные формы  защиты промышленной собственности.

Патент  свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными.

Срок действия патента  обычно ограничивается 15—20 годами, и он действует только на территории той страны, где он выдан.

Для поддержания патента  в силе законодательно требуется периодическая уплата высоких патентных пошлин.

Лицензия разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени, на определенной территории и за определенную плату.

Товарный знак и  знак обслуживания — это обозначения, способные соответственно отличить товары и услуги одних юридических лиц или граждан от товаров и услуг других юридических лиц и граждан. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Формой правовой охраны является свидетельство на товарный знак. Срок действия свидетельства обычно составляет 10 лет с возможностью продления на 10 лет неограниченное число раз.

Бренд — широко известный товарный знак или наименование фирмы, имеющей заслуженную репутацию и производящей качественные продукты и услуги.

Фирменное наименование — имя или обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие и охраняющее против неправомерных действий третьих лиц. Право на фирменное наименование является бессрочным и прекращается в случае ликвидации фирмы. Будучи имущественным неотчуждаемым правом, оно не подлежит продаже.

Промышленный образец – художественное – конструктивное решение внешнего вида продукции . При новизне защищается патентом .Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет ,продляется еще на 5 лет.

Виды промышленных образцов

Промышленные образцы могут  быть: 1) объемными, 2) плоскостными; 3) комбинированными.

Объемные промышленные образцы обладают композицией, в основе которой лежит развитая объемно-пространственная структура, например внешний вид станка, автомобиля, светильника и т.п. К объемным промыш-ленным образцам относятся оригинальные формы упаковок с этикетками и без них.

Плоскостные промышленные образцы обладают композицией, в осно-ве которой лежит линейно-графическое соотношение элементов, не имеющее визуально воспринимаемого выраженного объема, например внешний вид ковра, косынки, платка, ткани, этикетки и т.п.

Комбинированные промышленные образцы характеризуются общими признаками, присущими объемным и плоскостным промышленным образ-цам, например внешний вид информационного табло, строительной отделоч-ной плиты и т.п.

Охрану изобретений осуществляют сегодня большинство стран мира, три региональные организации: Европейское патентное ведомство (ЕПВ), Африканская организация интеллектуальной собственности (ОАПИ) и Африканская региональная организация промышленной собственности (АРИПО). Заявки на изобретения регистрирует также Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Охрану полезных моделей осуществляют 20 стран и ОАПИ, заявки принимает также ВОИС. Охрану промышленных образцов осуществляют 80 стран, а также ВОИС, АРИПО, ОАПИ и Ведомство Бенилюкс. Практически все страны, в которых охраняются изобретения, охраняют товарные знаки, кроме того, их регистрируют ВОИС, ОАПИ, Ведомство Бенилюкс.

 

2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПЕРЕДАЧИ

ТЕХНОЛОГИЙ

 

Передача технологий на коммерческой основе осуществляется в следующих основных формах:

• патентные соглашения — торговая сделка, при которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;

• лицензионные соглашения — торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;

• ноу-хау — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих ( сведения технологического, экономического, административного, финансового характера) , использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;

• инжиниринг — предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Сюда входит широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и послегарантийного обслуживания.

К числу мероприятий по передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т.д.

Главной формой международного научно-технического обмена в настоящее время является лицензионная торговля. Она стабильно в 3—4 раза превышает темпы торговли традиционными товарами.

Лицензионные операции сконцентрированы в промышленно развитых странах — свыше 90% купли-продажи. Ведущее место занимают США, Япония, Великобритания.

Лицензионная торговля обладает отраслевой специализацией основной объем лицензионной торговли сконцентрирован в электротехнике, электронной и химической промышленности. Основной объем купли-продажи лицензий совершается между материнскими компаниями и филиалами.

К экономическим мотивам  можно отнести стремление ускорить начальный этап производства, снижение издержек, получение доступа к дополнительным ресурсам, расширение рынков сбыта своей продукции. В отраслях с часто меняющейся технологией производства (химическая и электротехническая промышленность) фирмы разных стран практикуют обмен технологией, вместо того чтобы вести конкурентную борьбу по каждому виду продукции и на отдельных рынках. Такой вариант лицензирования называется перекрёстным лицензированием. Подобная форма приносит выгоду всем участникам благодаря освоению взаимно дополняющих технологий, сокращению расходов на реализацию сделок, снятию блокирующих условий и предотвращению дорогостоящих патентных споров. Однако перекрестное лицензирование может нарушать антитрестовское законодательство, если ограничивает возможности выхода на рынок одного из участников соглашения. Кроме того, при перекрестном лицензировании может возникать проблема неравнозначности нововведений, предлагаемых участниками соглашения [12, с. 481—484]. Практика объединительных соглашений, перекрестное лицензирование различных объектов интеллектуальной собственности характерны для США. В ЕС с 1996 г. действуют постановления, определенным образом ограничивающие деятельность лицензиаров и лицензиатов.

Стратегические мотивы — лицензирование может обеспечить прибыль от изделий, не отвечающих стратегическим приоритетам компании. Особый успех приносит горизонтальное перемещение технологии в другие отрасли, что раздвигает границы лицензионного рынка.

Информация о работе Классификация объектов интеллектуальной собственности