Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ поведения потребителей на рынке туристических услуг, а так же раскрытие классификаций групп клиентов туристских организаций и их особенностей обслуживания. Необходимо заметить, что поведение потребителей - область знаний, выходящая за рамки сугубо маркетинговой сферы деятельности. Она актуальна для каждого, кто стремиться прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, используя широкую гамму профессиональных методов управления потребительским поведением. Поведение потребителей - это деятельность, непосредственно вовлеченная в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.
Введение
Теоретическая часть
Психология потребительской мотивации поведения. Мотивы покупательского поведения применительно к сфере социально-культурного сервиса и туризма.
1. Теоретические основы мотивационной сферы и мотивации потребителя…………………………………………………………………….3
1.1 Основные понятия……………………..……………………………3
1.2 Структура поведения и мотивации потребителя………………8
1.3 Способы влияния на мотивацию потребителя…………………12
2. Классификация потребителей туристических услуг……………..20
2.1 Модель покупательского поведения……………………………22
2.2 Факторы, влияющие на поведение потребителей туристических услуг
2.3 Поведение потребителей на рынке индустрии гостеприимства и туризма………………………………………………………………………..27
Практическая часть……………………………………………………31
Заключение ……………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………36
Содержание
Введение
Теоретическая часть
Психология потребительской мотивации поведения. Мотивы покупательского поведения применительно к сфере социально-культурного сервиса и туризма.
1. Теоретические основы мотивационной
сферы и мотивации потребителя…………………………………………………
1.1 Основные понятия……………………..……………………………3
1.2 Структура поведения и мотивации потребителя………………8
1.3 Способы влияния на мотивацию потребителя………………
2. Классификация потребителей туристических услуг……………..20
2.1 Модель покупательского поведения……………………………22
2.2 Факторы, влияющие на поведение потребителей туристических услуг
2.3 Поведение потребителей
на рынке индустрии гостеприимства
и туризма……………………………………………………………
Практическая часть………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………36
Введение
Изучение потребителей имеет главной своей целью понимание их потребностей для обеспечения их наиболее полного удовлетворения. Для этого необходимо выявить и глубоко проанализировать уже сложившиеся потребности, изучить закономерности их развития и формирования новых потребностей.
Предметом исследования является
поведение покупателей
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ поведения потребителей на рынке туристических услуг, а так же раскрытие классификаций групп клиентов туристских организаций и их особенностей обслуживания. Необходимо заметить, что поведение потребителей - область знаний, выходящая за рамки сугубо маркетинговой сферы деятельности. Она актуальна для каждого, кто стремиться прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, используя широкую гамму профессиональных методов управления потребительским поведением. Поведение потребителей - это деятельность, непосредственно вовлеченная в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.
При анализе поведения потребителей на рынке товаров и услуг необходимо так же учитывать процесс принятия решения о покупке, послепокупочный анализ и формирование приверженности покупателей к марке фирмы товара.
1. Теоретические основы мотивационной сферы и мотивации потребителя
1.1 Основные понятия
Мотивация потребителя представляет
собой одну из составляющих изучения
ценностно-мотивационной сферы
Перейдем к рассмотрению
более узкого понятия «мотивация
потребителя». Мотивация потребителя,
по мнению И.В. Алешиной, представляет
собой совокупность процессов, которые
побуждают, направляют и поддерживают
поведение потребителя [1]. Мотивация
потребителя начинается, когда человек
чувствует потребность, когда осознает,
что чего-то не хватает. В результате
потребности возникает
Среди наиболее известных теории мотивации одно из первых мест принадлежит теорий иерархии потребностей, разработанной А. Маслоу [13]:
Физиологические потребности. Это потребности в пище, воде, воздухе, жилье и т.д., т.е. Потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать свой организм в жизнеспособном состоянии. Люди, которые живут и работают только для удовлетворения таких потребностей, как правило, слабо интересуются содержанием выполняемой работы, их не интересует общественная деятельность, но при этом они могут много времени уделять вопросам выбора продуктов питания и т.п.
Потребности безопасности и
защищенности. Человеку необходимо чувствовать
себя защищенным во всем: безопасность
от физиологических и
Потребности принадлежности и причастности. Человек всегда стремится к участию в каких-то совместных действиях, жаждет дружбы, любви, хочет быть членом разных объединений людей, охотно участвует в различных общественных мероприятиях и т.п. Для человека, потребности которого концентрируются на этом, главное - принадлежность к коллективу, возможность установления дружеских отношений.
Потребности признания и самоутверждения отражают стремление людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также к тому, чтобы их окружение признавало их именно таковыми и уважало за это. Люди с ярко выраженной данной потребностью добиваются положения лидера, признанного авторитета при решении возникающих проблем.
Потребности самовыражения. В указанной группе объединяются потребности, характерные стремлению человека к максимальному применению своих знаний, способностей, навыков. Эти потребности больше, чем другие, носят индивидуальный характер. Речь идет о творчестве в широком смысле слова. Люди с обостренной данной потребностью открыты к контактам, созидательны и независимы. По мнению В.К.Вилюнас, человек ради высших (духовных) потребностей должен пожертвовать биологическими потребностями [3].
Теория Маслоу отражает поведение в целом и также в целом работоспособна. Ограничения модели Маслоу заключаются в следующем:
1) в культурной привязке
преимущественно к западному
миру (на Востоке нередко
2) в ситуационном характере
мотивация - потребитель может
иметь различные приоритеты в
различные моменты времени (
3) конкретное потребительское
поведение может
Интересна также классификация мотивов потребителей, отраженная в работе В.Матюшкина [14]. Первая пара противоположных потребностей: гедонистические и утилитарные.
1. Гедонистические потребности.
Многие продукты потребляются
благодаря их возможностям в
раздражении органов чувств - т.е.
благодаря вкусу, аромату,
2. Утилитарные потребности.
Товары и услуги решают задачи,
облегчают жизнь и позволяют
потребителям испытывать
Некоторые авторы выделяют
такую категорию как
Следующая пара мотивов в предложенной классификации: межличностные и имиджевые потребности.
3. Межличностные (принадлежности,
эмоциональные) потребности.
4. Имиджевые (самоактуализации, интуитивные) потребности. Потребитель может приобретать товары и услуги, чтобы выразить себя, чтобы сказать другим людям о том, во что он верит, и что он любит, кем он является или кем хотел бы казаться. Продукты (одежда, автомашина, аксессуары и многие другие) выступают символами самооценки. Таким образом удовлетворяется потребность в демонстрации успеха, достижений, власти. Представлять себя другим можно, выражая свою принадлежность к социальному классу или группе или передавая информацию о социальных связях потребителя. Надеть ту или иную маску потребителю также помогают и некоторые продукты индустрии развлечения, в которых он выступает в активной, хотя и нетипичной для себя, роли. Например, азартные и компьютерные ролевые игры. Все товары, включённые в то или иное хобби, игру или коллекционирование потребителя рассматриваются в рамках данной категории.
Эта пара потребностей относится
к сфере взаимоотношений с
другими людьми. Товары в данном
случае служат средствами, облегчающими
или улучшающими социальный контакт.
Межличностные потребности
Наиболее полная и сложная
модель мотивов потребителя
1.2 Структура поведения и мотивации потребителя
Для того, чтобы сформировать правильные представления о поведении потребителей, необходимо помнить о четырех основных принципах:
1. Потребитель независим.
Эта независимость проявляется
в том, что потребители всегда
совершают выбор в
2. Поведение потребителей,
его мотивация могут быть
3. Поведение потребителей
может поддаваться влиянию.
4. Поведение потребителей
социально законно, что
По своей структуре
поведение потребителя
Следующим элементом потребительского поведения является усвоение, которое представляет собой определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Человеческое поведение является в основном благоприобретенным, т.е. усвоенным. Теоретики считают усвоение результатом взаимодействия побуждений, сильных и слабых раздражителей, ответных реакций и подкрепления [5].
Информация о работе Классификация потребителей туристических услуг