Классификация решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Развитие любой разумной цивилизации основано на разработке и реализации различного рода решений. Все решения обычно свя¬зываются с человеком или организацией. Решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, по-этому диапазон решений велик - от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных .
Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................................................3
1. Сущность, свойства и классификация управленческих решений.....................................................4
1.1. Понятие управленческого решения..................................................................................................4
1.2. Особенности и отличия управленческого решения от других видов решений............................4
2. Классификация управленческих решений..........................................................................................8
Заключение...............................................................................................................................................15
Список использованных источников.....................................................................................................16

Файлы: 1 файл

Копия УР_классификация решений.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Окончание табл. 1

Признак классификации

Виды управленческих решений

Возможность автоматизации

программируемые (связаны с большим объемом информации),

поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо переработать большой объем информации за короткий срок, автоматизация - в рамках частных задач),

принимаемые на основе только логического обоснования, неисследованные (на основе интуиции и опыта)

Время наступления последствий для объекта управления

стратегические,

перспективные,

текущие,

оперативные,

стабилизационные

Природа и специфика способов воздействия на объект управления

политические,

экономические,

технические

Число субъектов, влияющих на принятие решения

определяющие,

конкурентные,

адаптирующие

Технология разработки решения

организационные (запрограммированные, незапрограммирование),

компромиссы

Прогнозная эффективность

ординарные (неэффективные, рациональные, оптимальные), синергетические,

синергетические

Степень важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений

решения в реальном масштабе времени; решения, принимаемые в течение одного из этапов;

решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия

Состав и сложность реализации решений

простые,

процессные (алгоритмизированные, размытые

Характер учета изменения условий реализации решения

гибкие,

жесткие

 

Рассмотрим требующие пояснения классификационные признаки подробнее.

По характеру процесса принятия решения выделяют:

■ интуитивные решения - выбор, сделанный только на основе ощу­щения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «про­тив» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения;

■ решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует зна­ние о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрог­нозировать результат альтернативных вариантов выбора в суще­ствующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Однако сужде­ние невозможно соотнести с новой ситуацией, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логи­ческий выбор. Сюда следует отнести любую ситуацию, новую для организации, например изменение ассортимента производимых изделий, разработку новой технологии или опробование систе­мы вознаграждений, отличающейся от действующей. В сложной ситуации суждение может оказаться неверным, поскольку фак­торов, которые необходимо учесть, слишком много для «нево­оруженного» человеческого разума и он не в состоянии их все охватить и сопоставить;

■   рациональные решения. Главное различие между решениями ра­циональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического про­цесса.

По количеству альтернатив выделяют:

■   стандартные решения - однозначный выбор, но он не имеет ха­рактер безоговорочной правильности и не вполне может соответ­ствовать истинной причине проблемы;

■   бинарные решения - выбор из двух диаметрально противопо­ложных альтернатив. Обычно это конкурирующие альтернативы, которые вынуждают к выбору типа «да-нет», «или-или» (напри­мер, открыть еще один филиал или нет). Эти решения отличают­ся высокой степенью связанной с ними неопределенности. Би­нарные решения отражают неестественное положение вещей.

Примером может служить ситуация типа «изготовить или купить» в случае единственного источника снабжения. Для бинарного ре­шения методы стандартного принятия решения следует моди­фицировать, главным образом, для увеличения возможных аль­тернатив выбора;

■   многоальтернативные решения. Многовариантная разновидность решений встречается не так часто, характеризуется множеством вариантов решения;

■   инновационные решения - выбор при отсутствии очевидных альтернатив. В данном случае идет процесс переключения с рационального на творческое мышление, а затем снова на рациональ­ное. При анализе вариантов решения может быть использован метод комбинирования лучших черт известных альтернатив. По частоте принятия решений выделяют:

■   единовременные решения - решения крупных проблем. При­мером таких решений может быть решение о создании или лик­видации предприятия;

■   циклические решения - решения проблем, имеющих известный цикл. Пример менеджмента циклических решений: один раз в год принимаются решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год;

■    частые решения - решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени по несвязанным между собой проблемам настолько часто, что процесс можно считать непрерывным.

По времени наступления последствий для объекта управления выделяют:

■   стратегические решения - решения относительно набора дей­ствий, направленных на достижение целей организации посред­ством ее приспособления (адаптации) к изменениям внешней среды. Стратегическое решение реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координа­цию и организационное стратегическое предвидение. Инстру­мент принятия таких решений — стратегическое планирование, т.е. определение управленческого процесса создания и поддер­жания стратегического соответствия между целями фирмы, ее по­тенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование часто опирается на четко сформу­лированное программное заявление фирмы, изложение вспомо­гательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста;

■   перспективные решения - решения, направленные на приня­тие и реализацию перспективных планов;

■   текущие решения - решения, развивающие и уточняющие пер­спективные решения и принимающиеся в рамках подсистемы или этапа одного из его циклов, например цикла разработки. Текущие решения охватывают производственные процессы по изготовле­нию и поставкам подсистем (основных блоков и комплектую­щих) изделия;

■   оперативные решения - решения, охватывающие производствен­ные процессы по изготовлению и поставкам элементов более низ­кого (по отношению к рассмотренным выше) уровня, доводящие плановое задание до конкретных исполнителей в каждом подраз­делении. Оперативные решения принимаются в отношении кон­кретного элемента нижнего уровня товара (например, материала упаковки) или элемента производственной системы (например, загрузки конкретного рабочего места на текущую рабочую смену);

■   стабилизационные решения - решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области уп­равляемых или допустимых состояний.

По числу субъектов, влияющих на принятие решения, выделяют:

■   определяющие решения - решения, принимаемые одним спе­циалистом или руководителем;

■   конкурентные решения - решения, принимаемые двумя специ­алистами;

■   адаптирующие решения - решения, принимаемые коллегиаль­но, на основе оценок группы экспертов.

По технологии разработки решения выделяют:

■ организационные решения, цель которых - обеспечение движе­ния к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наи­более эффективным организационным решением становится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наи­больший вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные:

Запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического урав­нения. Как правило, число возможных альтернатив ограниче­но и выбор должен быть сделан в пределах направлений, задан­ных организацией. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных органи­зационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Происходит также экономия времени, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Неудивительно, что ру­ководство часто программирует решения под ситуации, повто­ряющиеся с определенной регулярностью;

незапрограммированные решения - принимаются в ситуа­циях, которые в определенной мере новы, внутренне неструк­турированны или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную после­довательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограм­мированных можно отнести решения следующего типа: каки­ми должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразде­ления, как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего и бывает с незапрограм­мированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время руководитель располагает множеством вариантов выбора;

■   компромиссы - это решения, принимаемые с позиций систем­ного подхода и учитывающие возможные последствия управлен­ческого решения для всех частей организации.

По прогнозной эффективности выделяют:

■   ординарные решения - решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта соот­ветствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности. Среди ординарных могут быть выде­лены следующие типы решений:

       неэффективные - не позволяющие решить проблему;

       рациональные - позволяющие решить проблему;

       оптимальные - позволяющие решить проблему наилучшим в определенном критерием смысле образом или построить наи­лучшую систему в определенном критерием смысле;

■   синергетические решения - решения, при которых эффектив­ность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает, т.е. эффект носит явно выраженный непропор­ционально возрастающий характер. Синергетические решения появляются, например, при разработке новых технологий. По­скольку эффект наиболее часто выражают в денежной форме, то наиболее часто синергетический эффект обнаруживается в фи­нансовой сфере. В финансовом менеджменте такие решения на­зывают эффектом рычага. Показатель синергии управленческого решения может включаться в состав критерия оценки эффектив­ности, в частности как дополнительный параметр эффекта;

■   асинергетические решения - это решения, приводящие к не­пропорциональному снижению эффективности системы и (или) операции. В числе наиболее частых причин таких решений мож­но назвать: запаздывание решения, отсутствие необходимых ре­сурсов, низкий уровень организации, мотивации и др.

По степени важности учета временных ограничений выделяют:

■   решения в реальном масштабе времени - решения, принима­емые и реализуемые достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештат­ных ситуаций управления. К этой категории решений можно от­нести все решения по реально протекающим процессам;

■   решения, принимаемые в течение одного из этапов, - решения, ограниченные по времени рамками определенного этапа;

■   решения, не имеющие явных ограничений по времени их приня­тия, - это прежде всего решения относительно начала какого-либо процесса или единичного действия;

По составу и сложности реализации решения выделяют:

■   простые решения - решения, реализуемые при выполнении од­ного действия;

■   процессные решения — решения, реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий:

       алгоритмизированные решения - с четко определенными последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью за их выполне­ние;

Информация о работе Классификация решений