Командообразование и преимущества работы в команде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 16:58, дипломная работа

Описание работы

Цель работы показать всю важность "командной игры". Когда люди, а тем более специалисты объединяются для достижения какой-либо цели, у них появляется больше шансов справиться с поставленной задачей – чем больше мнений, тем выше эффективность.
Задачи работы определить способы:
• формирования команды;
• поддержания стабильного уровня работы;
• адекватного распределения ролей;
• повышения эффективности за счет командной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ СОЗДАНИЯ КОМАНД
1.1 Эволюция команд в интеллектуальной сфере
1.2 Основы командообразования
1.3 Принципы командообразования в различных сферах деятельности
1.4 Формы управления
1.5 Распределение ролей в команде
1.6 Диагностика жизнеспособности команды. Организация "песочной терапии"
1.7 Организация работы в команде. Планирование
1.8 Этапы планирования деятельности
1.9 Ситуационный анализ
2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
2.1 Зарубежный опыт развития команд
2.2 Коллективные формы организации труда в России
3. Применение командной формы организации труда на примере компании ООО "КиноМетр"
3.1 Краткая характеристика компании
3.2 Технология подготовки фестиваля
3.3 Анализ деятельности команды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Командообразование и преимущества работы в команде.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

     Термин  "проблема" также используется для освоения ранее неизведанных данным лицом (организацией) новых "ниш" в производстве, в исследовании, в управленческой деятельности и в личной жизни.

    Ошибки  ситуационного анализа

     1. Недостаточная развитость "дисциплинированного" мышления: хаотичность рассуждений, постоянное перескакивание с одних обстоятельств на другие, зацикленность на деталях, блуждание в собственных ассоциациях; поиск выхода из ситуации при недостаточно четком понимании ее сути.

     2. Анализ одного, наиболее очевидного, сценария действий (невозможность представить большее число сценариев).

     3. Недостаточное внимание к второстепенным  обстоятельствам (фактам, условиям, личностным состояниям) из-за недостатка  соответствующей информации о  них, а не из-за их действительной  незначительности.

     4. Поспешное стремление выйти на конечный результат анализа, пренебрежение очевидными мелочами.

     5. Сильный эмоциональный фон, на  котором и под воздействием  которого осуществляется хаотичный,  или даже истеричный, анализ ситуации.

     6. Отсутствие внутренней уверенности и убежденности в надежности результатов анализа.

     Ситуационный  анализ — системный анализ в приложении к исследованию динамично меняющейся во времени и во взаимном воздействии друг на друга совокупности различных внутренних и внешних факторов.

     При этом сами факторы обычно именуются обстоятельствами (условиями), а анализируемая их совокупность — ситуацией. Темп изменения ситуации, ее динамика может варьироваться от вялотекущей до стрессовой. А если ситуационный анализ есть разновидность практического приложения системного анализа, то используется один и тот же аппарат (инструмент) исследования. Соответственно, классический ситуационный анализ включает в свой состав три последовательных автономных этапа (процедуры).

     1. Создание поля идей, вариантов, сценариев. Предполагает составление полного перечня возможных сценариев решения анализируемой ситуации, причем отбираются, только те возможные сценарии, которые представляют интерес для того, кто анализирует.

     Условия выполнения:

  • не отвлекаться на экспресс-анализ наиболее интересных, простых или предпочтительных сценариев, а также на их критику;
  • перебрать все возможные сценарии.
  • первый этап ситуационного анализа необходимо (особенно на начальном этапе формирования навыка) выполнять письменно даже для простых ситуаций, так как:
  • письменное изложение дисциплинирует мышление;
  • наглядность всего набора возможных сценариев дает возможность не держать их в памяти постоянно;
  • появляется возможность вернуться к прерванному анализу (в будущем — для проверки качества своего анализа).

     Первый  этап завершается, когда члены команды (или ее руководитель) имеют исчерпывающий  набор сценариев решения ситуации. Безусловно, команде легче составить  полный список сценариев, нежели одному специалисту, пусть и высококвалифицированному.

     2. Оценка и отбор. Предполагается проведение экспресс-анализа всех сценариев с целью отбора наиболее вероятных (перспективных, желательных). По окончании этапа должно быть оставлено не менее двух, но не более трех-четырех рациональных сценариев. Исключение или перевод их в промежуточную память осуществляется на основе оценки рисков их отбрасывания. Критерий риска варьируется в зависимости от ситуации, поскольку его общее свойство — наиболее высокая значимость для анализирующего лица или членов команды.

     3. План действий. На этом этапе предпринимаются следующие действия:

  • сопоставление отобранных рациональных сценариев по ключевым параметрам их динамического развития;
  • поиск дополнительной информации по второстепенным факторам, если есть вероятность, что они могут стать ключевыми;
  • оценка возможных последствий по каждому варианту в перспективе развития;
  • выбор и обоснование окончательного сценария действий по критериям:
  • уровень надежности;
  • реалистичность;
  • наименьший риск негативных последствий.
  • перманентный контроль остальных сценариев с целью оперативного обращения к ним в случае неблагоприятного развития событий;
  • составление согласованного плана действий, направленного на реализацию наиболее рационального сценария.

     Все этапы ситуационного анализа  необходимо протоколировать с целью формирования навыка "дисциплины" мышления и последующего анализа ошибок и открытий.

     Ситуационный  анализ дополняет процесс планирования. Реальная ситуация вносит коррективы в любой план.

     Задача  ситуационного анализа  — оценить текущую ситуацию и, если необходимо, внести в план коррективы.

     Ситуационный  анализ осуществляет каждый член команды  на своем "участке работ".

     Ситуационный  анализ осуществляется каждым членом команды или командой в целом  в следующих случаях:

  • возникновение помех;
  • изменение условий работы;
  • выбывание отдельного члена команды;
  • преждевременное исчерпание какого-либо ресурса (материалов, оборудования, финансов, учебных часов и т.п.);
  • возникновение ранее непредвиденных проблем и т. д.

     Осуществляя ситуационный анализ, лидер команды  и каждый ее член совершают пять основных процедур:

       1. Выявляют возникшие или намечающиеся отклонения от запланированного хода событий;

       2. Анализируют сложившиеся обстоятельства, прогнозируют и аргументируют наиболее реалистичный вариант развития ситуации;

       3. Определяют рациональные варианты противодействия (или использования) возникшей (прогнозируемой) ситуации;

     4. Оценивают риски по каждому из рациональных вариантов (оценивают возможные потери и затраты);

       5. Аргументируют и выбирают наиболее предпочтительный для команды вариант решения проблемы (причем необязательно, что он будет наименее затратным).

     Результаты  ситуационного анализа  служат основанием для:

  • корректировки оперативного, годового или стратегического плана;
  • перегруппировки сил и изменения взаимодействия между членами команды;
  • внесения изменений в структуру деятельности команды, если это необходимо;
  • уточнения мотивации деятельности членов команды.
 

 

     
  1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В  ОБЛАСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
    1. Зарубежный  опыт развития команд
 

     Многие  специалисты в области менеджмента отправной точкой в истории развития теории и практики рабочих команд считают начало промышленной революции, когда потребность промышленности в образовании стала очевидной и необходимой. Это объясняется тем, что образование является одним из важнейших факторов, определяющих уровень конкурентоспособности как стран в целом, так и отдельных фирм, а также и тем, что именно образование является одним из краеугольных камней в предлагаемой концепции рабочих команд.

     В конце 40-х годов появились группы рабочих, которых по ряду признаков можно было отнести к современному понятию рабочей команды. Так, в Южном Йоркшире на шахте в 1949 году была создана первая самоуправляемая рабочая команда. Эти факты свидетельствуют против широко известного мнения о приоритете японских фирм в этом направлении, хотя несомненно, что многие идеи теории рабочих команд, скорее всего, заимствованы из японского менеджмента. Например, идея внутригрупповой ротации рабочих возникла в Японии в 50-х годах двадцатого столетия на некоторых передовых заводах сталелитейной промышленности.

     В 60-х годах внимание специалистов в области менеджмента стало  смещаться в сферу качества трудовой жизни, на вопросы удовлетворения потребностей через деятельность в организации. Очевидно, эта тенденция и привела к созданию в 1962 году в одном из подразделений фирмы Procter&Gambel самоуправляемой рабочей команды (self-managed teamwork). В конце шестидесятых годов первые самоуправляемые рабочие команды появились в Швеции в фирме Volvo.

     Несмотря на некоторые ранние попытки внедрения рабочих команд и их успешные результаты деятельности, до 1980-х годов рабочие команды не имели особого успеха среди широкого круга компаний. В то же время нельзя не отметить и неудачный опыт внедрения рабочих команд. Так, например, фирма DEC в 1980 году активно пропагандировала свои успехи по развитию рабочих команд на одном из своих предприятий в штате Коннектикут, однако несколько лет спустя это предприятие было закрыто. Анализу неудачной работы рабочих команд посвящено достаточно много работ.

     80-е  годы можно считать этапом  становления теории и началом  активного применения рабочих  команд.

     Переломным  этапом в процессе внедрения рабочих  команд принято считать 1987 год, когда  Центр эффективной работы организаций (Center for Effective Organizations) Университета Южной Каролины представил первый обзор 500 ведущих компаний, в котором среди прочих данных приведен анализ применения на практике рабочих команд.

     Можно привести большое количество примеров удачного использования рабочих команд на практике:

     На 18 предприятиях Procter&Gamble, применяющих  рабочие команды, производительность выше почти на 40 %, чем на предприятиях этой фирмы, не использующих рабочих  команд.

     Предприятия корпорации Xerox, использующие рабочие  команды, на 30 % более производительны, чем традиционно организованные предприятия этой же корпорации. На одном из заводов компании Kodak команды высокой эффективности повысили производительность настолько, что объем работы, который ранее выполняли за три смены, стали завершать за одну смену.

     Накопленный опыт в теории и практике менеджмента, его интеграция в рамках теории рабочих  команд позволяют сегодня говорить о формировании нового направления  в теории и практике менеджмента - инвестиции в человеческие ресурсы, основой которого может стать динамическая сетевая структура организации, состоящая из самоуправляемых рабочих команд.

     Так же несколько примеров других организаций  повысивших свою эффективность за счет применения коллективного труда:

  • Корпорация AT&T Credit Corporation использовала высокоэффективные межфункциональные команды для повышения производительности и улучшения обслуживания клиентов. Эти команды удвоили количество обработанных за сутки кредитных заявок и сократили сроки утверждения кредитов вдвое.
  • В компании Federal Express команды высокой эффективности за год снизили издержки на 2,1 млн дол., сократив количество потерянных почтовых отправлений и неправильно оформленных счетов на 13%.
  • В компании GE Appliance производственные команды за первые восемь месяцев сократили циклы выполнения работ более чем на 50%, повысили удовлетворение запросов на продукты на 6% и снизили расходы на инвентаризацию более чем на 20%.
  • Компания Eli Lilly использовала команды высокой эффективности для вывода на рынок нового лекарственного препарата. Это было сделано в рекордно короткие сроки за всю историю компании.
  • Компания Hewlett-Packard создала подразделение, основанное на принципах высокоэффективной организации, которое стало чемпионом по прибыльности среди всех ее подразделений.
  • Корпорация Knight-Ridder применила принципы высокоэффективной организации в одной из своих газет, которая стала лучшей из газет корпорации и удерживала первенство три года подряд.
  • Компания Motorola использовала высокоэффективные команды для развития системы управления снабжением. Эти команды добились повышения качества на 50% и сократили задержки поставок на 70%.
  • Компания Weyerhauser использовала высокоэффективные команды для улучшения обслуживания клиентов. В результате эффективность поставок повысилась с 85 до 95% при одновременном существенном увеличении качества и производительности.

 

    1. Коллективные формы  организации труда  в России
 

     В условиях острой конкуренции со стороны  зарубежных фирм, возникает потребность  поиска путей укрепления конкурентоспособности российской продукции. Одним из вариантов решения этой проблемы является совершенствование управления производством и, в частности, применение адаптивных структур управления, в основе которых лежит использование наряду с внутриорганизационным предпринимательством коллективных форм организации труда.

     Коллективные  формы организации труда не являются, естественно, чем-то принципиально  новым, востребованным только на настоящем  этапе развития общества. Корни этого  явления тянутся из глубины веков. Коллективные формы организации труда зарождались из родового быта. Также следует иметь в виду, что в России, в отличие от Западной Европы, богатство и частная собственность никогда не поощрялись церковью. Поэтому для России всегда были свойственны и естественны две формы собственности: государственная (казенная) и общинная (общественная), а частная была как бы вторична.

Информация о работе Командообразование и преимущества работы в команде