Командообразование как эффективный фактор работы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть командообразование как эффективный фактор работы организации
Задачи:
Исследовать структуру команд
Изучить основы менеджмент управления командами
Изучить с современными методами построения команд

Содержание работы

Введение
Глава 1 – Теоретические аспекты командообразования
Классификация команд по разным факторам
Основы командообразования
Этапы планирование функционирования команды
Глава 2 – Анализ командообразования в организации ООО «Стиль-Групп»
2.1. Характеристика ООО «Стиль-групп»
2.2 Оценка потребности в персонале для ООО «Стиль-Групп»
2.3 Формирование и разработка организационной структуры в ООО «Стиль-Групп»
2.4 Подбор персонала для формирования команды ООО «Стиль-Групп»

Файлы: 1 файл

курсак 1 курс.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от спортивных команд при  формировании команды на производстве необязательно использовать все  роли. Подбор зависит от ситуации и  задач. Например, если задача требует  тщательного продумывания каждого  шага, то в команде должно быть больше интеллектуальных ролей. В целом идеальный размер для команды - 4 - 6 человек. Четное количество людей позволяет подобрать пары со взаимодополняющими характеристиками. Парадокс заключается в том, что между двумя контрастными личностями, которые при деловом взаимодействии раздражают друг друга, и возникают самые успешные партнерства. Выражение "команда единомышленников" отражает распространенное представление об эффективной группе менеджеров. Однако, как показывают исследования, правильно подобранные "лебедь", "рак" и "щука" могут оказаться гораздо успешнее "родственных душ".

Конечно, чем разнообразнее состав команды, тем более продвинутого подхода к управлению она требует. В управлении людьми зрелый менеджер должен основываться не на власти, а на нюансах взаимоотношений между сотрудниками, и заботиться не о создании эмоционального комфорта, а об эффективности бизнеса. Это очень непросто. Мы так устроены, что нам нравятся похожие на нас.

Способность команды выполнять  поставленные перед ней задачи напрямую зависит от ее состава и от того, насколько совместимы между собой ее участники. Конечно, любой человек способен приспособиться и частично решить проблему совместимости, однако чем меньше требуется мер, корректирующих поведение членов группы, тем более эффективна командная деятельность. Своевременная доступная информация об особенностях и навыках лидера и членов команды поможет избежать ошибок и сосредоточить внимание на непосредственном управлении командой.

     Формированию команды способствует наличие у членов группы таких качеств, как:

  • умение слушать, сопереживать;
  • готовность помогать другим;
  • умение найти точки соприкосновения, общие ценности и интересы;
  • четкость и ясность позиций;
  • стремление уменьшить разброс мнений;
  • открытость, гибкость.

Препятствуют же этому:

  • желание доминировать и постоянно вступать в спор;
  • безапелляционные заявления;
  • оценка идей других как плохих или неверных;
  • привычка быть всегда правым;
  • потребность быть победителем, брать верх;
  • равнодушие, апатия, скука.

Не всегда и не из любых сотрудников можно сформировать сплоченную команду. Для этого необходимы следующие условия:

1) люди, выполняющие работу, должны  быть специалистами, выступать  в качестве «экспертов» при  решении возлагаемых на них  задач;

2) совокупный опыт и таланты  людей, работающих в команде, должны превышать опыт и способности любого из тех, кто работает в одиночку;

3) большинство людей должно иметь  возможность в какой-то мере  влиять на принятие тех решений,  которые им приходится выполнять.  Это повышает их заинтересованность в общем деле;

4) каждый человек должен иметь  склонности к творчеству, которые  можно систематически использовать, привлекая его к участию в  работе группы.

Структурировать любую  команду можно по различным критериям, наиболее важными из которых являются:

  • предпочтения, существующие в команде, - это позволяет говорить о структуре предпочтений;
  • распределение власти в команде - это позволяет говорить о структуре власти;
  • коммуникации, существующие в команде, - это позволяет говорить о структуре коммуникаций.

Структура предпочтений является отражением существующих между  членами команды симпатий и антипатий. В структуру предпочтений входят:

  • социометрические статусы членов команды;
  • взаимность эмоциональных предпочтений членов команды;
  • устойчивые группы межличностных предпочтений;
  • система отвержений в команде.

Следствием взаимных предпочтений может являться наличие  внутри команды мини-групп. Это может  вносить в работу команды как  положительные моменты (ощущение поддержки внутри мини-группы), так и отрицательные, если ценностные ориентации мини-группы не совпадают с ценностными ориентациями команды.Знать систему признаков, по которым чаще всего происходят отвержения в команде, очень важно для руководителя. В этом случае он может пытаться влиять на команду или подбирать новых людей без данных признаков.

Структура власти - это  взаиморасположение членов команды  в зависимости от их способности оказывать влияние на команду и ее деятельность. Можно говорить о двух основных типах этого влияния, то есть о лидерстве и руководстве. Причем природа руководства - фиксированно-формальная, а природа лидерства - социально-психологическая.

Лидера в команде  выявляют не столько его личные качества или их особое сочетание, а система  целей, ценностей и норм, присущая команде. Именно на их основе выдвигается лидер, олицетворяющий ожидания и ценностные ориентации команды и являющийся их носителем, активным проводником в жизнь. За ним признается право вести команду за собой, быть последней инстанцией в оценке происходящих в ней событий.

Коммуникативная структура команды - это совокупность позиций членов команды в информационных потоках, связывающих их между собой и с внешним миром. Наиболее важными элементами коммуникативной структуры являются коммуникативный (информационный) центр команды и коммуникативная сеть.

Коммуникативный центр  команды - это лицо, владеющее и  хранящее наибольшее количество информации о жизнедеятельности группы. Владение информацией всегда повышает статус человека в группе, но вместе с тем  информация из внешнего мира обычно направляется к члену команды, имеющему высокий статус.

Коммуникативная сеть может  быть двух основных типов: централизованная и децентрализованная.

Централизованная сеть характеризуется тем, что коммуникативный  центр выступает не только как  хранитель информации, но и как регулятор основных коммуникативных потоков в команде, через него осуществляется взаимодействие членов команды друг с другом. Можно говорить о двух видах централизованной сети: радиальной и иерархической (рис. 3).

Рисунок 3. Централизованные модели коммуникаций

Существенным отличием децентрализованных сетей является "коммуникативное равенство" всех членов команды, а коммуникативный центр играет роль держателя информации, к которой все имеют доступ. Основными видами децентрализованной сети являются круговая и многоканальная модели (рис. 4).

Рисунок 4. Модели децентрализованных сетей

1.2 Основы командообразования

Командообразование, или  тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы, заимствована из мира спорта, и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 - 70 годы XX века. В настоящее время командообразование представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.

Составляющие процесса командообразование

1. Формирование и развитие  навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы  внедрения командного менеджмента.  Сюда можно отнести следующие  навыки:

    • гармонизация общей цели с целями персональными;
    • принятие ответственности за результат команды;
    • ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменения стиля в соответствии с особенностями задачи;
    • конструктивное взаимодействие и самоуправление;
    • принятие единого командного решения и его согласование с членами команды

 

2. Формирование командного духа (в англоязычной литературе – team spirit), то есть совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации. Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:

    • усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»;
    • развитие доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга,
    • создание мотивация на совместную деятельность;
    • создание опыта высокоэффективных совместных действий;
    • повышение неформального авторитета руководителей;
    • развитие лояльности участников программы по отношению к организации.

3. Формирование команды  (team building – создание команды) - механические действия, по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения:

    • эффективное использование сильных сторон состава Команды;
    • распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
    • формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
    • создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
    • налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений.

В сфере управления персоналом под этим термином понимают короткое (от 2 часов до 3 дней) мероприятие по улучшению работы в команде: корпоративные программы, верёвочный курс, корпоративные праздники. Косвенно под категорию мероприятий, которые приводят к эффекту командообразования относятся также празднование дня рождения сотрудников, дня рождения компании, Нового Года. Одним из эффектов таких мероприятий становится общая сплоченность коллектива, что является составляющей работы с командным духом.

Под командной формой организации работ, в общем случае, понимается объединение определенной группы профессиональных работников в автономный самоуправляемый коллектив с целью решения поставленной задачи (производственной или интеллектуальной) более оперативно, эффективно и качественно, чем при традиционной организации работ. При этом поставленная задача может иметь различный временной характер в зависимости от специфики и условий основной сферы деятельности организации, фирмы, предприятия, учреждения.

Она может носить разовый, эпизодический характер. Это может  быть постоянная работа с автономным функционально и технологически законченным циклом операций от исходного состояния до конечного результата, например, водолазные работы, буровые бригады и т.п. В других случаях деятельность команды может быть постоянно направлена на решение различных задач в экстремальных условиях (например, бригады МЧС, разведгруппы, команды каскадеров и т.п.).

Обычные формы организации  работ на предприятии, в фирме, учреждении определяются традиционной вертикальной централизованной структурой организационного управления. Основная форма оплаты работ — заработная плата, размер которой установлен штатным расписанием организации.

Командная форма организации  работ используется в случае непредвиденного  нарушения привычного технологического ритма работ (резкое сокращение сроков, проявление неожиданных препятствий, новых явлений и т.п.). Использование командной формы организации работ требует дополнительных материальных ресурсов для сверхнормативного поощрения членов команды и связано с определенным риском руководства, в случае если команда не справится с поставленной задачей.

Команда — это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.

Основные признаки команды:

  • эффективное конструктивное межличностное взаимодействие; профессионализм каждого сотрудника;
  • положительное мышление, а, следовательно, ориентация на общий успех;
  • способность согласованно работать на общий результат;
  • нефиксированное, гибкое и мобильное распределение функций между членами команды.

Хорошо сработанная команда чрезвычайно эффективна и практически непобедима. Эффект команды достигается за счет следующих факторов:

  1. Самостоятельное регулирование интенсификации труда: для членов команды не существует нормированного рабочего дня; команда самостоятельно нормирует свой рабочий день в зависимости от сроков достижения намеченной цели;
  2. Сокращение потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри команды: взаимозаменяемость, активная личная инициатива, конструктивная коммуникация, рациональное распределение ролей, работа на опережение;
  3. Все новые идеи обсуждаются со всеми членами команды, решение принимается совместно.

Информация о работе Командообразование как эффективный фактор работы организации