Командообразованние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы показать всю важность "командной игры". Когда люди, а тем более специалисты объединяются для достижения какой-либо цели, у них появляется больше шансов справиться с поставленной задачей – чем больше мнений, тем выше эффективность.
Задачи работы определить способы:
-формирования команды;
-поддержания стабильного уровня работы;
-адекватного распределения ролей;

Содержание работы

Введение
Глава І. Теория создани команд.
1. Основы командообразования.
1.1. Принципы работы команды.
1.2. Численность команды
2. Принципы командообразования в различных сферах деятельности
3. Формы управления
4. Распределение ролей в команде
5. Организация работы в команде. Планирование.
Глава ІІ.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ! .doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Существует  достаточно много сфер общественной жизни, где командная форма организации работ является технологически наиболее рациональной или даже единственно возможной. Как правило, это области, где необходима дистанционно удаленная, или технологически замкнутая, или опасная для жизни работа автономных групп специалистов. В этих сферах командная форма организации — есть обычная практика организации работ. Поэтому, если все члены команд имеют достаточную мотивацию остаться на своих местах и не уйти в другие области деятельности, никаких исключительных мер по дополнительному повышению мотивации здесь не требуется.

Особую форму  организации работ команды представляют в тех сферах, где обычной практикой  является стационарный многофункциональный  технологический процесс,обслуживаемый  организациями, работниками и специалистами, которые постоянно заняты в конкретном технологическом процессе. Например, любое промышленное производство, научно-исследовательская деятельность, торговля, сфера обслуживания, банковское дело, учреждения системы образования и социальной защиты и т. п.

Целесообразно выделить две наиболее обобщенные и  крупные сферы деятельности, где  условия и деятельность команд имеют  определенные различия:

А. Производственная сфера. Конечный результат — типовая продукция (услуга); расходы на организацию команд целесообразны, в основном, на технологически автономных участках или при возникновении нестандартных ситуаций. Примером могут служить аварийные бригады при обслуживании тепло-, водо- и газокоммуникаций, производственные участки и бригады с подрядной формой оплаты труда, артели строителей и заготовителей и т.д.

Б. Интеллектуальная сфера. Ключевой элемент — творческая, креативная деятельность, связанная с исследованием, экспериментом, анализом и поиском рациональных решений.

Организация производственных и интеллектуальных команд имеет свои особенности по следующим показателям:

·постановка целевой задачи;

·формы стимулирования;

·квалификация;

·уровень креативности (творчества);

·продолжительность  продуктивного функционирования.

    • Постановка целевой задачи

     

    Постановка целевой задачи для производственных команд всегда отличается высоким уровнем конкретизации конечного результата, условий и сроков выполнения работ, характером обеспечения и формой оплаты конечного результата. Для рабочего человека все должно быть предельно ясно, понятно, осязаемо и убедительно. Целевую задачу рекомендуется формулировать конкретно и жестко. Это повышает ее результативность, дисциплинируя членов команды.

    Ян Р. Катценбах  и Дуглас К. Смит отмечают, что наличие  четких, даже жестких, требований "намного важнее для успеха команды, чем все усилия по ее созданию, особые стимулы или наличие идеальных руководителей". И далее: "Конкретные, жесткие цели или задания (например, вывод на рынок нового продукта за вдвое меньший, чем обычно, срок; или направление ответов всем потребителям в течение 24-х часов; или достижение нулевого показателя брака при одновременном снижении издержек на 40%) дают ясные и осязаемые ориентиры для членов команды. Четкие задания определяют продукт деятельности всей команды, который отличается и от миссии, выполняемой организацией в целом, и от суммы производственных задач отдельных работников".

    В качестве целевой  задачи полезно формулировать конкретные и жесткие задания по повышению  эффективности работы. Это, по словам Яна Р. Катценбаха и Дугласа К. Смита, "облегчает общение, придает ему ясность, а конфликтам в команде — конструктивность; если такие задачи ясны, дискуссии, ведущиеся в команде, можно сосредоточить на способах достижения поставленных целей или на вопросе об их изменении, достижимость конкретных производственных целей помогает командам сконцентрироваться на получении результатов. Конкретные цели имеют уравнительный эффект, благоприятствующий стилю поведения в команде. Если небольшая группа людей бросает вызов сама себе и стремится сократить временной цикл на 50%, то их должности, титулы и прочие знаки отличия утрачивают значение. Вместо этого в команде ценят каждого человека за то, что и как он смог сделать для общего дела. Сама оценка формулируется в терминах, связанных с выполнением поставленной задачи, и не учитывает статус или личные качества данного работника, конкретные цели позволяют команде одерживать маленькие победы в процессе достижения больших целей. Маленькие победы бесценны для укрепления целеустремленности и преданности членов команды, для преодоления препятствий, которые неизбежно возникают на пути к достижению любой долгосрочной цели. И наконец, конкретные задачи, направленные на повышение эффективности работы, обладают особой притягательной силой. Они бросают вызов всем членам команды, требуют от них общих усилий. Драматизм ситуации, неотложность решения проблем и здоровый страх потерпеть неудачу совмещаются и побуждают команду к действиям".

    Для интеллектуальных команд такие задачи, как разработка стратегии развития фирмы, поиск рациональных проектный решений, разработка обоснований нового законопроекта и т. п., — подчас могут быть обозначены лишь в общих чертах, с указанием требуемых качеств и параметров. Сроки исполнения назначаются приблизительно, с промежуточными контрольными проверками.

    • Формы стимулирования

     

    Для производственных команд основной формой стимулирования является, как правило, материально-денежная форма с элементами общественного признания и морального стимулирования.

    Для интеллектуальных команд материально-денежная форма нередко является не основной; большую мотивацию могут иметь престижно-карьерные стимулы и морально-сертификационные факторы общественного признания.

    • Квалификация

     

    Общее требование — любая команда должна быть командой профессионалов.

    В производственных командах при наличии ведущих специалистов ключевое требование — повышенная исполнительская дисциплина.

    В интеллектуальных командах при наличии настоящих  профессионалов ключевое требование —  единство ценностной ориентации и подбор единомышленников в стратегии развития.

    • Уровень креативности и коммуникативной культуры членов команды

     

    В производственных командах это требование может не быть ключевым, если уровень материальной заинтересованности всех членов команды  достаточно высок.

    В интеллектуальных командах это требование является базовым  условием успешного функционирования команды, так как материальные стимулы  и конкретные сроки могут быть весьма расплывчатыми.

    • Продолжительность продуктивного функционирования

     

    Общее положение — чем дольше существует команда, тем выше ее уровень сработанности и профессионализма, тем успешнее и результативнее она действует.

    Однако в производственной сфере высок процент временных, а то и разовых команд, что обусловлено локальным и краткосрочным характером большинства производственных задач. Так, после завершения крупной стройки многие строительные бригады прекращают свое существование. Нередко распадаются сезонные артели сельскохозяйственных рабочих и заготовителей. Аварийные бригады часто формируются случайным образом под давлением внешних обстоятельств.

    В интеллектуальной сфере задачи и проблемы, как правило, долгосрочны и, соответственно, требуют формирования команд на длительную перспективу.

    Следовательно, появляется требование более тщательного и основательного подборачленов интеллектуальной команды. Важно отметить, что в данном случае редко формируются команды под одну конкретную задачу. При этом под термином "команда" понимается скорее коммуникативный дух, "командный" стиль взаимодействия сотрудников-единомышленников, нежели форма организации работ. Такая ситуация складывается вследствие сложности количественного определения точных сроков решения какой-либо проблемы, формы представления конечного результата и формы оплаты. Кроме того, в интеллектуальной сфере команды складываются не столько для решения конкретной проблемы, сколько для длительного совместного сотрудничества в работе над единой проблематикой, например: существование различных научных школ; подбор премьер-министром команды политиков-единомышленников для кабинета министров; команда единомышленников-менеджеров исполнительного директора фирмы (банка).

     

    3.  Формы  управления

    Форма управления в команде — одно из важнейших  условий эффективности команды, и она специально оговаривается с каждым членом команды до начала ее функционирования.

    Принимаемая командой форма управления определяет основу высокого уровня исполнительской  дисциплины в работе команды.

    Формы управления в команде достаточно многообразны и специфичны. Они зависят оттого, насколько сбалансированы следующие показатели:

    ·специфика  сферы деятельности команды;

    ·условия поставленной перед командой задачи;

    ·уровень сработанности  команды;

    ·уровень индивидуального  профессионализма членов команды;

    ·наличие конструктивных лидерских качеств у руководителя команды;

    ·характер межличностных  отношений в команде;

    ·равнозначность мотивации всех членов команды;

    ·численность  команды;

    ·ориентированность  основного объема работ на членов команды, имеющих определенную узкую  специализацию.

    Из всего многообразия вариантов управления можно выделить три основные формы, модификации которых широко распространены во всех сферах производственной и творческой деятельности команд.

    • "Театр одного актера"

    Используется  в командах, имеющих общепризнанного  талантливого лидера-профессионала.

    Команда полностью  доверяет лидеру, полагая, что никто, кроме него, не предложит более  рациональных и продуманных решений. Его распоряжения не подлежат сомнению и критике. Руководитель-лидер осуществляет единоличное управление деятельностью команды, периодически советуясь с членами команды по своему усмотрению. Такая команда исключительно эффективна в своей деятельности до тех пор, пока авторитет руководителя-лидера непререкаем и принимается всеми членами команды почти на подсознательном уровне.

    Форма управления особенно характерна для интеллектуальной сферы: научные школы различных  научных авторитетов, театры-студии талантливых режиссеров и т.д.

    • "Команда согласия"

    Наиболее приемлема  для малочисленных команд настоящих  профессионалов.

    Каждый член команды "закрывает" автономный участок  работ, и его мнение является чрезвычайно  важным для команды в целом. Все  ответственные решения принимаются  коллегиально, реализует их руководитель команды или один из ключевых специалистов команды.

    Такая форма организации предпочтительна для творческих команд, управленческих команд, команд каскадеров, узкоспециализированных производственных команд, аварийных команд, команд специалистов-медиков, команд специалистов по рекламе, менеджеров.

    "Совет"

    Занимает промежуточное положение. В советские времена широко использовался термин "совет бригады".

    Подобная форма  уместна для команд большой численности; ядро составляет группа наиболее квалифицированных, опытных и авторитетных специалистов, чье мнение является определяющим для остальных членов команды. Ответственные решения принимаются после обсуждения с ведущими специалистами команды на совете (планерке, оперативке) команды.

    Эта форма  внутрикомандного управления наиболее приемлема для крупных производственных бригад, научно-исследовательских, педагогических коллективов. Собрание всех членов команды в этих случаях больше похоже на вече, чем на оперативное принятие управленческих решений.

    • 4.  Распределение ролей в команде

    В процессе совместной работы (и неформального общения) удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из уважающих друг друга специалистов достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентации и, как правило, с высоким профессиональным уровнем. В работе, на отдыхе, в совместных неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают друг друга, учатся уважать и учитывать сильные и слабые стороны каждого.

    Информация о работе Командообразованние