Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью данной работы является описание коммуникаций в системе управления и определение путей повышения их эффективности на примере турфирмы «Лети – в отпуск»
Любая организация независимо от ее ресурсов и характера производимой продукции пронизана огромным числом различных коммуникационных связей, через которые идут потоки информации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 5
1.1 Понятие коммуникаций. Виды коммуникаций 5
1.2 Коммуникационный процесс 8
1.3 Коммуникационные барьеры 11
1.4 Коммуникационные стили 12
1.5 Способы совершенствования коммуникационных процессов в менеджменте 14
2. АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ЛЕТИ – В ОТПУСК» 18
2.1 Общие сведение туристической компании «Лети – в отпуск» 18
2.2 Характеристика коммуникационного процесса «Лети – в отпуск» 20
2.3 Рекомендации по усовершенствованию системы коммуникации в управлении 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СОДЕРЖАНИЕ
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.
Но как добиться эффективных коммуникаций? Как приобрести навыки и умение управлять коммуникативными процессами? - вот главные вопросы, которые беспокоят современных российских руководителей.
В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.
Тема курсовой работы: Коммуникации в менеджменте.
Целью данной работы является описание коммуникаций в системе управления и определение путей повышения их эффективности на примере турфирмы «Лети – в отпуск»
Любая организация независимо от ее ресурсов и характера производимой продукции пронизана огромным числом различных коммуникационных связей, через которые идут потоки информации.
Под коммуникацией можно понимать «обмен информацией» между двумя и более людьми. Поскольку основной задачей руководителя является координация усилий работников, то ясно, что для эффективной совместной работы необходимы эффективные коммуникации.
В соответствии с целью были выявлены основные задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие коммуникации и их виды;
- изучить коммуникационный процесс;
- рассмотреть структуру коммуникаций;
- описать коммуникационные барьеры;
- изучить коммуникационные стили;
- привести основные способы совершенствования коммуникационных процессов в организации;
- проанализировать
Объект исследования – туристическая фирма «Лети – в отпуск». Предметом исследования являются коммуникации в менеджменте.
При выполнении данной курсовой работы применялись общие методы научного познания: методы эмпирического исследования, в частности сравнение, сбор и изучение данных; методы анализа и синтеза.
Исследование основано на трудах отечественных и зарубежных ученых.
Работа состоит из
двух глав. В первой главе рассмотрены
понятие, структура и стили
1.1 Понятие коммуникаций. Виды коммуникаций
Коммуникация (от лат. communicatio) - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Для успеха любой организации индивидов и организаций важны эффективные коммуникации, которые более полно и достоверно представляют необходимую информацию.
Успех организации зависит от эффективности работы руководителя. Эффективно работающие руководители – это те, кто представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
В самом широком смысле цель коммуникаций на предприятии – осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания предприятия.
Выделяют следующие основные цели коммуникационного процесса:
Основными функциями коммуникаций являются:
- информативная функция - передача истинных или ложных сведений;
- интерактивная (побудительная) функция - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение различных функций, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;
- перцептивная функция
- восприятие друг друга
- экспрессивная функция-
возбуждение или изменение
Выделяют различные виды коммуникаций.
Организационные коммуникации - это совокупность коммуникаций, которые строятся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.
Межличностные коммуникации - устное общение людей в одном из перечисленных видов. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся
у людей по отношению друг к другу.
Внешние коммуникации - это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения (реклама и др. программы продвижения товаров на рынок, создание определенного имиджа, ежегодные отчеты, взносы в пользу разных политических групп, комитетов и т.д.).
Внутренние коммуникации - это коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.
Формальные коммуникации - это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т. е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию 80—99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании.
Вертикальные коммуникации. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается
о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п. Организация нуждается также в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность.
Коммуникационным процессом является такой процесс обмена информацией, который происходит между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение передачи и понимания информации, являющейся предметом обмена (сообщений). Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1.Отправитель — лицо,
генерирующее идеи или
2.Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов. Смыслом и значением сообщения являются принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства.
3. Канал — это средство передачи информации. Каналом передачи может быть сама среда, а также технические устройства и приспособления. Выбор канала должен быть совместим с типом символов, используемых при кодировании.
4. Получатель — лицо,
которому предназначена
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи так, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, потому что каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
- зарождение идеи или отбор информации;
- кодирование и выбор канала передачи информации;
- передача сообщения;
- декодирование;
- обратная связь;
- «шум».
Эти этапы проиллюстрированы в (Приложении 1) в виде модели процесса коммуникаций.
Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Его роль заключается в проектировании и кодировании информации с последующей передачей другим участникам процесса. Очень важно правильно и тщательно сформулировать свою идею, сделать ее конкретнее, чтобы она стала интересной и притягательной для получателя. Отправитель предварительно должен осуществить свою идентификацию в рамках коммуникационного процесса.
Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Отправитель должен выбрать канал, который будет, совместим с типом символов, использованных для кодирования (передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции). Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна.
Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Передача информации осуществляется с использованием знаковых систем. При классификации коммуникативных процессов условно можно выделить вербальную коммуникацию и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, потому что при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.
Обратная связь. Точность понимания получателем смысла высказывания станет очевидной для отправителя только тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей и получатель превратится в отправителя и своими высказываниями даст знать о том, как он понял смысл принятой информации.
Шум не является этапом коммуникации, но он оказывает очень значительное влияние на качество коммуникации. Шум - это любое вмешательство в процесс коммуникации, искажающее смысл сообщения. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируются от языка и различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.2
В условиях человеческой
коммуникации могут возникать специфические
коммуникативные барьеры. Коммуникационными
барьерами в менеджменте
Все преграды, возникающие
в процессе межличностных и