Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью данной работы является описание коммуникаций в системе управления и определение путей повышения их эффективности на примере турфирмы «Лети – в отпуск»
Любая организация независимо от ее ресурсов и характера производимой продукции пронизана огромным числом различных коммуникационных связей, через которые идут потоки информации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 5
1.1 Понятие коммуникаций. Виды коммуникаций 5
1.2 Коммуникационный процесс 8
1.3 Коммуникационные барьеры 11
1.4 Коммуникационные стили 12
1.5 Способы совершенствования коммуникационных процессов в менеджменте 14
2. АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ЛЕТИ – В ОТПУСК» 18
2.1 Общие сведение туристической компании «Лети – в отпуск» 18
2.2 Характеристика коммуникационного процесса «Лети – в отпуск» 20
2.3 Рекомендации по усовершенствованию системы коммуникации в управлении 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Целью турагентства «Лети – в отпуск» является удовлетворение потребностей населения, привлечение клиентов, повышение прибыли и имиджа предприятия.
Компания динамично развивается. Все сотрудники быстро реагируют на любой запрос и могут подобрать тур в индивидуальном порядке в зависимости от возможностей и пожеланий клиентов. Туристическая фирма «Лети в отпуск» подберет отличный тур, забронирует авиабилеты и оформит все нужные для перелета документы, посоветует, как лучше совершить перелет с детьми.
Каждый месяц (в конце месяца) старшие менеджеры в письменном виде докладывают о проделанной работе руководителю организации. В докладе указывают также предложения, пожелания, просьбы старших менеджеров и тех менеджеров, которые наводятся у них в подчинении. Предварительно просьбы и пожелания младших менеджеров обсуждаются с их начальниками - ведущими (старшими) менеджерами. Таким образом, на фирме организованы восходящие вертикальные коммуникации.
Руководитель, рассмотрев доклады менеджеров, в первых числах следующего месяца организовывает с помощью секретаря собрание, на котором по каждому пункту докладов дает указания на дальнейшую работу, а также распоряжается
и передает информацию, поступившую к нему из внешней среды. На этом же собрании присутствует главный бухгалтер фирмы для получения информации
о произведённых расходах или предстоящих расходах, доходах и т.п.
Таким образом, налажены вертикальные нисходящие коммуникации.
Распоряжения руководителя подчиненным также чаще передаются путем межличностного взаимодействия. Это, с одной стороны, позволяет тут же установить обратную связь и выяснить, насколько верно понята задача, и устранить неясности, но, с другой стороны, информация в процессе деятельности может быть забыта и, за неимением письменных рекомендаций, искажается в сознании и как следствие выполняется не полно.
Горизонтальные коммуникации в турфирме «Лети – в отпуск» в основном протекают непосредственно через общение между сотрудниками. Если одному отделу необходима какая-либо информация от другого отдела, то данный запрос и поступившая в ответ информация проходит через руководителя фирмы, образуя следующую схему (Приложение 5).
Также нисходящие и восходящие коммуникации осуществляются на ежегодных собраниях всего трудового коллектива турфирмы «Лети – в отпуск», где обсуждаются успехи, достижения, неудачи и перспективы, как фирмы, так и сотрудников.
Неформальные коммуникации распространяются на празднованиях дней рождений, встречи «Нового года», «Восьмого марта» и других праздников. На данные мероприятия принято собираться всем коллективом.
Также на фирме организуются совместные поездки в экскурсионные туры по России, где половина стоимости путёвки оплачивается фирмой.
Компания оснащена компьютерной техникой, налажены внешние коммуникации (с клиентами), имеется единая внутренняя сеть, способствующая оперативному обмену внутри организации.
Процесс непрямых внешних коммуникаций налажен довольно хорошо. Реклама турфирмы «Лети – в отпуск» размещается в интернете, используется также наружная реклама, выпускаются буклеты.
Но, к сожалению, по причине
отсутствия столь необходимой в
настоящее время для
Таким образом, «Лети – в отпуск» имеет удовлетворительную структуру организации, логическую взаимосвязь уровней управления и функциональных сегментов, обеспечивающих эффективное достижение поставленных целей.
Осуществление коммуникаций является связующим процессом, необходимым для любого важного управленческого решения и действия, в котором роль менеджера одна из важнейших. Прежде всего:
предугадать малейшие изменения настроения коллектива. Психологический фактор является одним из важнейших факторов успешных коммуникаций.
убеждать. Риторика общения в развитых компаниях стоит на одном из ведущих мест в развитии коммуникаций. От умения общаться с подчиненными зависит, прежде всего, будущее предприятия,
а вместе с ним и будущее каждого отдельно взятого сотрудника.
В туристической фирме «Лети – в отпуск» хорошо налажены восходящие и нисходящие вертикальные коммуникации, что образует хороший каркас всей коммуникативной сети фирмы. Также выявлены неформальные и горизонтальные коммуникации. Для усовершенствования необходимо:
Таким образом, без взаимной помощи и кооперации руководства и персонала невозможно наладить эффективное взаимодействие коммуникаций на предприятии. Известный американский менеджер Ли Якокка говорил:
«Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать».
Подводя итоги можно с уверенностью сказать; что осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в котором роль менеджера одна из важнейших.
Прежде всего, менеджер должен быть отличным психологом, который может предугадать малейшие изменения настроения коллектива. Во-вторых, менеджер должен обладать ораторским мастерством и умением убеждать. От умения общаться с подчиненными зависит, прежде всего, будущее предприятия, а вместе с ним и будущее каждого отдельно взятого сотрудника. Менеджер должен уметь найти общий язык с замкнутыми и необщительными людьми, а также в нужный момент приостановить поток речи болтунов, чтобы дать высказаться другим сотрудникам.
Без взаимной помощи и кооперации руководства и персонала невозможно наладить эффективное взаимодействие коммуникаций на предприятии.
Каждый руководитель компании хотел бы иметь дружный и работоспособный коллектив, способный вместе с ним достичь поставленный целей. Работа по созданию и совершенствованию условий для формирования такого коллектива не менее важна, чем производственная деятельность. Среди этих условий важнейшее – организация внутренних и внешних связей (коммуникаций). Можно сделать вывод, что без взаимной помощи кооперации руководства и персонала невозможно наладить эффективное взаимодействие коммуникаций на предприятии.
Таким образом, обмен
информацией необходим для
1 Веснин В.Р. Менеджмент. М.: Проспект, 2009. С. 265
2 Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: Проспект, 2008. С. 186.
3 Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С.236.
4 Глухов В. В. Менеджмент. СПб.: Питер, 2008. С. 469.
5 Полукаров В.Л. Основы менеджмента. М.: КНОРУС. 2008, С. 156.