Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью данной работы является описание коммуникаций в системе управления и определение путей повышения их эффективности на примере турфирмы «Лети – в отпуск»
Любая организация независимо от ее ресурсов и характера производимой продукции пронизана огромным числом различных коммуникационных связей, через которые идут потоки информации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 5
1.1 Понятие коммуникаций. Виды коммуникаций 5
1.2 Коммуникационный процесс 8
1.3 Коммуникационные барьеры 11
1.4 Коммуникационные стили 12
1.5 Способы совершенствования коммуникационных процессов в менеджменте 14
2. АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ЛЕТИ – В ОТПУСК» 18
2.1 Общие сведение туристической компании «Лети – в отпуск» 18
2.2 Характеристика коммуникационного процесса «Лети – в отпуск» 20
2.3 Рекомендации по усовершенствованию системы коммуникации в управлении 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы).
В результате искажается восприятие сообщения, замедляется и искажается процесс обратной связи, снижается результативность данного сообщения.
Преграды на путях обмена информацией могут также быть следствием перегрузки каналов коммуникаций. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Ясно, что плохо проработанная информационная система может снижать эффективность обмена информацией и принятия решений в организации.3
Коммуникационным стилем называют способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.
Существуют различные стили, которые используются людьми в межличностной коммуникации. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.
За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость в коммуникации (или желание высказаться) и адекватность обратной связи (или желание получить ответ). Первое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них. Построив на этой основе матрицу, где по вертикали будет отложено первое измерение, а по горизонтали — второе, можно выделить пять стилей межличностной коммуникации (Приложение 3).
Коммуникационный стиль
Коммуникационный стиль индивида во втором квадрате определяется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.
Коммуникационный стиль в третьем квадрате характеризуется замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.
Коммуникационный стиль в четвертом квадрате связан с защитой себя и, как видно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.
В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» и характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации.
Практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.4
В менеджменте существуют определенные принципы, которые являются необходимыми для организации эффективной коммуникации. Данные принципы концентрируются на четырех областях: качество сообщения, условия приема, поддержание целостности организационных усилий и использование преимуществ неформальной организации.
что может быть понятно получателем.
Если рассматривать
способы улучшения
В межличностных коммуникациях главным является совершенствование науки общения. Существует несколько простых принципов, соблюдение которых поможет руководителю стать более коммуникабельным:
- Умение слушать.
- Ясность идей. Прояснение
идей перед их передачей
- Язык жестов и интонаций.
Необходимо следить за языком
жестов, позой и интонацией, чтобы
не посылать противоречивых
- Эмпатия (внимание
к чувствам других людей,
- Установление обратной
связи. Обратная связь важна,
так как дает возможность
В организационных коммуникациях основным является совершенствование информационного потока. Вот некоторые конкретные способы совершенствования информационного обмена в организациях, которые должен знать любой менеджер.
Российские менеджеры выделяют десять заповедей успешной коммуникации:
Опыт выдающихся менеджеров, практика функционирования преуспевающих компаний свидетельствует о том, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций. Принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей - всё это требует детальной информации. И когда её нет, тогда организации грозит крах.
Таким образом, успех коммуникационных процессов органически связан с нормами этического поведения, как со стороны получателя, так и со стороны отправителя информации. Также особую роль в эффективности коммуникаций играет построение сообщений. Необходимо соблюдать при построении сообщения такую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от них - к возражениям и вопросам, далее к заключению и призыву к действию.
Туристическая фирма «Лети – в отпуск» существует на российском рынке с 2005г. Туристическое агентство занимается туристическим обслуживание частных лиц и корпоративных клиентов. Оно позиционирует себя как «профессиональное независимое туристическое агентство», которое работает для клиента (туриста)
Предприятие арендует помещение под офис в многоэтажном здании, которое находится по адресу ул. Мира, 41, офис 68, в Спорткомплекса «Олимпия». Штат фирмы составляет 2 ведущих менеджера, в подчинении которых находится от 2 до 3 младших менеджеров и помощников. Фирму возглавляет Генеральный директор, в подчинении у которого более 15 человек. Организационная структура предприятия представлена в (Приложении 4).
Турфирма «Лети – в отпуск» работает с надежными партнерами (туроператорами) такие, как:
Направления работы туристической компании «Лети – в отпуск»: