Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:42, контрольная работа
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха
деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем
менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого
организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто
эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть
искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу
«чужими руками».
Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и
корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий
зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке,
но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и
благополучие всей страны в целом.
1. Введение
1.1. Обоснование и актуальность выбранной темы........1
1.2. Развитие коммуникаций в системе управления.........2
2. Теоретическая часть: «Коммуникации в системе управления»
2.1. Коммуникации: понятие, виды, их характеристика......4
2.2. Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы,
этапы, их характеристика...................6
2.3. Информации в коммуникационном процессе..........8
2.4. Межличностные и организационные коммуникации: понятие, преграды,
их характеристика...................9
2.5. Эффективность коммуникаций в менеджменте........11
3. Практическая часть
Характеристика и опыт работы российской
фирмы ЗАО «РАССТАЛ»..................15
4. Заключение
Выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее
совершенствование системы коммуникаций в управлении.....17
5. Библиографический список..................19
Содержание
1. Введение
1.1. Обоснование и актуальность выбранной темы........1
1.2. Развитие коммуникаций в системе управления.........2
2. Теоретическая часть: «Коммуникации в системе управления»
2.1. Коммуникации: понятие, виды, их характеристика......4
2.2. Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы,
этапы,
их характеристика................
2.3. Информации в коммуникационном процессе..........8
2.4. Межличностные и организационные коммуникации: понятие, преграды,
их характеристика................
2.5. Эффективность коммуникаций в менеджменте........11
3. Практическая часть
Характеристика и опыт работы российской
фирмы ЗАО «РАССТАЛ»..................15
4. Заключение
Выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее
совершенствование системы коммуникаций в управлении.....17
5. Библиографический список..................19
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Обоснование и актуальность выбранной темы
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха
деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем
менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого
организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто
эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть
искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу
«чужими руками».
Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и
корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий
зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке,
но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и
благополучие всей страны в целом.
Опыт как Российских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность
коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива.
Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность
и разрозненность коллектива, а следствием этого - плохая производительность
труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные
сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому
кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству.
Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те
или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и
т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не
совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать
на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и
стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения
процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем
будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести
какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены.
Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в
стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу
пережить трудности.
Все это уже давно осознали зарубежные и многие отечественные менеджеры. Но
как добиться эффективных коммуникаций? Как приобрести навыки и умение
управлять коммуникативными процессами? - вот главные вопросы, которые
беспокоят современных российских руководителей.
В рамках вышесказанного актуальность выбранной темы подчеркивается
опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в
изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.
1.2. Развитие коммуникаций в системе управления
Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций (как и всего
менеджмента) произошло не так давно (10 лет - это небольшой период), то
огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению
опыта компаний зарубежных стран и современных российских предпринимателей.
В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-
командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше
управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к
подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить,
инициативность наказывалась, а сообразительные работники не могли
продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к
организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется,
проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы
развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются
не только моральные, но и материальные поощрения. Естественно в обоих
описанных мной ситуациях есть исключения. Так при командно-административной
системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в
основном с разрозненными коммуникативными потоками, без обратной связи и т.д.
Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на
низком уровне, ошибочно построены коммуникации.
В данной работе характеризуются как плохие коммуникации (для
того, чтобы понимать, как не нужно руководить предприятием),
так и эффективные коммуникации, налаженные потоки и
обратные связи.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»
2.1. Коммуникации - понятие, виды, их характеристика
Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или
«разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и
информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Цели коммуникаций:
· Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и
объектами управления.
· Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
· Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными
сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
· Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации
подразделяются на следующие виды:
межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;
коммуникации на основе письменного обмена информацией.
Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:
формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой,
правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются
по формальным каналам;
неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной
организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных
отношений между работниками организации.
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:
предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за
опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и
повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем
совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.
Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:
вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;
горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для
координации деятельности различных подразделений.
Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:
восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на
высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров
для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;
нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций
непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.
Межличностные коммуникации делят также на:
вербальные (словесные);
невербальные, призванные осуществить обмен информацией
без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и
т.д.
Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно
исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания
строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесть! и выражения
лица. которые сопровождают слова передающей стороны.
2.2. Коммуникационный процесс, понятие, основные элементы,
этапы, их характеристика
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или
более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся
предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не
состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.
Коммуникационный процесс -- это взаимодействие совокупности элементов.
Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
1. Отправитель -- лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и
передающее ее;
2. Сообщение - непосредственно информация;
3. Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания,
телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты,
электронная почта, компьютерные сети);
4. Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена
информация и которое интерпретирует её.
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
1. Зарождение идеи или отбор информации;
2. Выбор канала передачи информации;
3. Передача сообщения;
4. Интерпретация сообщения.
Например, генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами
магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания
населения на совещании. В данном случае генеральный директор - отправитель, у
которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении качества
торговли - сообщения; совещание -- это канал информации; получатели --
менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же
совещания дают обратную связь генеральному директору.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать
специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов
коммуникационного процесса.
Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов
коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его
организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности,
принятой производственной программой и структурой менеджмента.
Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур,
должны устанавливаться для каждого иерархического уровня
менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
2.3. Информации в коммуникационном процессе
Информация - предмет труда в процессе управления; является средством
коммуникации между людьми.
Информация, используемая для коммуникационного управления, подразделяется
на:
базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи;
текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной
управленческой задачи.
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:
документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных,
бухгалтерских и других документах);
недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные
контакты, сплетни и т. д.)
По аспектам коммуникационного управления информация классифицируется на
экономическую, организационную, социальную, техническую. Развитие
информационных потребностей организаций существенно видоизменило требования
к информационному обеспечению коммуникационных процессов.
2.4. Межличностные и организационные коммуникации, понятие, преграды, их
характеристика.
Межличностные коммуникации - это коммуникации, протекающие между людьми.
Организационные коммуникации - это коммуникации, протекающие внутри
организации между ее сотрудниками.
Межличностные коммуникации могут быть как между сотрудниками одной фирмы, так
и между сотрудниками различных фирм, например, фирм-партнеров.
Организационные коммуникации затрагивают только одну конкретную фирму и
включают в себя часть межличностных коммуникаций, которые возникают между
сотрудниками данной фирмы.
В тоже время межличностные коммуникации включают в себя организационные
коммуникации.
Таким образов, преграды, возникающие при межличностных и организационных
коммуникациях, по своей сути практически ничем не отличаются друг от друга.
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает её
содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т. е.
Менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.