Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:42, контрольная работа
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха
деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем
менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого
организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто
эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть
искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу
«чужими руками».
Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и
корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий
зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке,
но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и
благополучие всей страны в целом.
1. Введение
1.1. Обоснование и актуальность выбранной темы........1
1.2. Развитие коммуникаций в системе управления.........2
2. Теоретическая часть: «Коммуникации в системе управления»
2.1. Коммуникации: понятие, виды, их характеристика......4
2.2. Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы,
этапы, их характеристика...................6
2.3. Информации в коммуникационном процессе..........8
2.4. Межличностные и организационные коммуникации: понятие, преграды,
их характеристика...................9
2.5. Эффективность коммуникаций в менеджменте........11
3. Практическая часть
Характеристика и опыт работы российской
фирмы ЗАО «РАССТАЛ»..................15
4. Заключение
Выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее
совершенствование системы коммуникаций в управлении.....17
5. Библиографический список..................19
Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются
коммуникационными барьерами (преградами).
Различают коммуникационные барьеры макро -- и микроуровня.
Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом.
К таким барьерам относятся:
· перегрузка информационных сетей и искажение информации;
· потребность во всё более сложной информации;
· интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных
языков и т.п.
Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных
узких сферах. К ним относятся:
· отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату);
· отношение адресата к источнику информации;
· восприятие получателем информации многозначных слов;
· отсутствие обратной связи.
Все преграды, возникающие в процессе межличностных и организационных
коммуникаций также можно представить в виде схемы. (Схема 1)
Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие
новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной или в
силу устойчивого мнения, порожденного определенными условиями (стереотипы).
В результате искажается восприятие сообщения, замедляется и искажается
процесс обратной связи, снижается результативность данного сообщения.
Схема 1.
Классификация преград в процессе коммуникаций.
2.5. Эффективность коммуникаций в менеджменте
Эффективность коммуникаций указанных в параграфе 2.1. видов
различна. Данные зарубежных исследований показывают, что
результативность горизонтальных связей достигает 90 %,
вертикальных - 20-25 %, (т. е. такое количество исходящей
от дирекции информации доходит до рабочих и правильно
понимается ими). Другими словами, исполнители способны
реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью
предназначенной им информации.
Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и
нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший
начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя
предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий
цехом - около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более
неэффективны, так как до начальства доходит не более 10%
информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных
резервах в организации коммуникаций, возможностях их
качественного улучшения.
Успех коммуникационных процессов органически связан с
нормами этического поведения, как со стороны получателя,
так и со стороны отправителя информации.
Также особую роль в эффективности коммуникаций играет
построение сообщений. Необходимо соблюдать при построении
сообщения такую последовательность: от внимания к интересу,
от интереса к основным положениям, от них - к
возражениям и вопросам, далее к заключению и призыву к
действию.
Чтобы избежать ситуации быть непонятым собеседником,
следует стремиться к простоте сообщения, использовать словарный
состав повседневной речи даже при общении
с образованным и проницательным человеком. Одновременно
надо учитывать, что доверие к себе можно
подорвать, если привести только один ложный или
искаженный факт из ста, хотя 99 могут
соответствовать действительности.
Российские менеджеры выделяют десять заповедей
успешной коммуникации.
1. Перед коммуникацией четко определите идеи,
вкладываемые в послание.
2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
3. Проанализируйте всё физическое и человеческое
окружение при любой коммуникации.
4. Проконсультируйтесь с другими при планировании
коммуникации.
5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и
основное содержание сообщения.
6. Воспользуйтесь возможностями, когда они
представляются, включить в сообщение нечто полезное и
ценное для его получателя.
7. Постоянно держите в поле зрения то, как
срабатывает коммуникация.
8. Устанавливайте коммуникацию не только на
сегодня, но и на завтра.
9. Добивайтесь, чтобы дела установки не
противоречили словам.
10. Учитесь умению слушать другого.
Следует отметить, что неудовлетворительное состояние внутриорганизационных
коммуникаций чревато серьезными последствиями, в частности,
психологического характера и для администрации, и для рядовых работников.
Опыт выдающихся менеджеров, практика функционирования преуспевающих
компаний свидетельствует о том, что эффективное управление
невозможно без отлаженных коммуникаций. Принятие решений,
инновационная политика, создание благоприятного психологического
климата, стимулирование людей - всё это требует детальной
информации. И когда её нет, когда воцаряется
информационный хаос, организации грозит крах.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «ХАРАКТЕРИСТИКА И ОПЫТ РАБОТЫ РОССИЙСКОЙ ФИРМЫ ЗАО РАССТАЛЛ
ЗАО «РАССТАЛ» существует на российском рынке уже 6 лет. Уставной
деятельностью является производство экструдированных профилей в России, а также
за рубежом. В штате фирмы работает 10 ведущих менеджеров, в подчинении которых находится от 2 до 4 младшихменеджеров и помощников. Эти сотрудники образуют 6 отделов ЗАО «РАССТАЛ».
Возглавляет фирму Генеральный директор Рачков Сергей Геннадьевич , в подчинении у которого более 70 человек. Каждый месяц (в конце месяца) старшие менеджеры в письменном виде докладывают о проделанной работе руководителю организации. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих старших менеджеров, так и тех менеджеров, которые наводятся у них в подчинении. Предварительно просьбы и пожелания младших менеджеров обсуждаются с их начальниками - ведущими (старшими) менеджерами. Таким образом на фирме организованы восходящие вертикальные коммуникации. Руководитель, рассмотрев, доклады менеджеров, в первых числах следующего месяца организовывает с помощью секретаря собрание, на котором по каждомупункту докладов дает указания на дальнейшую работу, а также распоряжается и передает информацию, поступившую к нему из внешней среды. На этом же собрании присутствует главный бухгалтер фирмы для получения информации о произведённых расходах или предстоящих расходах, доходах и т.п. Таким образом налажены вертикальные нисходящие коммуникации. Горизонтальные коммуникации в ЗАО «РАССТАЛ» в основном протекают неформальным образов, непосредственно через общение между сотрудниками. Если одному отделу необходима какая-либо информация от другого отдела, то данный запрос и поступившая в ответ информация проходит через руководителя фирмы, образуя следующую схему:
Отдел А
запрос
рассмотренный ответ ответ
Схема 2.
Также нисходящие и восходящие коммуникации осуществляются на ежегодных
собраниях всего трудового коллектива ЗАО «РССТАЛ», где обсуждаются успехи,
достижения, неудачи и перспективы как фирмы так и сотрудников.
Неформальные коммуникации распространяются на празднованиях дней рождений,
встречи «Нового года», «Восьмого марта» коллективных поздравлениях с
новорожденным ребенком. Ежегодно в организации отмечается «день рождения ЗАО
«РАССТАЛ» - дата регистрации. На данные мероприятия принято собираться всем
коллективом. Также на фирме организуются совместные поездки в экскурсионные
туры по России, где половина стоимости путёвки оплачивается фирмой.
Такой системой коммуникаций руководитель оградил себя от излишних сплетней и
пересудов, организовал эффективную передачу формальной (деловой) информации
между отделами, сократил, на сколько это возможно, утечку информации. В тоже
время обеспечил вниманием своих подчиненных и предоставил всевозможные пути
для «обратной связи». Также подчиненные с помощью такой организации
коммуникаций могут видеть в своих начальниках не только приказывающих
руководителей, но и просто
людей; это достигается на коллективных
праздниках.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВЫВОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ.
Подводя итоги можно с уверенностью сказать; что осуществление коммуникаций - это
связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в
котором роль менеджера одна из важнейших. Прежде всего менеджер должен быть
отличным психологом, который может предугадать малейшие изменения настроения
коллектива Психологический фактор - один из важнейших факторов успешных
коммуникаций. Во-вторых, менеджер должен обладать ораторским мастерством и
умением убеждать. Риторика общения в развитых компаниях стоит на одном из
ведущих мест в развитии коммуникаций. От умения общаться с подчиненными зависит
прежде всего будущее предприятия, а вместе с ним и будущее каждого отдельно
взятого сотрудника. Менеджер должен уметь найти общий язык с замкнутыми
и необщительными людьми, а также в нужный момент приостановить поток речи
болтунов, чтобы дать высказаться другим сотрудникам.
Основные выводы по данной работе можно представить в виде следующей
таблицы.
Таблица
1.
Тип коммуникаций Этапы процесса коммуникаций Каналы коммуникаций
Межличностные
На основе письменного информации
общения
Формальные
Неформальные
Вертикальные
Горизонтальные
Вербальные
Невербальные
Итак, можно сделать вывод, что без взаимной помощи и кооперации руководства и
персонала невозможно наладить эффективное взаимодействие коммуникаций на
предприятии.
В качестве рекомендаций могу предложить знаменитое высказывание Л.
Якокка: «Все хозяйственные операции можно в конечном счёте свести к
обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят
люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что
удастся сделать». Также, на мой взгляд, в отечественных организациях следует
развивать и усовершенствовать нисходящие формальные вертикальные
коммуникации, повышать эффективность неформальных коммуникаций между
руководителями и подчиненными.
5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества личности» (Для
деловых людей). - Таллин: Центр информационных и социальных технологий
«Регалис», 1998.
2. Кричевский Р.Л. «Если Вы руководитель» - М.: Издательство «ДЕЛО», 1996.
3. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент» - М.; Издательство «Элник», 1995.
4. Матвеева А., Хорошавина Н. «Семь нот менеджмента»: Настольная книга
руководителя / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. - 2-е изд. - М.: ЗАО
«Журнал Эксперт», 1997.
5. «Менеджмент»: Дайджест основных разделов и тем / Под ред. А.К. Казанцева -
Спб.: СПбГИЭА, 1997
6. «Менеджмент организации»: Учебное пособие / Под ред. 3.П. Румянцевой, Н.А.
Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1997.
7. «Основы менеджмента»: Учебное пособие - 2-е изд. - М.: Издательский Дом
«Дашков и Ко», 2000.
8. «Основы предпринимательской деятельности»: Учебное пособие / Под ред. В.М.
Власовой. - М.: «Финансы и статистика», 1995.
9. «Управление организацией»: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Поршнева и
др. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1998.
10. Юкаева В.С. «Управленческие решения»: Учебное пособие. - М.: ИВЦ
«Маркетинг», 1999.