Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:47, контрольная работа
Целью данной работы является изучение коммуникации в управлении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить виды, значения коммуникаций, коммуникационные процессы;
охарактеризовать каждый этап коммуникационного процесса;
рассмотреть особенности межличностных коммуникаций;
рассмотреть современные способы совершенствования коммуникаций с применением вычислительной техники.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОММУНИКАЦИИ – ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 4
2. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 8
3. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 13
3.1. Вербальные символы. Модальности человека 14
3.2. Невербальные символы. Место эмоций в коммуникации 15
4. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Хотя каналы личной
коммуникации воздействуют непосредственно
на покупателей, а средства массовой
информации оказывают лишь косвенное
воздействие, они также стимулируют
личную коммуникацию. Рекламы по телевидению,
в журналах и других средствах
массовой информации формируют мнение
лидеров, а те позже делятся своим
мнением с остальными. Таким образом,
мнение лидеров служит как бы мостом
между средствами массовой информации
и потребителями, реже контактирующими
со средствами массовой информации. Отсюда
следует вывод, что массовая реклама
оказывает воздействие на мнения
и поведение покупателей
Суть понятия двухэтапного процесса коммуникации состоит в том, что человек совершает покупку под воздействием просочившихся мнений и информации из высших социальных слоев населения. Поскольку люди общаются в большинстве случаев в среде своего социального класса, они перенимают стиль и идеи себе подобных, являющихся лидерами мнений. Из концепции двухэтапного процесса коммуникации следует, что рекламные обращения массовой коммуникации необходимо адресовать непосредственно лидерам мнений, которые передадут их впоследствии всем остальным. Таким образом, лидеры мнений усиливают воздействие средств массовой информации. А могу и изменить смысл рекламного обращения по своему усмотрению или вообще не передавать его.
Если канал связи непригоден для передачи определенной информации, ее передача невозможна или затруднена. Эффективность различных каналов связи зависит от особенностей передаваемой информации.
Иногда следует использовать несколько каналов связи, что приводит к усложнению коммуникации, но может повысить ее эффективность (при выборе необходимо исходить из целей коммуникации).
Отправитель с учетом выбранного канала должен с помощью символов, понятных получателю, закодировать информацию, придав ей определенную форму. Кодирование превращает идею в сообщение. В качестве символов при кодировании могут использоваться:
- слова (звуки, буквы) – вербальная коммуникация;
- голосовые качества (тональность, тембр, интонация, темп речи); взгляд; мимика, жесты, поза и внешний вид; межличностное пространство – невербальная коммуникация;
- изображения (рисунки, графики, схемы).
Выбранные символы должны соответствовать особенностям передаваемой информации. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. [2]
Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.
Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.
Однако по ряду причин
получатель может придать несколько
иной, чем в голове отправителя, смысл
сообщению. С точки зрения руководителя,
обмен информацией следует
Таким образом, необходимо рассмотреть понятие обратной связи и помех во время коммуникационного процесса.
При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.
Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теории передачи шумом называют, то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.
Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла.
Целью коммуникации является обеспечение понимания информации. Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания.
Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Поскольку слова могут иметь разные значение для разных людей, то, что некто намеривается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.[7]
Символ не имеет неповторимого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку, каждого человека свой опыт, и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое мы ему придали.
Хотя вербальные символы – основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщения. Невербальная передача может усиливать или изменять смысл слов.
В качестве способов обеспечения вербальных коммуникаций используются слушание, речь, чтение и письмо. Слушание представляет собой процесс одностороннего приема информации от говорящего и занимает до 45% времени межличностных коммуникаций. Различают следующие основные формы слушания:
1) сбор информации (нейтральное);
2) оборонительное
(скептическое отношение к
3) вежливое (паузы между собственными высказываниями);
4) селективное (слышит то, что хочет услышать);
5) активное (понимающий собеседник, располагающий к общению в диалоге).
Активное слушание предполагает использование таких приемов как: поощрение (кивание, «поддакивание»); пояснение (переформулировка, уточнение); переспрашивание (пересказ «попугаем»); отражение (обращение к чувствам); подведение итогов (промежуточное уточнение); признание значимости собеседника.
Речь представляет собой диалог собеседников и составляет основную долю коммуникаций на совещаниях, переговорах, презентациях и т.п. (до 30% времени межличностных отношений).
Способы восприятия и передачи информации характеризуют индикаторы модальности, которые соответствуют трем основным типам сенсорного опыта:
1) визуальная
модальность (внешняя и
2) аудиальная
модальность (информация
3) кинестетическая
модальность (информация
Необходимое
условие эффективности
Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Главным компонентом невербальных коммуникаций (до 55% всех коммуникаций) является язык телодвижений, к которому относят: одежду, осанку, жесты, собственно телодвижения, фигуру человека, позу, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими.
Акустические невербальные коммуникации содержат паралингвистическую (тембр голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическую (паузы в речевом сообщении, покашливание, плач, смех, темп речи) системы.
Паралингвистические
средства общения как выражение
экспрессии соответствуют особенностям
эмоционального состояния собеседников.
Существенное изменение громкости,
тембра, ритма, высоты звука характеризует
степень внутреннего волнения. Монотонная
речь часто свидетельствует о
скованности партнера по общению. Приторно-елейный
голос означает неискренность
Наиболее характерными экстралингвистическими средствами невербального общения являются смех и улыбки.
Расслабленная улыбка (чем меньше напряженная, тем привлекательнее) - выражает первоначально пережитую радость без всяких отвлекающих помех, безоговорочное признание каких-либо ценностей, находящихся вне собственной личности.
Искаженный, отрицающий смех или улыбка (в опущенных уголках рта скрывается отрицание). Характеризует иронию, злорадство, отречение Сладкая улыбка (мимическое проявление как при реакции на сладкое) - типична для ханжей и сентиментальных личностей, а также закоренелых льстецов, которые отвечают ей на воздействие со стороны лица, которому они льстят.
Язвительная ухмылка (больше похожа на гримасу, реакцию на кислое) - отражает значительное напряжение и выдает лежащие в ее основе собственные намерения (типична для нахалов, наглецов и хамов). Кривая, лишь с одной стороны лица улыбка и смех - выражает отсутствие решительности или активной энергичности, сдержанность и стремление к отрицанию и обесцениванию, которые осознанно скрываются за напущенной веселостью (в зависимости от ситуации может означать осознанную критичность, издевку, пренебрежительное превосходство, даже ненавидящее отрицание).
Тактильные коммуникации выражаются через прикосновение, пожатие руки, объятия, поцелуй.
В практике управления чаще приходится сталкиваться с рукопожатием. Рукопожатия пришли к нам из глубины веков, когда люди еще жили в пещерах и при встрече показывали друг другу ладони, демонстрируя отсутствие какого-либо оружия. Современная форма этого древнего ритуала заключается в замыкании и взаимном пожатии рук при встрече и при расставании.
Тип рукопожатия несет информацию о характере и эмоциональном настрое. Рукопожатие передает одно из трех важных чувств: стремление доминировать, готовность подчиняться или партнерские взаимоотношения. Невербальные коммуникации оказывают большую вспомогательную роль в общении, обладают способностью не только усиливать или ослаблять речевое воздействие, но и помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников. [4]
Объемы информации, циркулирующей в обществе, обусловили появление новых технологий работы с ней, новых средств связи (таких, как компьютерные сети, в том числе Интернет, электронная и голосовая почта и др.). Соответственно, другими стали и рабочие места в организациях. Совершенствование информационных технологий может как повысить, так и снизить эффективность делового общения – поэтому менеджеру для обеспечения нормальной работы следует придерживаться правил эффективной коммуникации.
Бурное развитие технологий,
а точнее сказать – информационных
технологий, способствовало радикальному
изменению способа коммуникации
и обмена информации между членами
организации. Так, например, это позволило
в значительной мере расширить возможности
менеджера следить за производительностью
групп или отдельных
Современные средства коммуникации, которые могут использовать организации:
- электронная почта;
- голосовая почта;
- факс;
- телеконференция;
- видеоконференция;
- электронный обмен данными;
- интрасети, или внутренние сети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между отдельными людьми или группой лиц. Основная цель коммуникационного процесса - это обеспечение понимания посланного сообщения.
Почти невозможно переоценивать важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.