Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:57, курсовая работа
Цель данной работы – определить коммуникативные барьеры в деловом общении и описать способы их преодоления.
В задачи работы входит:
1. Уточнить содержание исследуемой проблемы в контексте делового общения.
2. Обосновать особенности барьеров коммуникации
3. Определить способы преодоления этих барьеров.
Введение………………………………………………………………………….3
I. Теоретические основы коммуникации в организации
1. Теоретическое обоснование проблемы возникновения коммуникативных барьеров в деловом общении
1.1 Основные характеристики делового общения…………………………………5
1.2 Специфика делового общения …………………………………………………6
1.3 Виды коммуникативных барьеров в деловом общении……………………. ..9
2. Способы преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении
2.1 Межличностный конфликт как следствие коммуникативных барьеров и способы его преодоления ………………………………………………………….13
2.2 Обзор и характеристика методов
преодоления барьеров в деловом общении ……………………………………...17
2.3 Навыки и умения, необходимые для успешного делового общения ………19
II. Проблема коммуникативных барьеров в организации на примере Управления Федерального Казначейства по Липецкой области
1. Факт-лист: описание Федерального Казначейства 24
2. Определение и исследование возникшей проблемы………………….…….25
3. Рекомендации по преодолению проблемы…………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………29
Библиографический список….………………………………………....30
Физические
барьеры – помехи, создаваемые
людьми, предметами или явлениями (например,
шум, заглушающий речь, значительная
дистанция или препятствия
Языковые барьеры – помехи лексико-грамматического характера (недостаточный словарный запас, неадекватность стиля речи, сокращения и аббревиатуры, речевые ошибки).
Семантические
барьеры – нарушения
Многих проблем лексического и семантического характера можно избежать, если руководствоваться принципом придерживайтесь простоты и краткости. Оговоримся, что в некоторых ситуациях краткость не будет сестрой таланта. Только развернутая, насыщенная профессиональной терминологией речь способна обеспечить успех.
Временные барьеры – искажения информации, возникающие из-за дефицита времени или кажущейся отправителю простоты вопроса, что приводит к ее частичному (фрагментарному) восприятию
Организационные барьеры – ситуации, отражающие недостатки и ошибки в управлении фирмой (громоздкость структуры, избыточность управленческих звеньев, неопределенность полномочий и ответственности, крайний централизм, демократизм или либерализм в управлении), а также негативное влияние факторов внешней среды (конкурентов, государства). [7, c. 31- 32].
К организационным барьерам можно отнести такие барьеры, как информационные перегрузки и неудовлетворительная структура организации.
Информационные перегрузки могут возникать тогда, когда руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Могут возникнуть проблемы из-за различия в понимании важности сообщений.
Проблемность неудовлетворитель
Организационным барьером также является искажение сообщений. При движении информации внутри организации смысл сообщений может несколько искажаться в силу нескольких причин:
2. Способы преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении
2.1 Межличностный конфликт как следствие коммуникационных барьеров и способы его преодоления
Нередко коммуникативные барьеры становятся причиной конфликта. Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [9, c. 72].
Чтобы успешно преодолевать межличностные конфликты, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок. Чтобы разобраться, в чем же причина межличностных столкновений, придется коснуться такого сложного психологического понятия, как потребность. За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний истоки, первопричина конфликтов, то «тяжелый характер», плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения, их предрасполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт грянет и насколько он будет длительным и резким по форме.
Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Препятствия на пути их удовлетворения становятся причиной межличностных столкновений, особенно, если сталкиваются важные потребности и желания.
Выделяют первичные и вторичные потребности.
Первичные потребности являются по своей природе биологическими и, как правило, врожденными генетически. Они выступают в качестве инстинктов, безусловных рефлексов, мотивов, побуждающих человека к действию инстинктивно.
Вторичные потребности по своей природе психологические и выступают на сознательном уровне в качестве интересов, желаний, мотивов, которые предполагают более или менее осознанную деятельность. Они вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, зависят от условий существования человека и формируют его духовный облик.
Человек может ставить перед собой цель, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру [9, с. 44]:
1) мотив появляется с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием;
2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;
3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
Прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать именно так, а не иначе, т. е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность разная у разных людей. Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Эти часто неосознаваемые установки оказывают большое влияние на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди - эгоисты, все учителя - формалисты, все торговые работники - нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена на [3, с. 50]:
1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе),
2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»),
3) на обстоятельства разговора
(«сейчас не время и здесь
не место для подобных
Если вы считаете, что, то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.
Фрустрационые
состояния, возникающие в результате
фрустраций могут вызывать существенные
изменения в мотивации
1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;
2) потери и
лишения, которые исправить
3) конфликты
(внешние конфликты с какими-
2.2 Обзор и характеристика методов преодоления барьеров в коммуникации
Исследователи
указывают - поскольку конфликты
часто порождают такое эмоциона
1. Помнить, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживаться многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергать предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь?" Постараться взять оба предложения и посмотреть, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3. Осознать значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден?" Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
4. В случае обоюдного раздражения и агрессии необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар", избегать констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентироваться на положительное, лучшее в человеке. Это обязывает и его быть лучше.
6. Предложить собеседнику встать на ваше место. Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
8. Не обвинять и не приписывать только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
9. Независимо
от результатов разрешения
Конфликты приходится разрешать не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов [9, c. 96].
1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.
Информация о работе Коммуникативные барьеры в организации и способы их преодоления