Концепции лидерства: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель - комплексный анализ концепций лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основы лидерства
- изучить отличие лидера от менеджера
- проанализировать понятие лидерства в управлении организацией
- классифицировать концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства……………………5
Основы лидерства………………………………………………………….5
Отличие лидера от менеджера…………………………………………….8
Понятие лидерства в управлении организацией………………………..10
Глава 2. Концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации…………………………………………………………………..14
2.1 Три стиля руководства К. Левина…………...…………………………...14
2.2 Теория лидерских качеств………………………………………………...16
2.3 Стили руководства Лайкерта……………………………………………..19
2.4 Управленческая сетка Блэйка — Мутона………………………………..21
2.5 Концепция «вознаграждения и наказания»……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 119.84 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра экономической  теории и управления

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему:

«Концепции лидерства: сравнительный анализ»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студент 3 курса

311 группы 

Института менеджмента

Забелина В. К.

Проверил:

Патутина Н. А.

 

 

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства……………………5

    1. Основы лидерства………………………………………………………….5
    2. Отличие лидера от менеджера…………………………………………….8
    3. Понятие лидерства в управлении организацией………………………..10

Глава 2. Концепции  лидерства, наиболее часто встречающиеся  в организации…………………………………………………………………..14

2.1 Три стиля руководства К. Левина…………...…………………………...14    

2.2 Теория лидерских качеств………………………………………………...16

2.3 Стили руководства Лайкерта……………………………………………..19

2.4 Управленческая сетка Блэйка — Мутона………………………………..21

2.5  Концепция «вознаграждения и наказания»……………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема  лидерства является главной для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. Для большинства лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.

Лидерство —  это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел.

В нынешнем мире лидеру полезно обладать ещё рядом важных навыков: не просто видеть цели и ставить их, но и обладать способностью к видению. Видение — это некоторая сверхцель, умение заглянуть в отдалённое будущее. Будущее, которое лидер начинает формировать уже здесь и сейчас. Видение — выход за рамки нашей системы. Какие тенденции и метаморфозы будут происходить спустя время? Какие люди, сообщества и компании, окружающие нас, могут стать нашими союзниками, а какие — конкурентами? Какая информация будет в дальнейшем существенна, а какая нет? Создание какого продукта будет перспективно в будущем? Лидер должен уметь отвечать на эти вопросы.

Любой широко известный в  истории лидер обладает навыками видения. Например, Уолт Дисней, создавший  индустрию развлечений, задавший хороший старт развитию мультипликации и развлекательного бизнеса на десятки лет вперёд. Генри Форд, давший новый толчок машиностроению и внедривший идею конвейерного производства. Или Циолковский, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, основоположник космонавтики. Лидер умеет формировать события, исходя из своего видения, и одновременно является заводилой для других людей, для которых эти события становятся значимыми.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что лидерство является неотъемлемой частью любой сферы жизни человека, все больше возрастает значение лидера и лидерства в современном мире. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой либо степени находится в коллективе.

Объектом исследования является феномен лидерства.  Предметом исследования являются концепции лидерства.

Цель - комплексный анализ концепций лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основы лидерства

- изучить отличие лидера от менеджера

- проанализировать понятие лидерства в управлении организацией

- классифицировать концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства

    1. Основы лидерства

 

Лидерство можно трактовать как  всеобщий феномен, но бывает довольно трудно найти эквивалентные выражения  в различных языках для его  определения и сравнения. В японском языке, например, слова для обозначения  лидерства не существует. Нет аналога  английского понятия «a leader» и  в романских языках. Так, по замечанию  Ж.Блонделя, французское «chef» выражает нечто более автократичное, более  иерархичное, некую командную структуру, которая вбирает в себя и понятие  «лидер». Появившееся недавно понятие  «decideur» (тот, кто принимает решения) уже по своему значению связано лишь со сферой принятия решений. Любимое  слово де Голля «guide» (рулевой) не является общепринятым и чаще употребляется  для обозначения экскурсовода (гида). Слово «dirigeant» используется главным  образом в коллективном контексте  и обозначает руководителя, который  участвует в процессе лидерства  наряду с другими.1

Немецкое «fuhrer» (фюрер, вождь) по известным  историческим причинам имеет эмоционально-негативный оттенок и также не является эквивалентом английского понятия.

Если говорить о русском языке, то заимствованное из старославянского понятие «вождь» этимологически означает предводителя войска или племени. Значительно позже появляется другое его значение, носящее политический оттенок, а именно - общепризнанный идейный руководитель партии, класса или общественного движения. Но всегда ли руководитель является лидером? Связанное  с этими понятиями слово «вожак»  тоже не соответствует понятию «лидер»  целиком, обозначая не только человека, который увлекает за собой других, побуждая их к действию, но так же поводыря и проводника. Русское слово «правитель» употребляется для обозначения того, кто правит государством. Но править далеко не всегда означает лидировать.

Лидером 2обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении их общей задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности.

Различают:

  • формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации руководящей должности называется
  • неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов; член коллектива, собирающий относительно большое число голосов при любой ситуации выбора.

Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и  организационной.

Есть некоторые трактовки  лидерства:

    • Лидерство как центр (средоточие) групповых процессов. Хронологически это наиболее ранняя трактовка лидерства, встречающаяся, однако, как в работах первого десятилетия XX в., так и в более поздних публикациях.

Согласно ей, лидер рассматривается как центральная  фигура, интегратор групповых процессов и отношений.

    • Лидерство как искусство добиваться подчинении. Как и в случае предыдущей трактовки, имеется в виду процесс однонаправленного влияния лидера на последователей, в ходе которого используются, однако, преимущественно различные непрямые способы воздействия на людей, чтобы побудить их действовать в нужном направлении. Но при этом, подчеркивает Р. Стогдилл, лидер крайне слабо учитывает потребности членов группы, а также традиции и нормы последней.
    • Лидерство как форма убеждения.3 Это редко встречаемая трактовка лидерства, используемая преимущественно исcледователями политических и социальных движений. Они рассматривают убеждении как важный инструмент влияния на ожидания и верования людей в социальной, политической и религиозных сферах жизни общества.
    • Лидерство как отношение власти. Общая характеристика феномена социальной власти, данная Р. Стогдиллом, такова: власть есть форма отношений влияния. И, как замечает ученый, анализируя данные исследований, можно сделать вывод, что некоторые лидеры больше, чем другие, стремятся трансформировать любую возможность лидерства в явные властные отношения. В конечном счете это ведет к авторитарным тенденциям в лидерстве.
    • Лидерство как ролевая дифференциация. Данная трактовка лидерства предполагает его рассмотрение в качестве аспекта ролевой дифференциации в группе. Вероятно, наиболее четко эта точка зрения выражена в давней работе М. и К. Шерифов. Ученые считали, что лидерство - роль в системе внутригрупповых отношений, определяемая экс-пектациями (т. е. ожиданиями и требованиями) со стороны лидера и последователей. Причем роль лидера сопряжена с большей ответственностью и обязательствами, нежели роли других членов группы.
    • Лидерство как процесс порождения структуры. В этой трактовке заключено стремление отдельных исследователей рассматривать лидерство не как пассивное занятие индивидом определенной позиции или приобретение лидерской роли, но как активный процесс созидания и поддержания ролевой структуры в групповом взаимодействии.
    • Лидерство как результат группового взаимодействия.

Хотя впервые  подобное понимание лидерства было высказано три четверти века назад, оно и сегодня остается вполне актуальным, отражающим действительную суть феномена, о чем мы специально поговорим в главах части I.

    • Лидерство как осуществление влияния. Это, несомненно, наиболее популярная трактовка лидерства в англоязычной литературе, встречающаяся, согласно справочнику Р. Стогдилла, уже в 20-е годы прошлого столетия. Не утратила она своей силы и в последующие десятилетия. Вот только несколько примеров, демонстрирующих взгляды ведущих специалистов в области лидерства.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом; 
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

Богатство сторон определений лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

    • деловое лидерство - характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт 
    • эмоциональное лидерство - возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения
    • ситуативное лидерство - по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией.

Лидером не рождаются, лидером  становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого  — вопрос в том, каким образом  его можно развивать и до каких  пределов. Вообще говоря, существуют лидеры совершенно разных форматов4. А рост лидера может проходить в несколько этапов, в зависимости от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:

  1. Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.
  2. Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.
  3. Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.
  4. Системное или стратегическое  лидерство (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

Таким образом, эволюция лидерства  может проходить по следующей  схеме:

          На первом этапе развивается умение управлять собой: работать со своими состояниями, умением ставить и достигать цели, мотивировать себя на работу и на высшие достижения. На следующем этапе брать лидерство в каких-то определенных ситуациях. Учиться захватывать инициативу, общаться с людьми и вместе с ними двигаться к выполнению поставленных задач и целей. На третьем этапе формировать собственную команду, мотивировать её, служить для людей привлекателем. Делать так, чтобы за вами хотелось следовать. Параллельно развивать прочие лидерские навыки: умение координировать действия своей команды, умение говорить, убеждать, внутреннюю смелость, целеустремлённость, стойкость, коммуникабельность. Ну и, наконец, на четвертой ступени создавать свою собственную лидерскую школу, где бы появлялись лидеры-последователи и осуществлялось руководство целой системой команд и бизнесов. На этом этапе просто необходимо умение управлять большими системами и структурами. Развивать видение и предвидение, потому что, только представляя отдалённые манящие перспективы, люди будут следовать за вами вперёд и вперёд, дальше и дальше.

 

    1. Отличие лидера от менеджера

 

В мире слишком много менеджеров, и слишком мало лидеров – настоящих лидеров.

Лидер необходим там, где надо инициировать перемены и управлять переменами. Там, где нужно поддерживать устоявшийся порядок вещей, можно ограничиться менеджментом. Эффективный лидер делает правильные вещи и занимается в первую очередь первостепенными задачами. Он создает вдохновляющее видение будущего и задает стратегическое направление. Лидер наделяет сотрудников полномочиями, мотивирует их и заряжает энергией. Во все более непредсказуемой и конкурентной современной динамичной экономике и  быстро меняющейся бизнес-среде фирмам требуется новый тип менеджера – предприимчивый лидер, который отличается поведенческими нормами от классического бизнес-лидера. Предпринимательское лидерство основано на том, что лидер смотрит на себя как на предпринимателя, руководящим собственным бизнесом. Он непрерывно ищет новые возможности для роста бизнеса и быстро реагирует на них. Эффективный менеджер выполняет поставленные перед ним задачи, организует работу и делает вещи правильно. В качестве менеджера люди планируют, раздают указания, организуют работу, измеряют производительность и контролируют людей и процессы. По спектру действий менеджмент шире, чем лидерство. Лидер занимается в основном поведенческими аспектами, а менеджер, как поведенческими, так и не поведенческими.

Информация о работе Концепции лидерства: сравнительный анализ