Концепции лидерства: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель - комплексный анализ концепций лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основы лидерства
- изучить отличие лидера от менеджера
- проанализировать понятие лидерства в управлении организацией
- классифицировать концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства……………………5
Основы лидерства………………………………………………………….5
Отличие лидера от менеджера…………………………………………….8
Понятие лидерства в управлении организацией………………………..10
Глава 2. Концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации…………………………………………………………………..14
2.1 Три стиля руководства К. Левина…………...…………………………...14
2.2 Теория лидерских качеств………………………………………………...16
2.3 Стили руководства Лайкерта……………………………………………..19
2.4 Управленческая сетка Блэйка — Мутона………………………………..21
2.5 Концепция «вознаграждения и наказания»……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 119.84 Кб (Скачать файл)

Быть лидером — значит быть большим пальцем, благодаря  которому

разные пальцы действуют заодно, становясь рукой.5

Хорошему менеджеру не обязательно быть непревзойденным интегратором, или большим пальцем. Но лидеру без этого не обойтись. Различие между хорошим менеджментом и более высоким уровнем управления, лидерством, состоит в том, что лидер отлично справляется как минимум с двумя управленческими функциями, одна из которых — интеграция. Без этой способности лидера, благодаря которой четыре пальца действуют как одна рука, не может быть совместной работы.

Разумеется, все члены  команды должны иметь определенные лидерские качества — хотя бы в  минимальном объеме, который необходим, чтобы обеспечить интеграцию в подразделении  или на собрании и не допустить, чтобы  конфликт разрушил хрупкое согласие.

Нужно хорошо понимать основные различия между менеджментом и лидерством и гармонично соединять в себе обе эти роли, чтобы вести свою компанию к успеху. Как менеджер, должен следить за тем, чтобы работа была сделан а, и как лидер, должен заботиться о людях, которые ее делают.

Таким образом, чтобы успешно интегрировать  лидерские и менеджерские функции, нужно найти тонкое равновесие между выверенным и логическим подходом к организационным процессам (менеджмент) и вдохновляющим, заряжающим сотрудников энергией и проникнутым искренней заботой о людях (лидерство).

В современной динамичной экономике и  быстро меняющейся бизнес-среде руководителю уже недостаточно быть просто менеджером. Чтобы достичь более заметных как тактических, так и стратегических успехов, нужно быть одновременно и менеджером, и лидером, синергично переплетая их функции.

 

    1. Понятие лидерства в управлении организацией

 

Лидер может быть назначен официально, а может и не  занимать  никакого официального положения, но фактически руководить коллективом  в силу  своих организаторских способностей. Руководитель  назначен  официально,  извне,  а лидер  выдвигается  «снизу».  6Лидер  не  только  направляет  и  ведет  своих последователей, но и хочет вести их за  собой,  а последователи не  просто идут за лидером, но и  хотят  идти  за  ним. Исследования  показывают,  что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше,  чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру  присущи  следующие психологические  качества:  уверенность  в  себе,  острый   и   гибкий   ум, компетентность как доскональное знание своего  дела,  сильная воля,  умение понять особенности психологии  людей,  организаторские  способности.  Однако

анализ реальных групп  показал, что порой лидером становится  человек,  и  не обладающий перечисленными качествами, и, с  другой  стороны,  человек  может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла  ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером  становится  тот  человек,  который  при возникновении  в  группе  какой-либо  ситуации  имеет  качества,   свойства, способности, опыт, необходимые для  оптимального  разрешения  этой  ситуация для данной группы. В  разных  ситуациях  группа  выдвигает  разных  людей  в качестве лидера. В исследованиях Б. Д.  Парыгина  выделены  типы  лидеров  в зависимости от  характера  деятельности  (универсальный  лидер,  ситуативный лидер),  ее  содержания  (лидер-вдохновитель,   лидер-исполнитель,   деловой лидер,  эмоциональный  лидер)  и  стиля  руководства  (авторитарный   лидер, демократический лидер).

        Таким образом, лидером группы может стать  только  тот  человек,  кто

способен привести группу к  разрешению  тех  или  иных  групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы  личностные черты, кто несет в себе и разделяет те  ценности,  которые  присущи  группе.

Лидер — это как бы зеркало группы,  лидер  появляется  в  данной  конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является  лидером  в одной группе, совсем не обязательно станет вновь  лидером  в  другой  группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

        С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  • бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
  • социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
  • политический   тип   лидерства   (государственные,   общественные деятели).

        Существует несомненная связь между судьбой  лидера  бытового,  лидера социального  и  лидера  политического.  Первый  всегда   имеет   возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

        Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать  ситуацию,   выделять   задачи,   нуждающиеся   в   первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного  прожектерства,  достаточно точно  рассчитать  сроки  решения  задач.   Мысль   о   том,   что   главная отличительная  черта  способного  организатора  состоит  в   умении   быстро находить эффективные  пути  и  средства  решения  задач,  подтверждается  на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона  Бонапарта:  “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я  охватывал  все  трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей;  этому обязано мое превосходство над другими”.

        Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую  роль  играет доверие  и  любовь масс к своему лидеру.

        Доверие к лидеру — это признание его  высоких  достоинств,  заслуг  и

полномочий, признание необходимости,  правильности  и  результативности  его действий.  Это  внутреннее  согласие  с  носителем  авторитета,   готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти  за  собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия.  И доверие это означает, что  люди  находятся  во  внутреннем  согласии  и  единении  с лидером.

        Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от  свойств последователей. Лидер находится  в  сильнейшей  зависимости  от  коллектива.

Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального  лидера,  с  одной стороны, соответствия ей, а с  другой  —  от лидера  требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия  последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

        В соответствии со  свойствами  последователей  лидером  выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить,  во-первых, инициирование активности,  координацию  действий  группы  и  обеспечение  ее внешних  связей  и  престижа.  Во-вторых,  для  этого  надо   отрегулировать межличностные отношения в группе,  обеспечить  личностную  поддержку членам группы.

Обязательное  условие  лидерства  -   обладание    властью    в

конкретных   формальных   или   неформальных   организациях   самых   разных уровней  и   масштаба    -    от     государства     и      даже      группы

государств  до правительственных  учреждений,   местного  самоуправления  или народных  и  общественных   групп   и   движений. Формализованная   власть лидера  закрепляется  законом. Но  во  всех случаях лидер имеет  социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в  обществе   или   в   коллективах людей, которые за ним следуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Концепции  лидерства, наиболее часто встречающиеся  в организации

2.1  Три стиля руководства К.Левина

 

Ученый-бихевиорист Курт Левин  эмигрировал из Германии в США  перед началом Второй мировой  войны. Он создал теорию трех стилей руководства, желая доказать эффективность демократического стиля руководства по отношению к авторитарному. К. Левин провел исследование с 10- летними мальчиками, выполнявшими задания в трех группах под руководством взрослых, применявших разные стили управления: авторитарный, либеральный и демократический.  
         Авторитарный стиль отличается единоличной властью, низкой степенью делегирования полномочий. Лидер сам устанавливает цели и методы их достижения. Для этого стиля характерны четкая постановка целей деятельности, энергичная форма отдачи распоряжений, приказаний, нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Члены группы у такого руководителя постоянно находятся в состоянии неопределенности относительно своих будущих действий, знают только свои частные задачи.

Связи между участниками  сводятся руководителем до минимума, так чтобы они осуществлялись только через его посредничество или при его наблюдении. Руководитель при необходимости разбивает  подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. В похвалах и критике  придерживается только своего мнения.

По мнению К. Левина, авторитарный стиль руководства — это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность.

В авторитарном стиле можно  выделить три подтипа:

  • Жесткий - этот руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «знают свое место».
  • Хозяйский - подобный руководитель навязывает свою позицию отеческой заботы о подчиненных, уделяет внимание повышению их материального благополучия, вмешивается в их дела, даже личные. Особенно часто этот подстиль руководства встречается у тренеров спортивных команд.
  • Непоследовательный - это неумелый, несобранный, как правило, деспотичный руководитель. Он проявляет видимость могущества, но не уверен в себе, предпочитает выдвигать в актив более слабого, но покорного, чем более знающего, но самостоятельного. Мелочно придирчив, готов идти на компромисс, который поможет ему уйти от ответственности в случае неудачи.

Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении, распределением ответственности между руководителем и подчиненными, делегированием полномочий с удержанием ключевых позиций лидера. 

Позицию руководителя, придерживающегося  демократического стиля, можно охарактеризовать как «первого среди равных». Его власть необходима для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач, но не основывается на приказах и репрессиях. Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним свободно и общаются охотно. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.

Однако отсутствие жесткости  и агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем  обычно, включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и  такт — главное «оружие» руководителей, демонстрирующих этот стиль руководства.

Либеральное руководство отличается минимальным участием руководителя в управленческих процессах, при этом группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения. Материалы и информация предоставляется им только тогда, когда об этом они просят сами. Руководители, демонстрирующие такой стиль, замечания делают редко.

В исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работ, чем демократичное, однако наблюдалась низкая мотивация, меньшая оригинальность мышления, отсутствие дружелюбия, группового мышления, большая агрессивность по отношению к руководству и другим членам группы, подавляемая тревога и зависимое покорное поведение. При либеральном руководстве объем работы уменьшился, снизилось качество работы. При опросе мальчиков предпочтение было оказано демократичному стилю руководства, тем не менее, был сделан вывод, что нет лучшего стиля руководства, каждый стиль имеет свои сильные и слабые стороны, т.е. нет связи стиля с эффективным лидерством.

 

2.2 Теория лидерских качеств

 

Теория черт, или теория лидерских  качеств, является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров.7 Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породившие предельно длинный список лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные черты. Так, Стогдилл пришел к выводу, что лидера характеризуют в основном пять качеств:

  • ум или интеллектуальные способности;
  • господство или преобладание над другими;
  • уверенность в себе;
  • активность и энергичность;
  • знание дела.

Однако эти пять признаков не объясняли появление лидера. Многие люди сэтими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 19В0-х годов. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

Информация о работе Концепции лидерства: сравнительный анализ