Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель - комплексный анализ концепций лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основы лидерства
- изучить отличие лидера от менеджера
- проанализировать понятие лидерства в управлении организацией
- классифицировать концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства……………………5
Основы лидерства………………………………………………………….5
Отличие лидера от менеджера…………………………………………….8
Понятие лидерства в управлении организацией………………………..10
Глава 2. Концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации…………………………………………………………………..14
2.1 Три стиля руководства К. Левина…………...…………………………...14
2.2 Теория лидерских качеств………………………………………………...16
2.3 Стили руководства Лайкерта……………………………………………..19
2.4 Управленческая сетка Блэйка — Мутона………………………………..21
2.5 Концепция «вознаграждения и наказания»……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26
Последующее изучение привело к
выделению четырех групп
К физиологическим относят такие качества человека, как рост, масса тела, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры многих людей подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур.
Психологические качества, такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и т.д., проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи лидерством.
Изучение умственных качеств и их связи лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.
Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре. Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера).
Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесной связи между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому ,выявлению последнего.
2.3 Стили руководства Лайкерта
Известный американский социальный психолог, исследователь проблем организаций, организационного поведения и управления Ренсис Лайкерт (1903—1981) разработал собственную теорию стилей руководства. В 1947 г. Лайкерт начал изучать, как добиться оптимального управления усилиями отдельных личностей, чтобы достичь желаемых целей и удовлетворить их потребности. Для этого на базе Университета штата Мичиган была создана исследовательская группа, которая, изучая организации с высокой и низкой производительностью труда, разрабатывала принципы и методы эффективного лидерства. Исследования проводились в разных отраслях промышленности и организациях. Были опрошены тысячи служащих, выполнявших различные задания — от самых примитивных до требующих высокой квалификации и образования.
В процессе исследований Лайкерт обнаружил, что наблюдаемые различия в эффективности деятельности организаций определяются тем, с каких позиций руководство подходит к организации работы сотрудников. С помощью опроса лидеров и их подчиненных было выявлено два стиля руководства: руководство, ориентированное на выполнение задачи, и руководство, ориентированное на взаимоотношения со служащими, подбор кадров и работу с ними. «Лидер, ориентированный на работу, — писал Лайкерт, — предпочитает тщательно контролировать своих подчиненных, при этом он использует поощрения, наказания и всю имеющуюся у него власть для того, чтобы повлиять на своих подчиненных. Забота о людях рассматривается как совершенно излишняя деталь, на которую лидер не может позволить себе обращать внимание. Лидер8, ориентированный на работников, считает возможным делегировать полномочия своим подчиненным. Подобные лидеры предпочитают создавать своим подчиненным комфортные условия для выполнения заданий. Они уделяют большое внимание и придают первостепенное значение продвижению своих подчиненных, их личностному росту и достижениям».
В 1967 г. в продолжение своих
Схема 1 |
Схема 2 |
Схема 3 |
Схема 4 |
Эксплуататорско-авторитарная |
Благосклонно-авторитарная |
Консультативно-демократическая |
Основанная на участии |
Схема 1. Стили руководства Лайкерта
Руководители, относящиеся к системе
1, имеют характеристики автократа.
Система 2 называется благосклонно-авторитарной.
Эти руководители могут поддерживать
авторитарные отношения со своими подчиненными,
но они разрешают подчиненным
ограниченно участвовать в
Другую классификацию
Информация о работе Концепции лидерства: сравнительный анализ