Концепции лидерства: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель - комплексный анализ концепций лидерства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основы лидерства
- изучить отличие лидера от менеджера
- проанализировать понятие лидерства в управлении организацией
- классифицировать концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика понятия лидерства……………………5
Основы лидерства………………………………………………………….5
Отличие лидера от менеджера…………………………………………….8
Понятие лидерства в управлении организацией………………………..10
Глава 2. Концепции лидерства, наиболее часто встречающиеся в организации…………………………………………………………………..14
2.1 Три стиля руководства К. Левина…………...…………………………...14
2.2 Теория лидерских качеств………………………………………………...16
2.3 Стили руководства Лайкерта……………………………………………..19
2.4 Управленческая сетка Блэйка — Мутона………………………………..21
2.5 Концепция «вознаграждения и наказания»……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 119.84 Кб (Скачать файл)
  • управление вниманием, или способность так представить сущность результата, цели или действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
  • управление значением, или способность так передать значение идеи, чтобы она была понятна и принята последователями;
  • управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
  • управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая других людей.

Последующее изучение привело к  выделению четырех групп лидерских  качеств: физиологические, психологические (или эмоциональные), умственные (или интеллектуальные) и личностные деловые.

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, масса тела, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры многих людей подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур.

Психологические качества, такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и т.д., проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи лидерством.

Изучение умственных качеств и их связи лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре. Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера).

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в  поиске путей измерения многих лидерских  качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесной связи между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому ,выявлению последнего.

 

2.3 Стили руководства  Лайкерта

 

Известный американский социальный психолог, исследователь проблем  организаций, организационного поведения  и управления Ренсис Лайкерт (1903—1981) разработал собственную теорию стилей руководства. В 1947 г. Лайкерт начал изучать, как добиться оптимального управления усилиями отдельных личностей, чтобы достичь желаемых целей и удовлетворить их потребности. Для этого на базе Университета штата Мичиган была создана исследовательская группа, которая, изучая организации с высокой и низкой производительностью труда, разрабатывала принципы и методы эффективного лидерства. Исследования проводились в разных отраслях промышленности и организациях. Были опрошены тысячи служащих, выполнявших различные задания — от самых примитивных до требующих высокой квалификации и образования. 

В процессе исследований Лайкерт  обнаружил, что наблюдаемые различия в эффективности деятельности организаций  определяются тем, с каких позиций  руководство подходит к организации  работы сотрудников. С помощью опроса лидеров и их подчиненных было выявлено два стиля руководства: руководство, ориентированное на выполнение задачи, и руководство, ориентированное на взаимоотношения со служащими, подбор кадров и работу с ними. «Лидер, ориентированный на работу, — писал Лайкерт, — предпочитает тщательно контролировать своих подчиненных, при этом он использует поощрения, наказания и всю имеющуюся у него власть для того, чтобы повлиять на своих подчиненных. Забота о людях рассматривается как совершенно излишняя деталь, на которую лидер не может позволить себе обращать внимание. Лидер8, ориентированный на работников, считает возможным делегировать полномочия своим подчиненным. Подобные лидеры предпочитают создавать своим подчиненным комфортные условия для выполнения заданий. Они уделяют большое внимание и придают первостепенное значение продвижению своих подчиненных, их личностному росту и достижениям».

В 1967 г. в продолжение своих исследований Лайкерт обобщил реальные методы управления и предложил четыре базовых  стиля руководства, расположив их на некотором континууме от 1 до 4 (схема 1). Рассматриваемые им системы, или  модели, управления организацией различались  по способу контроля, степени концентрации власти, распределению ответственности  и дистанцированности руководителя от подчиненных. 

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Схема 4

Эксплуататорско-авторитарная

Благосклонно-авторитарная

Консультативно-демократическая

Основанная на участии


Схема 1. Стили руководства Лайкерта

Руководители, относящиеся к системе 1, имеют характеристики автократа. Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения со своими подчиненными, но они разрешают подчиненным  ограниченно участвовать в принятии решений. Руководители системы 3 проявляют  значительное, но неполное доверие  к подчиненным9. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными. Система 4 характеризуется групповым принятием решений, участием работников в разработке и выполнении решений. Руководители полностью доверяю подчиненным. Взаимоотношения носят дружеский, доверительный характер. Руководители ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу. По мнению Лайкерта, система 4 является наиболее эффективной.

2.4 Управленческая  сетка Блэйка — Мутона

 

Другую классификацию руководства  или стилей управления предложили Роберт Блэйк и Джэйн Мутон из Техасского университета:

  • Администратор — менеджер, который ориентирован на решение существенных задач и высокий уровень взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающей принятие эффективных решений.
  • Соглашатель — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая этого не требует. Поэтому такой менеджер менее эффективен. Он слаб в принятии решений, позволяет воздействовать на себя различным факторам давления и предпочитает лучше минимизировать существующее давление, чем максимизировать производство в перспективе.
  • Доброжелательный автократ — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение; следовательно, он более эффективен. Это человек, который знает, чего хочет, и знает, как получить это, не вызвав обиды или негодования.
  • Автократ — менеджер10, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации в ситуации, которая не приемлет такого поведения; поэтому он менее эффективен. Это человек, не уверенный в других, невежливый и заинтересованный только в текущих делах.
  • Прогрессист — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, имеющий полное доверие к людям и в первую очередь озабоченный их развитием как личностей.
  • Миссионер — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая не приемлет такого поведения, что делает его менее эффективным. Это человек, главным образом заинтересованный в гармонии.
  • Бюрократ — менеджер, который примен<

Информация о работе Концепции лидерства: сравнительный анализ