Концепция действий на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В развитии производства и повышении его эффективности, ведущая роль наряду с научно-техническим прогрессом, принадлежит трудовым ресурсам. При наличии квалифицированных рабочих и специалистов, можно добиться высоких экономических показателей, наиболее полного и производительного применения сложных машин и оборудования. Именно трудовые ресурсы - основной элемент производства и главная производительная сила в любой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Понятие и сущность трудовых ресурсов 5
1.2 Воспроизводство трудовых ресурсов 12
1.3 Государственная политика в сфере управления 18
трудовыми ресурсами
2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОВЫХ 25
РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Занятость и безработица Российской Федерации 25
в марте 2015
3. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА 33
3.1 Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2016 г. 33
3.2 Программа по улучшению баланса трудовых ресурсов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 144.89 Кб (Скачать файл)

 

  При этом различают: эффективный  спрос, определяемый числом экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий в себя и заполненные работниками неэффективные рабочие места, в который чистая экономика, фактически, не нуждается. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность занятых, основной частью которых является скрытая безработица.

 

  Совокупное предложение рабочей  силы охватывает все категории  трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства. [9]

 

 Предложение рабочей силы на рынке труда имеет три основных составляющие:

 

- лица, не занятые трудовой деятельностью  и ищущие работу;

 

- лица, намеривающиеся сменить место  работы;

 

- лица, желающие трудиться в свободное  от работы или учебы время.

 

  Естественно, что предложение рабочей  силы на рынке трудовых ресурсов постоянно колеблется и зависит:

 

- от возрастной структуры населения;

 

- системы профессиональной и  общей подготовки;

 

- силы влияния внешнего рынка  на внутренний и т.д.

 

  Дифференциация рабочей силы  усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки и т.п.

 

  Основная часть совокупного спроса  и совокупного предложения на  рынке трудовых ресурсов удовлетворяется. Меньшая же часть, в силу движения рабочей силы и рабочих мест (по разным причинам) – оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы.

На развитие трудовых ресурсов влияют:

- демографическая ситуация

- естественное движение население

- миграции

-уровень  жизни населения

- доходы и расходы населения

- социально-экономические условия

-состояние  трудовых ресурсов в территориальном  разрезе

 

 

1.2 Воспроизводство трудовых ресурсов

 

Важнейшим условием развития экономики страны является воспроизводство трудовых ресурсов как части воспроизводства населения. Различают три типа воспроизводства населения:

• расширенное воспроизводство (Wr), характеризующееся превышением числа рождений над числом смертей;

• простое воспроизводство (Wp), когда число рождений и смертей равно, а численность населения стабильна;

• суженное воспроизводство (ΙΡs), означающее сокращение численности населения вследствие превышения смертности над рождаемостью.

Развитие воспроизводственного потенциала претерпевает циклическую последовательность воспроизводственных стадий (см. рис. 1). Уделяя особое внимание процессу воспроизводства населения как части воспроизводства трудовых ресурсов, государство, так сказать, инвестирует средства общества в общественное развитие.

Рис. 1 Циклическая последовательность воспроизводственных стадий  [4]

 

Со второй половины 1980-х гг. демографическая ситуация в России характеризуется следующими явлениями и процессами:

• крайне низкая рождаемость;

• относительно высокий уровень смертности населения;

• естественная убыль и депопуляция (абсолютное уменьшение численности) населения;

• сверхсмертность мужчин в рабочем возрасте;

• относительно низкие показатели продолжительности жизни населения (но сравнению с развитыми странами) и очень большая их разница у женщин и мужчин;

• старение населения и трудовых ресурсов.

В связи с этим весьма актуальны национальные программы, направленные на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей социалистической экономики. Поэтому в СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость: на предприятиях и в организациях был раздутый управленческий аппарат, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и, как парадокс, одновременно существовала безработица. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов.

Влияние демографических процессов на формирование трудовых ресурсов осуществляется прежде всего через рост населения и изменения половозрастной структуры в пределах определенной территории (см. рис.2)

Рис. 2 Формирование потенциала трудовых ресурсов страны

 

При этом возрастная структура населения оказывает воздействие на экономическую нагрузку трудоспособной части населения, мобильность населения, уровень производительности труда, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Можно констатировать, что демографические процессы находятся под влиянием таких факторов, как социально-экономические, политические, национальные, природные и др.

Трудовые ресурсы формируются (см. рис. 3) и функционируют в особой среде – на рынке труда, который, как и любой другой рынок, функционирует по определенным законам и принципам, а это формирует целый ряд условий, при котором он существует (см. рис. 4). При равенстве входящих и исходящих миграционных потоков: если Μ > П, то Iф > 1; если Μ = П, то Iтр = 1; если Μ < П, то Iтр < 1.

Рис. 3 Формирование трудовых ресурсов

Рис. 4 Условия функционирования трудовых ресурсов на рынке труда [2]

В составе экономически активного населения доля работников по найму превышает 75%. В отраслевом разрезе больше всего их приходится на промышленность, транспорт и связь – более 95% занятых.

Уже в 1960–1970-е гг. в ведущих промышленно развитых странах были приняты законы, стимулирующие трудовую деятельность граждан, направленную на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы, поощряющие компании к инвестициям в трудовые ресурсы путем налоговых льгот, кредитов, общественного поощрения через прессу, телевидение и др. Все это требует выравнивания общей образовательной подготовки трудовых ресурсов и повышения, по крайней мере, до уровня незаконченного высшего образования, и это весьма важное направление интеллектуализации общественного труда.

Однако что может являться источником пополнения трудовых ресурсов в современных условиях, это:

• молодежь, вступающая в трудоспособный возраст;

• военнослужащие, высвобождаемые из Вооруженных Сил РФ;

• переселенцы и мигранты.

 

 

 

 

. Трудовые ресурсы представляют  собой ту часть населения, которая  обладает профессиональными качествами, поэтому этап их формирования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку, позволяющую производить материальные блага или услуги применительно к современным условиям производства.

С позиции формирования и развития способностей к труду непрерывный для общества в целом процесс образования является дискретным для каждого отдельно взятого члена общества и состоит из нескольких этапов:

1 этап – формирование у каждого  члена общества системы общеобразовательных знаний, трудовых умений, приемов творческой деятельности (на этом этапе даются фундаментальные, наиболее стабильные знания);

2 этап – формирование у каждого  члена общества системы профессиональных знаний и умений, опыта творческой деятельности, т. е. приобретение специальных конкретных знаний;

3 этап – периодическое обновление, углубление, расширение профессионально значимых знаний, умений, навыков, обеспечивающих повышение эффективности труда в изменяющихся технико-технологических условиях и организации производства;

4 этап – формирование у всех  членов общества знаний и умений, не связанных с профессиональной деятельностью, а обеспечивающих удовлетворение многообразных интеллектуальных потребностей человека, всестороннее развитие его личности.  [1]

Качественные характеристики трудовых ресурсов, такие, например, как уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, можно оценить по материалам переписи населения или выборочных обследований по проблемам занятости.

Указанным этапам подготовки трудовых ресурсов соответствуют реализуемые в России программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Цель общеобразовательных программ – формирование общей культуры личности, адаптация ее к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным программам относятся программы: дошкольного образования; начального образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Профессиональные программы имеют целью последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов и рабочих соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образрвания; послевузовского профессионального образования.

На микроуровне изучают процессы формирования персонала. В современных условиях субъект профессиональной деятельности должен соответствовать требованиям инновационно-ориентированной экономики, что предполагает приобретение следующих качеств:

- высокий профессиональный уровень, творческие способности, получающие свое проявление в чувстве нового, возможности видеть недостатки и находить пути их устранения, в желании постоянно повышать уровень своего образования и квалификации;

- экономическое мышление, обусловливающее  умение определять оптимальные пути повышения эффективности производства;

- овладение новейшими приемами  технологических, проектно-конструкторских  разработок;

- высокая технико-технологическая  культура, ориентация на самое  рациональное использование экономических и природных ресурсов и т. п.;

- хорошая подготовка к организационной  и управленческой деятельности, знание новейших методов и  форм организации труда, умение  эффективно организовать труд коллектива, контактировать с партнерами;

- выработка определенных психологических  качеств – целеустремленности, добросовестности, трудолюбия, преданности коллективу, психологической устойчивости и т. п.

Необходимость формирования кадрового потенциала новой экономики с указанными качественными параметрами работников предопределяет ведущую роль системы профессионального образования в данном процессе.   [6]

 

 

 

1.3 Государственная политика в сфере управления человеческими           ресурсами

 

Механизм государственного управления в социально-трудовой сфере функционирует на основе комбинирования различных форм регулирования.

Защитное регулирование предназначено для недопущения и ограничения действий, которые создают угрозу для социального благополучия различных групп населения. Оно осуществляется через создание и поддержание правовой базы, обеспечивающей реализацию социальных норм, принципов, гарантий и прав граждан страны в сфере социально-трудовых отношений. Поощрительное регулирование способствует созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности, например региональные программы поддержки малого бизнеса.

Ограничительное регулирование имеет целью создать препятствия отдельным лицам или группам людей действовать таким образом, чтобы они могли получить преимущества по сравнению с другими (запрет на совмещение депутатской и предпринимательской деятельности, это распространяется и на госслужащих).

Директивное регулирование предполагает руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам (трудовое законодательство, тарифные ставки, выходные и праздничные дни и др.).

Финансовое регулирование (налоги и субсидии) позволяет стимулировать рост занятости за счет создания новых рабочих мест, выхода предприятий из сферы «теневого» использования рабочей силы, повысить активность граждан по поиску доходного занятия и т.д.

Регулирование на разных уровнях управления — общегосударственном, региональном, отраслевом, внутрифирменном.

Экономическое регулирование занятости реализуется посредством определения экономической стратегии и макроэкономического регулирования. Такое регулирование осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне, что позволяет при подготовке и реализации программ экономического развития в большей мере учесть демографические, социально-экономические, природно-климатические особенности отдельных административных образований.

Специфика политического регулирования всегда связана с особенностями государственного и политического устройства той Или иной страны. Влиятельные политические силы формируют и реализуют подходы к регулированию рынка труда на основе социально-экономических приоритетов развития государства. [12]

Существует несколько видов политики:

▪ Демографическая политика охватывает обширный круг проблем воспроизводства населения, формирования состава и структуры трудовых ресурсов, их эффективного использования. Согласно прогнозам (см. табл. 1), процесс демографического старения населения России получит дальнейшее развитие, что будет препятствовать подвижности рабочей силы, ее приспособлению к изменяющимся условиям рынка труда, а в результате – создавать предпосылки для снижения производительности.

Табл. 1

Основные показатели возрастной структуры и демографической нагрузки до 2016 г. (но среднему варианту демографического прогноза) Росстата, %

Показатели

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Доля лиц в возрасте младше трудоспособного

16,1

15,5

15,9

Доля лиц в возрасте старше трудоспособного

20,9

22,7

25,1

Демографическая нагрузка, чел.

573/324

597/357

671/415

Доля лиц в трудоспособном возрасте

63,0

61,8

59,0

Информация о работе Концепция действий на рынке труда