Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:11, курсовая работа
В развитии производства и повышении его эффективности, ведущая роль наряду с научно-техническим прогрессом, принадлежит трудовым ресурсам. При наличии квалифицированных рабочих и специалистов, можно добиться высоких экономических показателей, наиболее полного и производительного применения сложных машин и оборудования. Именно трудовые ресурсы - основной элемент производства и главная производительная сила в любой организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Понятие и сущность трудовых ресурсов 5
1.2 Воспроизводство трудовых ресурсов 12
1.3 Государственная политика в сфере управления 18
трудовыми ресурсами
2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОВЫХ 25
РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Занятость и безработица Российской Федерации 25
в марте 2015
3. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА 33
3.1 Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2016 г. 33
3.2 Программа по улучшению баланса трудовых ресурсов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Из данных таблицы видно, что доля людей в возрасте старше трудоспособного продолжает существенно возрастать; доля подростков моложе трудоспособного возраста почти не меняется, что означает сокращение доли жителей страны в трудовом возрасте и предопределяет сокращение занятости в экономике. Следовательно, каждый занятый в экономике страны за то же рабочее время должен будет производить все больше и больше товаров для реального покрытия ими пенсионных выплат и обеспечения различных государственных социальных гарантий. Это означает необходимость существенного и постоянного роста общественной производительности труда.
В то же время чем больше приходится на одно лицо в трудоспособном возрасте нетрудоспособных лиц, тем эффективнее должен быть труд занятых хотя бы для удержания на том же уровне среднедушевого потребления.
В узком смысле под демографической политикой следует понимать воздействие на воспроизводство населения посредством создания целого комплекса социально-экономических мероприятий, которые влияют на демографические процессы в обществе.
В широком смысле к демографической политике можно отнести следующие цели:
• сокращение ручного труда и его замена информационно-техническими системами;
• решение социальных вопросов (улучшение жилищных проблем, формирование эффективных систем кредитования для молодых семей и др.);
• решение вопросов трудоустройства и достойного заработка.
▪ Политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов
Качество подготовки трудовых ресурсов является важнейшим фактором социально-экономического развития и конкурентоспособности страны на мировом рынке. Рост производительности труда в современном мире основывается на повышении профессиональных характеристик рабочей силы, что способствует переходу экономики на передовые технологии, необходимому для ускорения темпов роста народного хозяйства. В то же время образование и профессиональная подготовка населения дают ряд позитивных социальных результатов: рост доходов, улучшение здоровья, снижение уровня безработицы, сглаживание социального неравенства и др.
На протяжении всего времени существования СССР постоянно происходило повышение среднего образовательного уровня населения: в 1920-х гг. была практически полностью ликвидирована безграмотность, а в последующие периоды вплоть до 1977 г. поэтапно вводилась система обязательного всеобщего среднего образования. В области профессионального образования значительное внимание уделялось подготовке инженеров, медицинских и педагогических работников. Программы обучения и численность студентов определялись в соответствии с потребностями экономики, причем существовавшая в то время система распределения выпускников обеспечивала квалифицированной рабочей силой нуждающиеся в ней регионы. [7]
Реформы 1990-х гг. коренным образом изменили модель образования населения, приоритеты которой сместились в область формирования рынка образовательных услуг при минимальном участии государства. Спрос на эти услуги формировался стихийно в зависимости от текущей конъюнктуры рынка труда без учета будущей потребности в рабочей силе. Наиболее востребованными на рынке труда в тот период являлись специалисты в области экономики, права, финансов, информационных технологий, поэтому рынок образовательных услуг был ориентирован в значительной степени на подготовку именно этих специалистов. Поскольку государственная система профессионального образования была практически не готова к функционированию в условиях рыночной среды, появилось множество негосударственных учебных заведений, предлагающих программы, отвечающие потребностям населения в образовательных услугах. Динамичное развитие экономики, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности, обусловили необходимость формирования образовательной политики, реализация которой позволит укрепить потенциал трудовых ресурсов, а также обеспечит равноправное участие России в мировом сообществе.
В настоящее время образовательная структура трудовых ресурсов характеризуется практически равными долями граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, причем вместе эти группы составляют более 50% занятого населения. Начальное профессиональное образование (училище, лицей) имеют около 18% граждан. Таким образом, примерно 75% занятых в экономике профессионально подготовлены к трудовой деятельности.
Вместе с тем нельзя не обратить внимания на значительную долю лиц, не имеющих базовой профессиональной подготовки, около 27%. Фактически это категория работников, занятых неквалифицированным трудом, поскольку такой труд пока остается востребованным. [8]
▪ Политика государства на рынке труда и в области занятости населения - государственное регулирование труд занятость.
Одной из важнейших задач любого государства является обеспечение занятости трудоспособного населения, что является Необходимым условием экономического роста и социальной стабильности в стране. Полная, продуктивная и эффективная занятость — цель государственной социально-экономической политики. Эта политика реализуется через комплекс мер воздействия на рынок труда и сферу социально-трудовых отношений, направленных на снижение безработицы и создание условий для занятости населения, желающего трудиться.
В деятельности служб занятости значительное внимание уделялось организации общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость и не требующих высокой квалификации. В политике занятости все большая роль отводится региональному регулированию, стимулированию мелкого предпринимательства, в том числе созданию собственного дела безработными и т.д. Вместе с тем нельзя не отметить, что главной отличительной чертой российской безработицы является чрезвычайно высокий уровень нерегистрируемой безработицы. Еще в 1991 г. был принят федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», определяющий принципы, направления и механизмы реализации политики российского государства на рынке труда. В последующие годы в этот закон вносились изменения и дополнения уточняющего характера1.
Главным принципом, лежащим в основе государственной политики занятости, является направленность на обеспечение конституционных прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
▪ Миграционная политика России
Во все времена миграция населения являлась ключевым фактором развития государства. Внешняя миграция обеспечивала приток рабочей силы извне, а внутренняя — ее оптимальное размещение внутри страны. США, Австралия и Канада — крупнейшие страны мира — были созданы иммигрантами. И сегодня практически все развитые государства не могут обойтись без привлечения рабочей силы из-за рубежа. Причина тому — снижение рождаемости, ухудшение демографической ситуации (старение коренного населения).
В целом миграция населения — позитивный процесс, обеспечивающий приток необходимой рабочей силы в регионы, испытывающие ее нехватку, активизирующий рост экономической активности (инвестиции, создание новых рабочих мест), расширяющий возможности сотрудничества, стимулирующий рост квалификации трудовых ресурсов и т.д. Вместе с тем возникают проблемы, связанные с нелегальной миграцией, ростом преступности, «утечкой мозгов» и др.
Влияние миграционных процессов на ход социально-экономической эволюции в современном мире чрезвычайно велико. Во-первых, миграция населения приобрела массовый характер, что обусловлено глобализацией мировой экономики и, как следствие, изменением пространственных границ рынков труда. Во-вторых, миграция приводит к изменению численности и состава населения как в принимающих странах, так и в странах, поставляющих рабочую силу Миграционная политика составляет основу социально-экономической системы любого развивающегося государства. Ее сущность и содержание определяют цели, инструменты, методы и механизмы управления миграционными процессами. Формирование миграционной политики в РФ осуществляется по трем основным направлениям:
• внутренняя миграция населения,
• миграция за пределы РФ,
• миграционные процессы в пределах СНГ.
Каждое из указанных направлений обладает определенной спецификой как по составу и структуре участвующего в миграции населения, так и по совокупности форм и методов регулирования. [4]
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю марта 2015 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2015г. составила 76,1 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,5 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). (см. рис. 5)
Рис. 5 Динамика численности экономически активного населения
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2015г. составил 5,9% (без исключения сезонного фактора). (см. рис. 6)
Рис. 6 Уровень безработицы
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2015г. составил 64,7%.
Таблица 2
Экономическая активность населения
(без корректировки сезонных колебаний)
I квартал 2015г. |
2015г. |
I квартал 2014г. |
I квартал 2015г.1) к | ||||
С Крым- |
без |
январь |
февраль |
март | |||
Тыс.человек |
|||||||
Экономически активное |
75962 |
74846 |
75919 |
75820 |
76148 |
74979 |
-133 |
занятые |
71602 |
70593 |
71752 |
71410 |
71645 |
70835 |
-242 |
безработные |
4360 |
4253 |
4167 |
4410 |
4503 |
4144 |
109 |
В процентах |
|||||||
Уровень экономической |
68,6 |
68,7 |
68,5 |
68,4 |
68,7 |
68,5 |
0,2 |
Уровень занятости |
64,6 |
64,8 |
64,8 |
64,5 |
64,7 |
64,7 |
0,1 |
Уровень безработицы |
5,7 |
5,7 |
5,5 |
5,8 |
5,9 |
5,5 |
0,2 |
1) В целях обеспечения |
По сравнению c февралем 2015г. численность занятого населения в марте 2015г. увеличилась на 235 тыс.человек или на 0,3%, численность безработных - увеличилась на 93 тыс.человек, или на 2,1%. По сравнению с мартом 2014г. численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 431 тыс.человек, или на 0,6%, численность безработных - увеличилась на 352 тыс.человек, или на 8,7%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2015г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1001 тыс.человек, что на 1,1% больше по сравнению с февралем 2015г. и на 4,7% - по сравнению с мартом 2014г. (без Республики Крым и г.Севастополя).
Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в марте 2015г. 69% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2015г. составила 29,1%, среди безработных женщин - 33,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в марте 2015г. его использовали 63,1% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 45,8% безработных. (см. рис. 7)
Рис. 7 Способы поиска безработными
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2015г. составила 44,9%, доля городских жителей - 68,5%.
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2015г. это превышение составило 1,5 раза.
Таблица 3
Уровень
безработицы по полу и виду поселения
(без корректировки сезонных колебаний)
в процентах
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское | |
2014г. |
|||||
Январь |
5,6 |
6,1 |
5,1 |
4,5 |
9,1 |
Февраль |
5,6 |
6,1 |
5,2 |
4,7 |
8,8 |
Март |
5,4 |
5,9 |
4,7 |
4,6 |
7,8 |
Апрель |
5,3 |
5,8 |
4,8 |
4,3 |
8,6 |
Май |
4,9 |
5,2 |
4,6 |
4,1 |
7,6 |
Июнь |
4,9 |
5,2 |
4,5 |
4,1 |
7,3 |
Июль |
4,9 |
5,1 |
4,6 |
4,1 |
7,3 |
Август |
4,8 |
5,1 |
4,5 |
4,1 |
7,3 |
Сентябрь |
4,9 |
5,1 |
4,7 |
4,1 |
7,6 |
Октябрь |
5,1 |
5,2 |
5,0 |
4,3 |
7,5 |
Ноябрь |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
4,4 |
7,7 |
Декабрь |
5,3 |
5,7 |
4,8 |
4,4 |
8,0 |
2015г. |
|||||
Январь |
5,5 |
5,8 |
5,2 |
4,7 |
8,2 |
Февраль |
5,8 |
6,2 |
5,4 |
5,1 |
8,1 |
Март |
5,9 |
6,3 |
5,5 |
5,3 |
7,9 |