Концепция действий на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В развитии производства и повышении его эффективности, ведущая роль наряду с научно-техническим прогрессом, принадлежит трудовым ресурсам. При наличии квалифицированных рабочих и специалистов, можно добиться высоких экономических показателей, наиболее полного и производительного применения сложных машин и оборудования. Именно трудовые ресурсы - основной элемент производства и главная производительная сила в любой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Понятие и сущность трудовых ресурсов 5
1.2 Воспроизводство трудовых ресурсов 12
1.3 Государственная политика в сфере управления 18
трудовыми ресурсами
2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОВЫХ 25
РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Занятость и безработица Российской Федерации 25
в марте 2015
3. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА 33
3.1 Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2016 г. 33
3.2 Программа по улучшению баланса трудовых ресурсов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 144.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2015г. составил 36,2 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 20,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,6%, 20-24 лет - 16,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31,4%) и 20-24 лет (12,7%). (см. рис. 8) 

 

Рис. 8 Уровень безработицы по возрастным группам

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2015г. составил 14,3%, в том числе среди городского населения - 12,9%, среди сельского населения - 18,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения - 2,9 раза, сельского населения - 2,7 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 33,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 26,7% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 33,8%, среди городских - 23,4%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 22,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2015г. их численность составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 13,5% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 43,5% - от 20 до 24 лет, 23,0% - от 25 до 29 лет.

В марте 2015г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,9%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. (см. рис. 9) 

 

Рис. 9 Уровень безработицы по федеральным округам  [10] 

 

 

 

 

 

 

 

3. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЙСТВИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

3.1 Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2016 г.

Ежегодно Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов для оценки потенциального спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда, выявления перспективных направлений развития рынка труда, эффективного формирования и использования трудовых ресурсов. 
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в 2013 году на российском рынке труда сохранялась положительная динамика, показатели безработицы приблизились к историческому минимуму (уровень занятости населения — 64,8 %, уровень безработицы — 5,5 % от численности экономически активного населения). 
Согласно демографическим прогнозам, численность населения в 2014 – 2015 годах будет увеличиваться ежегодно на 200 тысяч человек, т. е. к 2016 году население России составит 144,1 млн человек. При этом в указанный период численность населения трудоспособного возраста будет сокращаться, а численность россиян вне пределов трудоспособного возраста будет возрастать. В 2012 году в России насчитывалось 32,8 млн лиц старше трудоспособного возраста, к 2016 году их численность достигнет 36,6 млн человек (то есть увеличится на 8,5 %). Численность лиц моложе трудоспособного возраста составляла в 2012 году 23,8 млн, к 2016 году их станет 25,9 млн человек (на 8,8 % больше). При этом численность населения трудоспособного возраста сократится с 86,6 млн человек (2012) до 82,6 млн человек (2016 год), то есть станет меньше на 4,6 %. Результатом этих процессов станет сокращение населения, занятого в экономике, с 68,0 млн. человек в 2012 году до 66,8 млн. человек в 2016 году. 
В связи с переменами в возрастной структуре населения в 2014 – 2016 годах численность трудовых ресурсов будет сокращаться ежегодно на 0,8–0,9 млн человек. При этом будет увеличиваться численность работающих лиц старше трудоспособного возраста: в 2012 году они составляли 10,2 % трудовых ресурсов, к 2016 году их доля будет составлять 11,0 %. Кроме того, возрастет численность иностранных трудовых мигрантов (с 2,9 % до 3,2 %). Согласно прогнозу Министерства труда, в целом численность занятых в экономике снизится в 2014 году на о,2 млн человек, в 2015 году — на 0,4 млн человек, в 2016 году — на 0,4 млн человек. 
В результате перераспределения трудовых ресурсов изменится и структура занятости населения в экономике. Уменьшится удельный вес работников, занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве, обрабатывающих производствах, образовании. В то же время возрастет удельный вес населения, занятого в оптовой и розничной торговле, строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, гостиничном и ресторанном бизнесе, здравоохранении, транспорте и связи.

 

3.2 Программа по улучшению баланса трудовых ресурсов

 

В качестве программы по улучшению можно предложить:

  1. Повысить существующий минимум оплаты труда до реального прожиточного уровня, а затем и до уровня, сопоставимого с тем, который существует в развитых рыночных экономиках. Иными словами, необходим новый государственный подход к оценке качества человеческого капитала и развитию трудового потенциала.
  2. Улучшить условия ипотеки молодым семьям, построить больше детских садов, школ, для того, чтобы семьи не боялись улучшать демографическое положение нашей страны, потому что естественное движение население в сторону умирающих, не дает развития трудовым ресурсам. (Молодежь - особая социально-демографическая группа населения, включающая в себя молодые семьи и молодых граждан. Под молодыми семьями понимаются семьи, в которых оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также - неполные семьи с детьми, в которых отец или мать не достигли 30-летнего возраста. Молодые граждане - граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Более 80 процентов молодых граждан не имеют собственного жилья. Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Почти 50 процентов браков молодых граждан распадается, средняя продолжительность таких браков - 3,1 года. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе, на здоровье, образование, организацию досуга.)

  1. Оказать помощь многодетным
  2. Проследить, чтоб деньги, выделяемые на детдомовцев уходили на их жизнь!
  3. Снизить смертность от болезней. Ввести больше пропаганды, рекламы за здоровый образ жизни!
  4. Отремонтировать и компьютеризировать больницы, чтоб люди не боялись лечиться.
  5. Увеличить численность населения посредством межрегиональной миграции (предотратив при этом незаконное проникновение на территорию РФ), завлечь специалистов с других стран хорошими предложениями о работе на выгодных условиях. 
  6. Совершить мероприятия, направленные на сокращение удельного веса неестественных причин смертности в общей их численности.
  7. Увеличить количество курсов для повышения квалификации в центрах занятости населения, чтобы больше людей могли получить опыт, таким образом понизиться уровень безработицы.
  8. Улучшить работу миграционной службы, осуществлять логичное заселение территории.
  9. Помочь развитию малого бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей народного хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

Распределение и использование трудовых ресурсов необходимо исследовать в достаточной связи с техническим прогрессом. В настоящее время в нашей стране нет региона, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.

Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических процессов, совершающихся в обществе, лежит труд. Труд и рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.

Многочисленные исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько мы еще далеки от того, чтобы полностью овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу - полному и рациональному использованию трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России: анализ ситуации, основание  действий органов государственной власти и управления: Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2009.
  2. Руденко С. А. Государственная политика в области занятости населения в условиях рыночных преобразований: Марий-Эл, 2008.
  3. Трудовой кодекс РФ 
  4. Иванов С. Е. Государственная система управления трудовыми ресурсами: СПб,2007.
  5. Шлендер Н. Е. Экономика труда:  СПБ, 2008.

6. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" (19 апреля 1991 г.)

7. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием.-М.: ФИНПРЕСС, 2000.

  1. Российский статистический ежегодник. 2007/ Статистический сборник/Росстат – М., 2007. 
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.gks.ru
  4. http://www.irbis.vegu.ru
  5. http://statistika.ru
  6. http://studme.org
  7. http://www.science-education.ru
  8. www.finstat.ru.

 

 

  

 


Информация о работе Концепция действий на рынке труда