Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 09:54, курсовая работа
Цель данной курсовой является изучение теорий мотиваций трудовой деятельности персонала за рубежом, которая обусловливает повышение эффективности использования и развития потенциала работников в организации их целесообразной трудовой деятельности.
Введение 3
Глава 1. Мотивация трудовой деятельности 4
1.1 Понятие мотива и мотивации. Способы и механизм мотивации…….4
1.2 Первоначальная концепция мотивации трудовой деятельности…...11
1.3 Теории мотивации трудовой деятельности .13
Глава 2. Мотивация персонала за рубежом 30
2.1 Мотивация персонала в США, Франции, Голландии и Швеции…..30
2.2 Японская концепция мотивации 34
Заключение 37
Библиографический список 40
Механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека. Анализ этих аспектов процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях мотивации трудовой деятельности.10
1.2 Первоначальная концепция
мотивации трудовой
В отделённые времена руководители в большей степей неверно понимали поведение людей, приемы, которыми они пользовались, в тех условиях, часто были очень эффективными. Поскольку эти приемы «работали» и применялись много сотен лет, в отличие от пары десятилетий существования современных теорий, первоначальные концепции мотивации глубоко укоренились в культуре. Многие руководители, особенно те, кто не имеет специально подготовки, все еще испытывают сильное влияние этих концепций.
Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности окажутся более сложными и трудными для воздействия, если не понять, хотя бы что-то в природе мотивации.
За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.11
Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX века. В течение почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры наводняли города и буквально выпрашивали, как милостыню возможность работать по 14 часов в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. Когда Адам Смит писал свой труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», жизнь для простого
человека была очень тяжелой. На его концепцию «экономического человека», которая рассматривалась выше, несомненно, очень большое влияние оказало наблюдение этих жестоких реалий. В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.12
Когда, примерно в 1910 году, возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.
Постепенно, однако, благодаря в основном
эффективности, с которой организации
применяли достижения технологии и специализацию,
жизнь обычных средних людей, в конце концов,
начала улучшаться. И чем больше она улучшалась,
тем лучше управляющие начинали понимать,
что простой «пряник» не всегда заставляет
человека трудиться усерднее. Этот факт
заставил специалистов в области управления
искать новые решения проблемы мотивации
в психологическом аспекте.13
1.3 Теории мотивации трудовой деятельности
Существует много теорий мотивации. С точки зрения классификации X. Шольца, представляется целесообразным их деление - в зависимости от предмета анализа - на три главных направления:
Теории первого направления исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов; второго - анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего - выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.
«XY» - Теория Мак-Грегора
К числу наиболее простых и широко распространенных (классических) теорий мотивации труда, в основе которых лежит специфическая картина человека, принадлежит концепция профессора Мичиганского университета Д. Мак-Грегора, называемая «XY - теорией». Эта концепция включает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y».
Теория «X», во многом отражая основные воззрения У. Тейлора на работника, исходит из того, что:
3. Для достижения целей предприятия надо
принуждать работников
трудиться под угрозой санкций, не забывая
при этом и о вознаграждении;
4. Строгое руководство и контроль являются
главными методами
управления;
5. В поведении работников доминирует
стремление к безопасности.14
На этих постулатах о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управление организации. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчинённых, основанная на страхе наказания.
Теория «Y», являющаяся дополнением теории «X», в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась в 60-х годах, хотя её идеи развиваются примерно с 30-х годов. Данная теория строится на противоположных теории «X» принципах и включает следующие постулаты:
1. Нежелание работать - это не врожденное
качество работника, а следствие
плохих условий труда, которые подавляют
прирожденную любовь к труду;
5. Трудовой потенциал работников выше,
чем принято считать. В
современном производстве их созидательные
возможности используются лишь
частично.
Главный практический вывод теории «Y» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.15
Согласно рекомендации Мак-Грегора, «XY - теорию» необходимо
использовать, учитывая конкретное состояние
уровня сознания и мотивации работников.
Менеджеры должны стремиться развивать
группу, если она недостаточно мотивирована,
от состояния «X» к состоянию «Y», или от
состояния «экономического человека»
к «человеку социальному». В целом, во
взглядах
современных специалистов и менеджеров на работника преобладают установки теории «Y».16
Теория человеческих отношений
К теории «Y» достаточно близка по своей направленности теория человеческих отношений, которую разработали Э. Мэйо, Ротлизбергер и другие. Эта теория возникла в 30 - 40-х годах в США, а в 60-х годах получила широкое распространение не только в Америке, но и в Европе. Она дала действенные импульсы для дальнейшего развития различных теорий гуманизации труда.
Теория человеческих отношений базируется на следующих основополагающих идеях:
Теория человеческих отношений получила широкое распространение и практическое использование, однако в настоящее время она подвергается разносторонней критике. Так, например, ее нередко упрекают в том, что она преувеличивает значение удовлетворенности трудом в мотивации работников, уделяет чрезмерно много внимания социальным потребностям, которые не всегда совпадают с целями организации. Кроме того, вопреки одному из главных тезисов
теории человеческих отношений, эмпирически доказано, что в определенных условиях повышению производительности может способствовать и неудовлетворенность трудом. Несмотря на критику, многие идеи теории человеческих отношений широко используются и в наши дни.18
Теория «Z» У. Оучи
Главная отличительная черта теории «Z» - обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. Эти ценности требуют развития у сотрудников - с помощью соответствующей организации и стимулирования - отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии (в корпорации), производительности труда.
Главным мотиватором поведения работников
выступает построенная по клановому принципу
корпорация. Признаками такого рода корпорации
являются: пожизненный наем, создающий
твердые гарантии занятости и сопричастности
к общей судьбе организации; медленное
продвижение по службе; универсальный
характер квалификации, широкие коммуникации;
коллективный основывающийся на согласованиях,
метод принятия решений и групповая ответственность;
широкая свобода действий и нечетко выраженный
механизм контроля; постоянная забота
о социальных и экономических потребностях
работников; регулярное присутствие руководства
на производстве; доверительное, товарищеское
общение руководителей с подчиненными;
гласность; эгалитаризм, сглаженность
ранговых различий; систематическое культивирование
здоровой социальной обстановки, корпоративных
ценностей и преданности организации.19
Теория иерархии потребностей А. Маслоу
К числу основополагающих, классических внутриличностных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу. Автор теории исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие либо потребности, которые побуждают их к действию. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии. Обычно человек испытывает одновременно несколько взаимодействующих потребностей, сильнейшее из которых и определяет его поведение. Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.
Маслоу выделяет пять основных групп потребностей человека:
1. Физиологические потребности
К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т.п. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания, поэтому их нередко называют биологическими потребностями. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции и т.п. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит главным образом его оплата и условия.20
2. Потребности в безопасности
Под ними имеются ввиду и физическая (охрана здоровья, безопасность на рабочем месте), и экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность рабочего места, социальное страхование по старости и на случай болезни). Эти потребности актуализируются и выходят на первый план,
как только удовлетворяются физиологические потребности человека. Удовлетворение потребностей в безопасности обеспечивает уверенность в завтрашнем дне. Они отражают желание сохранить уже достигнутое положение, в том числе уровень зарплаты и различные льготы, защитить себя от опасности, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности выражаются в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, безопасность работы, создание и (или) сохранение профсоюзов, социальное страхование по старости и на случай утраты трудоспособности, выходное пособие и т.п.
3. Социальные потребности
Они ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе и принятие ею. Они актуализируются и приобретают ведущую поведенческую значимость после того, как удовлетворятся физиологические потребности и потребности в безопасности. Будучи существами социальными, коллективными, люди испытывают желание нравится другим и общаться с ними. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, так или иначе, сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнёрства.21
Информация о работе Концепция и теории мотивации трудовой деятельности за рубежом