Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:09, доклад
Термин TQM (Totalqualitymanagement) или всеобщее управление качеством появился в 60-е годы XX века для обозначения японского подхода к управлению компаниями. Этот подход предполагал непрерывное улучшение качества в различных сферах деятельности – производстве, закупках, сбыте, организации работы и пр. В современном понимании концепцию TQM рассматривают как философию управления организацией. Она охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов в интересах наиболее эффективного достижения полного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия.
1 Теоретический раздел 3
2 Практический раздел 17
Список использованных источников 20
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева
Доклад на тему:
«Концепция Всеобщего Управления Качеством (Total Quality Management – TQM).
Философия ТQМ»
Нижний Новгород 2013
1 Теоретический раздел 3
2 Практический раздел 17
Список использованных источников 20
Термин TQM (Total quality management) или всеобщее управление качеством появился в 60-е годы XX века для обозначения японского подхода к управлению компаниями. Этот подход предполагал непрерывное улучшение качества в различных сферах деятельности – производстве, закупках, сбыте, организации работы и пр. В современном понимании концепцию TQM рассматривают как философию управления организацией. Она охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов в интересах наиболее эффективного достижения полного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия.
Стандарт ISO 8402 дает следующее определение:
Всеобщее управление качеством - подход к управлению организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный как на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и достижение выгоды для членов организации и общества.
Концепция TQM — это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Она может быть использована в организации любого профиля деятельности, и, как показывает международный опыт, это ведет к улучшению качества результатов трудовой деятельности и улучшению финансовых показателей. На основании концепции TQM может быть построена система качества.
Основные элементы модели TQM представлены на рисунке 1:
Рисунок 1 – Элементы модели ТQM
Как видно из схемы (рисунок 1), наиболее важными элементами TQM являются:
Сформулированные цели TQM являются направлениями развития, а не конечным результатом. Это связано с тем, что, с одной стороны, потребности потребителей, общества и сотрудников постоянно изменяются, их необходимо постоянно отслеживать, прогнозировать и удовлетворять с некоторым опережением во времени. С другой стороны, постоянно изменяющиеся технические условия и технологии предполагают постоянное изменение методов контроля и обеспечения качества, организационных механизмов и управленческих методик. Такой подход обозначается специальным термином «quality improvement» (постоянное улучшение качества).
Управление качеством — это динамично развивающаяся концепция. На сегодня существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ.
Основными признаны следующие восемь:
В несколько измененном виде эти элементы вошли в состав принципов системы менеджмента качества, представленных в стандартах ISO серии 9000.
Основное различие между
традиционными формами
Отличия основных принципов традиционного управления и системы «всеобщее управление качеством» приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Отличия традиционной системы управления и системы «TQM».
Традиционные принципы управления |
Принципы системы TQM |
Удовлетворение потребностей заказчика |
Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации |
Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества продукции. |
Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов и системы. |
Разработка преимущественно корректирующих воздействий |
Разработка преимущественно предупреждающих воздействий. |
Обучение управлению качеством проходят только сотрудники отдела контроля качества |
Весь персонал проходит обучение управлению качеством |
Обеспечением качества занят отдел контроля качества |
Управлением качеством заняты все сотрудники |
В области качества решаются только «горящие» вопросы и задачи сегодняшнего дня. |
В области качества регулярно выявляются и решаются хронические проблемы. |
Каждый автономно выполняет поставленную задачу. |
Координация и взаимодействие деятельности всех сотрудников в области качества. |
Как видно из таблицы 1, предприятие с традиционными подходами к управлению ориентируется на изменяющиеся потребности заказчика, и в соответствии с ними меняет характеристики продукции. Методической базой традиционного подхода к управлению являются: системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации, определение объемов рынка и выбор целевых сегментов, разработка нового товара, распространение товара и последующее техническое обслуживание.
Предприятие, использующее в управлении концепцию TQM, ориентируется на изменяющиеся потребности потребителя, общества, сотрудников и организации в целом. В соответствии с выявленными потребностями, предприятие изменяет характеристики продукции, процессов, методики, структуру.
Дополнительной методической базой системы TQM является:
Традиционная форма управления предусматривает постоянное плановое изучение рынка и регулярное усовершенствование продукции.
Система TQM помимо постоянного планового изучения рынка, предусматривает так же постоянное плановое изучение возможности повышения качества производства, производительности труда, удовлетворенности сотрудников и общества. С этой целью формируются проекты по усовершенствованию, создаются специальные проектно- ориентированные организационные структуры, изучаются и реализуются возможности по усовершенствованию. В результате проводятся регулярное усовершенствование процессов и методик с ведением соответствующей документации. Жестких регламентаций концепция TQM не предусматривает. Реализация концепции TQM возможна широким набором средств. Для выживания в условиях современного рынка регулярное совершенствование всего производства так же необходимо, как и регулярное совершенствование выпускаемой продукции.
Цикл всеобщего управления качеством аналогичен циклу управления качеством продукции.
Управление качеством продукции начинается с изучения потребностей заказчика, проходит стадию разработки новой продукции, завершается анализом рыночных позиций произведенной продукции, и вновь выходит на этап изучения изменившихся потребностей заказчика.
Всеобщее управление качеством
начинается с изучения потребностей
потребителя, общества, сотрудников
и организации в целом, внутренних
резервов организации и калькуляции
предстоящих затрат. Далее цикл всеобщего
управления качеством проходит стадию
планового совершенствования
Рассмотрим подробно каждый этап всеобщего управления качеством.
Деятельность по улучшению качества необходимо планировать наряду с другими видами деятельности и включать в общий план, связывая с общей стратегией. Планирование деятельности по улучшению качества осуществляется высшим руководством организации. На уровне руководства среднего уровня осуществляется определение краткосрочной стратегии и выработка конкретного плана действий.
На предприятии должна быть разработана и организована система информационных каналов, обеспечивающих поступление и фиксацию внутренней и внешней информации.
Внешние каналы:
Внутренние каналы:
Используя информацию, поступающую по внешним и внутренним каналам, руководство проводит анализ требований потребителей, общества, сотрудников организации и организации в целом. В результате, определяются направления совершенствования и ключевые процессы. Для каждого процесса, который должен быть улучшен, определяются методы воздействий, и проводится соответствующее обучение персонала. Процесс систематического улучшения качества организован как составная часть работы каждого сотрудника. После определения цели и метода корректирующих воздействий производится экономический анализ эффективности, и создаются команды по совершенствованию процесса.