Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности организаций и на основе рассмотренных теоретических положений современной социологии конфликта разработать некоторые рекомендации по их урегулированию и разрешению.
Задачи данной работы следующие:
- выявить специфические особенности, факторы, причины и типы конфликтных ситуаций в современных общественных организациях (на основе литературных источников);
- определить стратегии управления конфликтом и этапы процесса управления конфликтом в ходе различных конфликтных ситуаций;
Введение. 3
Глава первая. Конфликтные ситуации в современных организациях.
1. Структура, распределение ролей и коммуникации в организациях.6
2. Основные причины социальных конфликтов в организациях. 13
3. Типы конфликтов в организациях и их функциональные
и дисфункциональные последствия. 16
Глава вторая. Управление конфликтами в современных организациях.
1. Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта. 22
2. Характеристики этапов управления конфликтами в организационных структурах. 29
3. Методы управления конфликтами 34
Глава 3. Практическая часть
1.Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации 43
Заключение 49
Список литературы 50
Методы управления конфликтами
Методы
управления конфликтами
Внутриличностные методы
Внутриличностные методы управления конфликтами заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения с тем, чтобы это не вызывало отрицательной реакции, психологической потребности защищаться, окружающих. Например, придя утром на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул все на вашем столе. Вы хотите, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Вы заявляете: «Когда на моем столе передвигают бумаги, меня это очень раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как я оставляю перед уходом». Четкое высказывание, почему именно такие поступки окружающих вас раздражают, помогают им понять вас, а когда вы говорите, не нападая на них, то такая реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения.
Структурные методы
К структурным методам управления конфликтами относятся: разъяснение требований к работе; формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей; использование систем вознаграждения.
Межличностные методы (стили управления)
Межличностные методы управления
конфликтами – это методы, в
которых принимают участие
Приведу рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.
Стиль конкуренции, соперничества
может использовать человек, обладающий
сильной волей, достаточным авторитетом,
властью, не очень заинтересованный
в сотрудничестве с другой стороной
и стремящийся в первую очередь
удовлетворить собственные
- исход конфликта очень
важен для вас, и вы делаете
большую ставку на свое
- вы обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
- вы должны принять
непопулярное решение и у вас
достаточно полномочий для
- вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
- у вас длительные,
прочные и взаимозависимые
- основной целью является
приобретение совместного
- стороны способны
выслушать друг друга и
- необходима интеграция
точек зрения и усиление
Стиль компромисса. Суть
его заключается в том, что
стороны стремятся
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
- обе стороны имеют
одинаково убедительные
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
- вас может устроить
временное решение, так как
нет времени для выработки
другого, или же другие
- компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
- источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
- у вас мало власти
для решения проблемы
- вы хотите выиграть
время, чтобы изучить ситуацию
и получить дополнительную
- пытаться решить проблему
немедленно опасно, так как вскрытие
и открытое обсуждение
- подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;
- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Не следует думать,
что этот стиль является бегством
от проблемы или уклонением от ответственности.
В действительности уход или отсрочка
может быть вполне подходящий реакцией
на конфликтную ситуацию, так как
за это время она может
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
- важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
- предмет разногласия
не важен для вас или вас
не особенно волнует
- считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
- осознаете, что правда не на вашей стороне;
- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Персональные методы
Данная группа акцентирует
внимание на возможностях руководителя
активно противостоять
- использование власти,
поощрения и наказания
- изменение конфликтной
мотивации сотрудников с
- убеждение участников конфликта;
- изменение состава
участников конфликта и
- вхождение руководителя
в конфликт в качестве
Переговоры
Из всех способов преодоления противоборства сторон переговоры между ними являются наиболее эффективным. Для них характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
- существование
- отсутствие значительного различия в силе у субъектов конфликта;
- соответствие стадии
развития конфликта
- участие в переговорах
сторон, которые реально могут
принимать решения в
Правильно организованные переговоры проходят несколько этапов:
1) Подготовка к началу
переговоров. Перед началом
2) Первоначальный выбор
позиции (официальные
- вы можете проявить
агрессивность для того, чтобы
оказать давление на оппонента,
- успешному ходу переговоров
способствует установление
- для достижения
- получению небольшого
преимущества способствует
- процедурная легкость
достигается при совместном
3) Поиск взаимоприемлемого
решения, психологическая
4) Завершение переговоров
или выход из тупика. К этому
этапу уже существует
Человечество накопило
огромный опыт ведения переговоров.
В последние десятилетия
Информация о работе Конфликтные ситуации и пути их разрешения