Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:17, реферат
В предлагаемой для Вашего внимания курсовая работа по дисциплине "Управление персоналом" на тему "Конфликты и методы их разрешения" рассматривает проблемы, связанные с возникновением конфликтов. Раскрывает природу, причины возникновения и типы конфликтов, а также, на примере одного из наиболее встречающихся в работе предприятий и организаций организационного конфликта, рассматриваются его пути развития, его типы в рамках организационного конфликта и т.п..
Особое место в работе уделено средствам воздействия и способам выхода из конфликтных ситуаций, которые важно знать каждому менеджеру, руководителю любого структурного подразделения и т.д. Для каждого из способов выхода из конфликтной ситуации рассмотрен пример. В пример рассматривается возможная производственная ситуация и методика применения способов выхода из конфликтов.
Введение 3
1. Психология конфликта 4
2. Типы конфликта 8
3. Причины конфликтов 10
4. Организационный конфликт 12
5. Функции конфликтов и формы их разрешения 20
5.1. Информативная функция 20
5.2. Интегративная функция 20
5.3. Инновационная функция 21
Заключение 28
Используемая литература 29
Содержание
Глубокие экономические преобразования, происходящие в современной России, связанные с переходом на рыночные механизмы функционирования и регулирования требуют изменений и в подготовке специалистов для любых предприятий и организаций. Для плодотворной работы любого менеджера необходимо знание многих дисциплин, связанных с планированием, организаций и управлением персонала фирмы, компании или организации.
В предлагаемой для Вашего внимания курсовая работа по дисциплине "Управление персоналом" на тему "Конфликты и методы их разрешения" рассматривает проблемы, связанные с возникновением конфликтов. Раскрывает природу, причины возникновения и типы конфликтов, а также, на примере одного из наиболее встречающихся в работе предприятий и организаций организационного конфликта, рассматриваются его пути развития, его типы в рамках организационного конфликта и т.п..
Особое место в работе уделено средствам воздействия и способам выхода из конфликтных ситуаций, которые важно знать каждому менеджеру, руководителю любого структурного подразделения и т.д. Для каждого из способов выхода из конфликтной ситуации рассмотрен пример. В пример рассматривается возможная производственная ситуация и методика применения способов выхода из конфликтов.
Литература, используемая при написании данной курсовой работы, отражается
мнение российских авторов на исследуемую
проблему. Главным образом, при выполнении
курсовой работы были использованы материалы
из книг под редакцией Ф.М. Бородкина, А.А.
Радугина, а также других авторов.
Что такое конфликт. Существо конфликта
можно определить как отсутствие согласия
между двумя и более сторонами, которые
могут быть конкретными лицами или группами.
Каждая из участвующих в конфликте сторон
делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне
делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется
с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью,
напряжением и другими эмоционально-негативными
явлениями. Бытует мнение, что конфликт
всегда нежелателен, что его надо немедленно
разрешать, поскольку он разрушает человеческие
взаимоотношения, а следовательно, отрицательно
сказывается на результатах совместной
работы. Однако многие западные теоретики
и практики менеджмента считают, что с
точки зрения эффективного управления
организациями некоторые конфликты могут
быть не только полезны, но и желательны.
Конфликт помогает выявить разнообразие
точек зрения, дает дополнительную информацию,
позволяет проанализировать большое количество
альтернатив и ?.?. Это делает процесс выработки
решения группой или отдельным руководителем
более эффективным, дает возможность людям
выразить свои мысли и чувства, удовлетворить
свои потребности в уважении и власти.
Это также помогает более эффективно выполнять
планы, проекты и в результате создает
условия для интенсивного развития банка
и фирмы.
Современная наука об управлении признает,
что конфликт является неотъемлемой частью
жизнедеятельности организации. Но закономерно
встает вопрос, как следует относиться
к конфликтам? Многие руководители либо
стремятся подавлять конфликты, либо не
хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны,
ибо они приводят к значительным издержкам
в деятельности организации. Первая позиция
может препятствовать развитию нужных,
полезных для организации конфликтов.
Вторая — дает возможность свободно развиваться
тем конфликтам, которые наносят вред
организации в целом и работающим в ней
людям, в частности.
Современная наука об управлении предлагает выработать конструктивную позицию в отношении конфликта, которая предполагает рассматривать конфликт не как аномалию, дисфункцию в деятельности организаций, а как норму отношений между людьми, необходимый элемент производственной жизни, который дает выход социально-психологической напряженности, порождая изменения в деятельности организации.
В переводе с латинского значение слова конфликт - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта, «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».
Российские конфликтологи Ф. М. Бородкин
и Н. М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению,
конфликт — это деятельность людей, и,
следовательно, всегда предполагает преследование
цели. Приписывание конфликтному действию
категории цели позволяет выделить в качестве
конфликтующих сторон только те, которые
способны к целесообразному, сознательному
поведению, то есть к осознанию своей позиции,
планированию своих действий, сознательному
использованию средств. Отсюда следует,
что конфликтующие стороны обязательно
должны быть деятельными субъектами. И
это позволяет отделить реальных участников
конфликта от таких индивидов и групп,
которые выступают в качестве инструментов,
орудий, средств борьбы каких-либо субъектов
конфликтного взаимодействия.
Субъектами конфликтного взаимодействия
в организации могут выступать отдельные
индивиды, социальные группы, подразделения
организации. В таком случае конфликтология
их обозначает как оппонентов.
На основе вышеизложенного можно дать
такое определение конфликта. Конфликт — это особый вид взаимодействия
субъектов организации (оппонентов), при
котором действия одной стороны, столкнувшись
с противодействием другой, делают невозможным
реализацию ее целей и интересов.
Определив общие параметры конфликтного
взаимодействия, необходимо перейти к
содержательному анализу этого взаимодействия.
Российские конфликтологи А. Дмитриев,
В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев предлагают
четко разграничивать предмет и объект
конфликта. Под предметом конфликта, пишут
они в книге «Введение в общую теорию конфликтов»,
мы понимаем объективно существующую
или мыслимую (воображаемую) проблему,
служащую причиной разбора между сторонами.
Предмет конфликта — это и есть основное
противоречие, из-за которого и ради разрешения
которого субъекты вступают в противоборство.
Это может быть проблема власти, обладание
ценностями, престижа и т. д.
Определить предмет конфликта, по их мнению, очень важно, поскольку возникающее в конфликтах напластование проблем может сделать сам предмет конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ. Конфликт может иметь один основной предмет, который распадается на множество частных предметов. Объектом же конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности.
Таким образом предмет конфликта, это его внутренняя причина. Конфликтные взаимодействия между одними и теми же отношениями могут оказаться безразличными к объекту и держаться только на предмете. Для постороннего наблюдателя такие отношения будут выглядеть как перманентно враждебные, для которых объект всегда найдется. Это эмоциональные конфликты. Источник эмоциональных конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости.
Наряду с эмоциональными конфликтами в организациях широкое распространение имеют деловые конфликты, которые происходят из-за вполне конфликтных объектов, распределения ресурсов, власти и т. д.
Однако не следует противопоставлять эти два вида конфликтов. Любой деловой конфликт или непрерывная цепь деловых конфликтов, оппоненты в которых постоянны, имеет тенденцию переходить в эмоциональный конфликт. Иначе говоря, затянувшийся деловой конфликт вследствие действующих в нем психологических закономерностей может привести к тому, что, во-первых, произойдет потеря объекта конфликта, то есть сам объект потеряет значимость для оппонентов. Во-вторых, сформируется негативное психологическое отношение оппонентов друг к другу. И это представляет большую опасность для работоспособности организации. Именно поэтому попытка иных руководителей не замечать или заглушать конфликт, не пытаясь изменить обстановку или повлиять на конфликтную ситуацию, приводит к дестабилизации эмоциональной обстановки в организации. В конфликт могут быть втянуты новые люди, группы, подразделения.
Важным понятием в конфликтологии является понятие силы участников конфликтов. Эта сила определяется наличием материальных, финансовых ресурсов, власти, поддержки и т.д.
В целом можно выделить две группы конфликтов — функциональные конфликты и дисфункциональные. конфликты первой группы ведут к повышению эффективности организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. В какую группу попадает возникший в коллективе конфликт, всецело зависит от руководителя. При правильном управлении конфликт может стать конструктивным, функциональным. При неопытном или неумелом руководстве он может перерасти в дисфункциональный конфликт.
Для того, чтобы конфликт произошел, должна сложиться конфликтная ситуация и действия со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом. Такие действия называют инцидентом.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт чаще всего бывает ролевым, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит время на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела новыми товарами. В этой ситуации продавец может воспринять указания относительно того, что и как делать, как несовместимые.
Аналогичная ситуация возникает, если руководитель банка требует введения новых прогрессивных методов учета в банковском деле и в то же время директивные органы сверху выдвигают требования оставить прежние методы.
Оба примера говорят о том, что предъявляются противоречивые требования, только в первом случае конфликт может возникнуть в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку, а во втором — из-за нарушения принципа единоначалия.
Многие внутриличностные конфликты возникают также из-за рассогласования производственных требований с личными потребностями и ценностями работника, перегрузками или недогрузками в работе, невозможностью согласовать производственные цели и цели семейной жизни.
Межличностный конфликт чаще всего проявляется
в борьбе руководителей за ресурсы, капитал или рабочую
силу, время использования оборудования
или одобрение проекта. Межличностный
конфликт может также проявиться в столкновении
различных типов характера, темперамента.
Иногда люди просто не в состоянии ладить
друг с другом. Например, два начальника,
имеющих холерический темперамент, будут
часто конфликтовать друг с другом. Трудно
согласовывают свои действия два лидера
в одном коллективе.
Различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей. Эта тенденция — весьма распространенная причина конфликтов. Например, подчиненный может искренне считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то же время руководитель так же искренне полагает, что подчиненный имеет право выражать свое мнение, лишь когда его спрашивают, и должен беспрекословно делать то, что ему приказывают. Высокообразованный персонал ценит свободу и самостоятельность. Если же начальник считает необходимым пристально следить за работой подчиненных, то различия в ценностях вызовут конфликт.
Конфликты часто возникают в коллективе, состоящем из одних женщин, что типично для современных отечественных школ.
Различия в манере поведения и жизненном опыте довольно часто ведут к конфликтам. Люди непосредственные, нервные, авторитарные и нетерпимые чаще других вступают в конфликты и создают вокруг себя атмосферу напряженности. Различия в жизненном опыте и уровне образования снижают степень взаимопонимания между людьми, что также в некоторых случаях вызывает конфликт.
Неэффективные коммуникации — это неправильная передача информации, в результате чего она искажается; неоднозначные критерии качества; неспособность точно определить должностные требования и функции сотрудников и подразделений; взаимоисключающие требования к работе.
Модель конфликта. Во многих случаях человек реагирует так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Конфликт чаще проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что «вот почему он не прав, а моя-то точка зрения правильная». Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких, как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, убеждение или участие.
Одним из наиболее часто встречающихся в последнее время видов конфликта является организационный. Он заключается в себе некоторую специфичность, которая характерная для наших дней. Исходя из этого, на примере этого организационного конфликта рассмотрим вышеизложенный материал.
Предприятие — это функционально-целевая общность, создаваемая индивидами или более широкими общностями (надорганизациями) для удовлетворения социальных потребностей личностей и общностей. С этой точки зрения, предприятие представляет собой внутренне-противоречивую систему. С одной стороны, оно является инструментом достижения целей иной организации или личности. В условиях рыночных отношений субъектом целеполагания может быть владелец предприятия, группа держателей основного пакета акций, государственная организация, министерство, ведомство и т. д. Но с другой стороны, для успешного функционирования оно хотя бы частично должно быть субъектом собственной деятельности, то есть обладать возможностью целеполагания, свободой, автономией и другими характеристиками субъекта.
Организации, цели и функции которых по преимуществу задаются извне, называются инструментальными. Инструментально организации детерминирует целый класс конфликтов. Важнейшим из них является конфликт целеполагания. Этот конфликт возникает тогда, когда перед организацией возникают противоречивые и даже не совместимые цели. Например, перед предприятием поставлена цел выпуска высокоточных машин и приборов, находящихся на переднем крае научно-технического прогресса, но при этом сформулирован, также задача обеспечения высокой нормы прибыли, существенной экономии материальных и финансовых ресурсов, сокращение инвестиций в разработку новых технологий и т. д. При наличии резервов в течение некоторого времени удается двигаться в сторону этих целей одновременно. Но как только эти резервы будут исчерпаны, продвижение в каждом из направлений окажется возможным только при потерях на других, поскольку управление организовано так, что за каждое из этих направлений отвечают различные люди и подразделения, то противоречивость целей выльется в конфликтное взаимоотношение специализированных групп работников. Этот конфликт носит внешнеорганизованный характер, так как его субъектами являются надорганизация — учредитель данного предприятия и данное предприятие.