Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:17, реферат
В предлагаемой для Вашего внимания курсовая работа по дисциплине "Управление персоналом" на тему "Конфликты и методы их разрешения" рассматривает проблемы, связанные с возникновением конфликтов. Раскрывает природу, причины возникновения и типы конфликтов, а также, на примере одного из наиболее встречающихся в работе предприятий и организаций организационного конфликта, рассматриваются его пути развития, его типы в рамках организационного конфликта и т.п..
Особое место в работе уделено средствам воздействия и способам выхода из конфликтных ситуаций, которые важно знать каждому менеджеру, руководителю любого структурного подразделения и т.д. Для каждого из способов выхода из конфликтной ситуации рассмотрен пример. В пример рассматривается возможная производственная ситуация и методика применения способов выхода из конфликтов.
Введение 3
1. Психология конфликта 4
2. Типы конфликта 8
3. Причины конфликтов 10
4. Организационный конфликт 12
5. Функции конфликтов и формы их разрешения 20
5.1. Информативная функция 20
5.2. Интегративная функция 20
5.3. Инновационная функция 21
Заключение 28
Используемая литература 29
В конфликтологии рассматриваются в качестве приоритетных четыре возможных средства воздействия на участников конфликта, которые бы привели к разрешению конфликта, взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта стадия характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубеждений к неприязни и откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
Конфликтное поведение — это пик в развитии конфликта. Оно не может длиться вечно, и в конце концов конфликтующие стороны должны будут выбирать одну из двух программ поведения:
Предполагается, что возможность влияния на участников тем успешнее, чем лучше понимание, интенсивнее взаимная коммуникация и шире пространство действий.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:
Большое значение имеет заключительная, послеконфликтная
стадия. На этой стадии должны быть предприняты
усилия по окончательному устранению
противоречий интересов, целей, установок,
ликвидирована социально-психологическая
напряженность и прекращена любая борьба.
Существуют структурные и межличностные
способы управления конфликтной ситуацией.
Главное, что необходимо знать каждому
руководителю, — не следует искать причины конфликтов только
в различиях в характерах конфликтующих
людей. Различия в характерах — один из
факторов, вызывающих конфликт, и чаще
всего — факторов, маскирующих истинные
причины конфликта. Руководителю лучше
начать анализ с фактических причин, вызвавших
конфликт, использовать соответствующую
методику улаживания.
Разъяснение требований к работе. Один
из лучших методов управления дисфункциональным
конфликтом — метод разъяснения того,
какие результаты ожидаютсяот каждого
сотрудника и подразделения. Надо упомянуть
такие параметры, как уровень результатов,
кто представляет и кто получает информацию,
система полномочий, степень ответственности;
должны быть четко определены процедуры
и правила.
Координационные и интеграционные механизмы. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, выработку решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненные хорошо знают, чьим решениям они должны подчиняться.
Организационные комплексные цели. Эффективное
осуществление организационных комплексных целей
требует совместных усилий двух или более
сотрудников, групп или отделов. Идея,
заложенная в эти цели, — направить усилия
всех участников к достижению общей цели.
Рассмотрим пример компании «Мак-Дональдс».
Начиная строить свою «империю» ресторанов
быстрого обслуживания «Мак-Дональдс»,
руководители компании думали не только
о ценах, качестве и доле рынка: они оказывали
услугу американцам с ограниченными средствами.
Эта «социальная миссия» придала большой
вес оперативным целям. Повара и официанты
в заведениях, работающих под вывеской
«Мак-Дональдс», отнеслись к этим целям
более высокого порядка как к полезному
приему, помогающему выдержать общефирменную
строгую систему контроля за качеством.
Соблюдать высокие стандарты было легче,
когда они подавались в контексте помощи
обществу.
Структура системы вознаграждения. Важно,
чтобы система вознаграждений — благодарности,
премии, признание или повышение по службе
— не поощряла неконструктивное поведение
отдельных людей или групп.
Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличивать объемы сбыта, предлагая без всякой надобности большие скидки и снижая тем самым уровень средней прибыли компании. Либо может вспыхнуть конфликт между отделом сбыта и кредитным отделом фирмы. Стараясь увеличить объем продаж, отдел сбыта может не уложиться в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела. В такой ситуации кредитный отдел может усугубить конфликт, не дав согласия на неординарную операцию и лишая отдел сбыта соответствующих комиссионных.
Таким образом, в курсовой работе на тему "Конфликты и методы их разрешения" были рассмотрены следующие вопросы необходимые для раскрытия вышеназванной темы.
Конфликт — это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив и т.д. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить потребности.
В целом выделяют две группы конфликтов — функциональные конфликты и дисфункциональные. конфликты первой группы ведут к повышению эффективности организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между отдельной личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Причинами конфликтов - это различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей.
Способами выхода из конфликтов являются
средства убеждения, навязывание норм,
материальное стимулирование, использование
власти.