Конфликты социальный, организационный, деструктивный. Их типология и источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:21, реферат

Описание работы

Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. Ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.

Содержание работы

Введение
1. Структура конфликта
2. Типология конфликтов по общественно-политическим признакам
3. Типология конфликтов по социально-экономическим признакам
4. Типология конфликтов по морально-психологическим признакам
5. Социальный конфликт
6. Организационный конфликт
7. Деструктивный конфликт
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

акимова.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

Конфликты по поводу потребностей могут  быть подразделены на два типа: во-первых, конфликты из-за реальной или кажущейся  ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и  долгосрочных потребностей.

Исследование конфликта в сфере  удовлетворения потребностей людей (питание, жилье, медицинское обслуживание, соотношение  заработной платы и цен, пенсионное обслуживание, семейная политика, решение  экологических проблем) предполагает пересмотр нормативистского подхода, все еще доминирующего при разработке основных проблем социальной политики. Суть этого подхода состоит в определении некоторого среднедушевого показателя обеспечения жизненных потребностей (например, "научно обоснованного" метража жилой площади на человека или "научно обоснованных" нормативов потребления мяса, овощей и т.д.) и сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребления опять же в среднедушевом измерении.

Этот подход, по сути, исходит из уравнительной трактовки потребностей. Он не учитывает реальных механизмов распределения и потребления. Иногда этот подход программирует отставание России от развитых и цивилизованных стран мира по принципу "навсегда". Достаточно сказать, что в настоящее  время в странах Западной Европы активно обсуждается вопрос о  необходимости введения всеобщего  обязательного высшего образования, с самым активным участием в этом процессе государства. В это же самое  время в России по-прежнему узаконена  количественная норма потребности  страны в гражданах с высшим образованием всего... в 1,7% населения (170 человек на 10000 человек населения). И эта норма  считается социально и экономически, т.е. научно обоснованной.

 Не случайно теоретическая  модель удовлетворения потребностей  населения и реальный процесс  находились и находятся до  сих пор в вопиющем противоречии  друг с другом, что провоцирует  протестное поведение населения  в рамках этих конфликтов.

Конфликты интересов. Общее между  потребностями и интересами состоит  в том, что в обоих случаях  мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими  на их социальное и экономическое  поведение. Однако если потребности  ориентируют поведение людей  на обладание теми благами, которые  оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного  отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет социального  интереса - это не само благо как  таковое, а те позиции индивида или  социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого  блага. А поскольку эти позиции  неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликто-генны, чем потребности. Как в повседневном общении, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений.

Со стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее воздействие институты и системы  распределения жизненных благ, сложившиеся  в нем. Так или иначе через  системы распределения решается задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или  признается полезным для общества. В рамках бюрократической системы  гораздо большее значение в качестве средства вознаграждения имеют, например, продвижение по службе, всевозможные льготы и привилегии для чиновников. Поскольку последние противопоставлены  широким слоям населения, постольку этот факт является постоянно действующим источником конфликтов в обществе.

На Западе в социальных конфликтах фигурирует противоречие между системой благосостояния и системой труда. В  России же раздел борьбы идет не только по линии "работники - предприниматели", но и по линиям "трудовые коллективы - правительство" и "граждане - чиновники". Наряду с требованиями о повышении  зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Поскольку основным субъектом перераспределения  собственности являются органы государственной  власти, а сама собственность сосредоточена  в их руках, то социально-экономические  выступления своим острием направлены против политики правительства в  центре и на местах. Точно также  обстоит дело с противостоянием  граждан и чиновников в контексте  системы льгот и привилегий.

Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические  отношения между средними и мелкими  предпринимателями, с одной стороны, и властными структурами - с другой. Причины: абсолютная незаинтересованность бюрократии в наличии даже относительной  независимости от нее мелкого, не говоря уже о среднем, бизнеса. Тотальная  зависимость от бюрократии производства и потребления - форма и способ ее существования, которые она воспроизводит  всеми доступными ей методами, далее - коррупция, неопределенность функций  многих государственных служащих, неоднозначность  толкования законов. Возрастает значение характера отношений по линии "предприниматели - основная масса населения". Фактором, способствующим обострению ситуации, является многократное различие расходов между самыми богатыми и самыми бедными.

Если попытаться классифицировать конфликты в социально-экономической  сфере, то типология неизбежно коснется основных социальных сфер современного российского общества. В частности, это будут конфликты в сфере  образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, жилищного  строительства, галопирующего роста  цен (ценовая политика осуществляется государством), материнства и детства, занятости, оплаты труда, пенсионного  обеспечения; социального вспоможения  инвалидам и др.

 

4. Типология конфликтов по морально-психологическим признакам

 

По сравнению с конфликтами, развитие которых побуждается социально-политическими  и социально-экономическими потребностями  и интересами, ценностный конфликт имеет наиболее выраженный морально-нравственный и идеологический характер. Здесь  сталкиваются различные, в том числе  противоположные, системы ценностей  или их интерпретации.

 Нередко системы ценностей  выступают в качестве самодостаточных источников конфликтности, действующих на основе деления человеческих сообществ на "своих" и "чужих". Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между "своими" и "чужими", между "нами" и "ими" приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой конфликтности.

Природные свойства личности - это  второе, что существенно важно для понимания типологии конфликтов по морально-психологическим признакам. Это то, что заложено в индивидах от рождения и, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамически характеристик, как активность и эмоциональность. Поскольку природные свойства личности могут быть как позитивные, так и негативные, постольку они могут быть источником конфликтов в морально-психологической сфере.

В психологической сфере конфликты  обусловлены особенностями психологической  структуры личности. Существуют различные  психологические типологии, в рамках любой из них имеют место негативные составляющие, которые и провоцируют  конфликты в этой сфере. Психологическая  сторона конфликта связана с  личностными особенностями его  участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта.

 

 

 

 

 

 

5. Социальный конфликт

 

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

 

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Причины социальных конфликтов

Причина социальных конфликтов кроется  в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает  тогда, когда одна сторона конфликта  стремится к осуществлению своих  интересов в ущерб другой.

Типы социальных конфликтов 

1. Политические конфликты — это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

 

Основные виды политических конфликтов:

- конфликт между ветвями власти;

- конфликт внутри парламента;

- конфликт между политическими партиями и движениями;

- конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

 

2. Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

 

3. Национально-этнические конфликты — это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

 

Согласно классификации типологии  Д. Катца различают:

- конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

- конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

- конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

 

 

 

 

 

6. Организационный конфликт

Организация - это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое  место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме  того, различные подразделения организации  могут подвергаться управленческому  воздействию в различной степени.

 

 Таким образом, имеют место  неравенство в распределении  ресурсов, а также различия в  возможностях высшего руководства  реализовать властные функции.  Все эти причины подводят нас  к выводу о том, что если  организация есть комплекс противоречий, то она содержит в себе потенциал  напряженности и она (организация)  конфликтна по природе своей. 

Подчеркнем, что в контексте  нашего понимания категория социальной организации равнозначна целевой  группе, то есть объединению людей, созданному для реализации определенных целей организованным образом. Организация  характеризует, в первую очередь - форму  социальной связи между людьми, сплачивающую их в некоторую социальную общность, обеспечивающую функционирование этой общности упорядоченным образом. Любые  объединения людей есть организации, в том числе - институты государственного, регионального и местного управления.

 В своих тезисах автор  исходит из того, что развитие  любого общества, любой социальной  общности, группы или организации,  даже отдельного индивида представляет  собой сложный процесс, который  отнюдь не всегда развертывается  гладко, а нередко связан с  возникновением, развертыванием и  разрешением противоречий. Фактически  вся жизнь любого человека, любого  коллектива или организации соткана  из противоречий.

 На этом фоне противоречия  перерастают в противоборство  между людьми в организации,  занимающими различные позиции,  имеющими различные интересы, преследующими  различные цели. Каждая из противоборствующих  сторон стремится реализовать  свои потребности, интересы и  цели.

 Такое противоборство, ведущееся  путем спора, применения угрозы  или запугивания, использования  физической силы или оружия, называется  конфликтом.

 

 Применительно к организационным  конфликтам, необходимо, считает А.И.Пригожин, выделить следующие три составляющие.

 

 Во-первых, общий предмет. Во-вторых, активные действия (агрессивного  или защитного порядка) заинтересованных  сторон одна против другой: аргументы  в свою пользу, стремление нанести  ущерб противнику, привлечь на  свою сторону третью силу и  т.д. В-третьих, эмоциональное возбуждение всегда сопровождает конфликт (гнев, обида, ненависть, раздражение, страх и т.п.). Только совокупность всех трех составляющих - предметной, деятельностной и эмоциональной - образует конфликт2. Без какой-то одной из этих составляющих конфликты если и возникают, то не составляют для организации серьезной проблемы.

 Итак, под организационным конфликтом  обычно имеют в виду не всякий  конфликт, происходящий в рамках  организации, а такой, который  вызван какими-либо специфическими  ее свойствами, структурными особенностями,  взаимодействием с другими организациями. 

 Современная точка зрения  на сущность организационного  конфликта заключается в том,  что даже в организациях с  эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но даже желательны и необходимы. «Это объясняется, считают А.Г.  Большаков и М.Ю. Несмелова,  парадоксальностью самой организации.  С одной стороны, она должна  быть инструментальной по своей  структуре. С другой стороны,  не все средства функционирования  организации четко определены, и  далеко не все стороны ее  функционирования формализованы»3.

Информация о работе Конфликты социальный, организационный, деструктивный. Их типология и источники