Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:21, реферат
Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. Ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения или (еще лучше) предупреждения.
Введение
1. Структура конфликта
2. Типология конфликтов по общественно-политическим признакам
3. Типология конфликтов по социально-экономическим признакам
4. Типология конфликтов по морально-психологическим признакам
5. Социальный конфликт
6. Организационный конфликт
7. Деструктивный конфликт
Заключение
Список литературы
Среди конкретных причин
организационных конфликтов
1. Неточность правил, регламентов
как таковых, так как они
разрабатываются людьми. Вносимый
в регламенты субъективизм и
ошибки способствуют их
2. Расхождение, различие или
пересечение интересов членов
организации. Объективно могут
расходиться цели и интересы
работников и разных
3. Различие в ценностных
Так, одни работники считают ценностью интересную и содержательную работу, а другие ориентированы только на получение вознаграждения любым способом. Очевидно, что различие в ценностных ориентациях в ходе совместной деятельности может привести к конфликту.
4. Различные формы
Следует сказать, что само неравное
распределение ценностей (вознаграждений,
информации, власти, признания, престижа
и т.д.) между отдельными членами
организации, группами и подразделениями
служит лишь основанием для возникновения
конфликта. Самым важным моментом, провоцирующим
возникновение и развитие конфликтной
ситуации по причинам неравенства, следует
считать осознание членами
5. Неудовлетворенность
Группа причин, носящих субъективный характер:
а) нечеткое распределение прав и обязанностей членов организации;
б) неправильные действия одного или нескольких членов организации, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей цели;
в) ситуационная
г) расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы;
д) личная неприязнь одного члена организации к другому (другим), мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели;
е) зависть одного или
ж) психологическая
Ни одна организация не существует в вакууме.
Возникновение конфликта в организации зависит не только от ее собственных целей и политики, но и «от организационной среды - совокупности факторов вне организации, влияющих на ее деятельность». К ним, по мнению Дж. Масиониса, относятся технологические, экономические и политические тенденции, наличествующая сила и другие организации1.
Современный облик организаций сформирован технологией, которая связана с компьютерами, телефонными системами и копировальными аппаратами. Это обеспечивает больший доступ к информации и к людям, о чем и не мыслили в прошлом. Одновременно компьютерные технологии позволяют менеджерам вести пристальный мониторинг за деятельностью работников той или иной организации.
На организации влияют
Повсюду сказываются периоды экономического роста и спада.
Помимо сказанного, на организации
влияют и демографические
В организации можно выделить четыре типа конфликтов: а) межгрупповые; б) конфликты между личностью и группой; в) межличностные конфликты и г) внутриличностные конфликты.
В первом случае конфликтанты определенным образом организованы и действуют преимущественно в рамках предписанных правил.
Естественно, что подобные
конфликты не исчерпывают
Второй тип конфликта
Третий тип, межличностный конфликт,
может возникнуть на почве должностных
обязанностей руководителя, когда необходимо
обеспечивать соответствующую
Внутриличностные конфликты, как и другие типы проявляются также в различных формах. Наиболее распространенным является ролевой конфликт. Его основу составляют трудности выполнения членом организации своей роли, несоответствие ожиданиям, предъявляемым к члену организации, занимающему определенный статус в организации.
Инициатором конфликта может
быть как рядовой исполнитель,
у которого работа вызывает
раздражение, так и
В конечном счете, все
Итак, теория конфликта традиционно
считает универсальным
7. Деструктивный конфликт
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестоко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремиться психологически, подавить партнёра, унижая его.
Положительное разрешение
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:
- неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
- уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
- абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
- представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
- сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
- увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
- смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
- возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
- отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
- подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
- степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
- следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
Заключение
Типология конфликтов по общественно-политическим,
социально-экономическим и
Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику.
Однако приведенная
Таким образом, наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:
· стороны конфликтов;
· характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт;
· направленность конфликта;
· временные параметры
· результативность
Сложилось мнение, что конфликт
– всегда явление негативное,
нежелательное для каждого из
нас, а в особенности для
руководителей, менеджеров, так как
им приходится сталкиваться с
конфликтами чаще других. Конфликты
рассматриваются как нечто
Список литературы
1 .Мокшанцев Р.И. Конфликтология: Учебно-методический комплекс.- Новосибирск: НГУЭУ, 2007.- 88с.
2. Коновалова В. Г., Ворожейкин И. Е., Коновалов А. В., Конфликтология: Учебник. Издательство: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2005 г.-301с
3. Конфликтология: Учебник А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Издательство: Юнити; 2001 г. 552с.
4. Ратников В. П. Конфликтология:Учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
5. В.Е. Гребцова. Менеджмент. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2000
6. В.А. Спивак. «Управление персоналом: практикум по курсу», Санкт-Петербург: ЗНАНИЕ, 2000
7. «Менеджмент персонала предприятия» учебно-практическое пособие, В.В. Травин, В.А. Дятлов, М.: ДЕЛО, 2000
8. «Управление персоналом» учебное пособие, В.М. Цветаев, Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2000
9. Вдовина М. В. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения // Знание. Понимание. Умение. -- 2009
10. Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. -- 2005
11. Луков Вал. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. -- 2005
Информация о работе Конфликты социальный, организационный, деструктивный. Их типология и источники